В Национальной библиотеке Молдовы 11 июня прошли публичные слушания по поводу нового учебника «История румын и всеобщая история» для 12 классов. Он вызвал бурные споры в политических и экспертных кругах. NM рассказывает, как прошли дебаты и почему учебник оказался в центре скандала.
Скандальный учебник
О новом учебнике «История румын и всеобщая история» для 12-х классов заговорили еще в феврале. Согласно программе, школьники изучают в 12 классе события XX и начала XXI веков. Учебник вызвал волну возмущения у части историков и гражданских активистов. Наибольшая критика обрушилась на главы, посвященные Холокосту. По мнению критиков, трагедия раскрыта недостаточно, а роль маршала Иона Антонеску и румынских властей в организации Холокоста — преуменьшена.
Учебник направили на экспертизу в мемориальный комплекс Яд Вашем и в Институт изучения Холокоста в Румынии имени Эли Визеля. Оба учреждения подвергли критике ряд формулировок. Историк, бывший постпред Молдовы в ООН Алексей Тулбуре опубликовал выдержки из заключений экспертов в авторской колонке NM: Учебник должен быть отозван.
Обострение дискуссий после публикации международной экспертизы привело к организации круглого стола 11 июня. Мероприятие прошло при полном зале. Чтобы уместить всех желающих, организаторам пришлось расставить стулья в два ряда. В течение трех часов учебник обсуждали историки, чиновники, журналисты, педагоги, политики, представители еврейской общины и гражданские активисты.
«Политика, а не история
Слушания открыл глава Ассоциации историков Молдовы Анатол Петренку. Он обвинил критиков в атаках на авторов учебника и назвал происходящее частью «гибридной войны» России против Молдовы.
«[Лидер Приднестровья Вадим] Красносельский [тоже раскритиковал учебник] — что он вообще знает об истории? Пусть у себя ее и преподает», — заявил Петренку.
NewsMaker
Он заявил, что никто из критиков при этом якобы не упоминает преступления сталинского режима. Журналистка Елена Левицкая-Пахомова позже уточнила, что это не так, и среди критиков учебников никто не говорил об оправдании Сталина.
Затем выступили авторы учебника — Алина Феля и Адриан Долгий. По их словам, спор вокруг учебника носит политический, а не академический характер. Авторы утверждают, что раскрыли все ключевые темы в рамках учебной программы и с учетом рекомендаций независимой комиссии.
Они посетовали, что учебник был опубликован на сайте Минобразования для обсуждений, но никто не высказал критики до его официального выхода.
Большинство выступавших после них чиновников и историков оценили учебник положительно. Его называли научным, взвешенным и лишенным пропагандистских интерпретаций.
«Скрытое оправдание Антонеску»
После положительных отзывов слово взяли представители еврейской общины. Глава общины Алена Гроссу сразу подчеркнула, что организация не занимается политикой. Она заявила, что учебник необходимо отозвать:
«Он искажает и неполно описывает Холокост. Мы не можем игнорировать международную экспертизу. Это поможет избежать ошибок в будущем».
NewsMaker
Историк Роман Рабинович пошел дальше — он увидел в учебнике скрытую реабилитацию Антонеску и указал на фактологические ошибки.
«Например, говорится, что было 49 лагерей…», — начал он.
Авторы перебили:
«Мы взяли эту цифру с вашего сайта. Получается, зря вам поверили?»
«…но в учебнике не указано, по чьему приказу они были созданы», — закончил мысль Рабинович.
Зал впервые взорвался аплодисментами. Модератор Петренку отреагировал иронично: «Если уж хлопаете, тогда и всем надо аплодировать».
После этого в защиту учебника выступил бывший посол Молдовы в России Анатол Цэрану.
«Историческая правда должна строиться на национальном интересе. Трагедия одного народа не должна заслонять трагедии других», — заявил он.
Алексей Тулбуре парировал: «Антонеску — военный преступник. Это не отражено в учебнике. Мы на пороге вступления в ЕС — давайте вести себя как европейская, толерантная страна».
«Это просто оскорбительно»
Журналистка Елена Левицкая-Пахомова указала на другую проблему. В одном из параграфов приводится цитата историка Бориса Визера о том, что приезжие в Молдову после войны были «алкоголиками и тунеядцами».
«Общество взорвалось. Это просто оскорбительно», — сказала она.
NewsMaker
Левицкая-Пахомова также сообщила, что около 500 родителей подписали петицию с требованием запретить учебник.
«И вот здесь ваш первый ляп»
С критикой выступили и представители Гагаузии. Историк Светлана Романова, поблагодарив авторов за сам факт появления учебника, все же указала на ошибки:
«Некоторые темы поданы однобоко, допущены неточности. В учебнике говорится о провозглашении Гагаузской ССР, хотя на самом деле речь шла о Гагаузской Республике. И вот здесь ваш первый ляп».
Она также назвала некорректным использование термина «сепаратисты» по отношению к гагаузам.
«Все, достаточно. Ясно»
Историк Борис Шаповалов указал на искажения в разделах о Второй мировой. Он отметил слабое освещение Ясско-Кишиневской операции и отсутствие данных о молдаванах в Красной армии.
«Все, достаточно. Ясно», — оборвал его Петренку, сославшись на нехватку времени.
NewsMaker
Позже он остановил и других участников, которые начинали сравнивать Ленина с Гитлером.
«Хотите денацификацию от Путина?»
В финале выступил историк и политик Октавиан Цыку.
«Я не услышал обсуждения учебника. Я услышал обсуждение взглядов на историю Молдовы», — начал он.
По мнению Цыку, историками можно считать лишь тех, кто обладает научной степенью и выпускает научные работы, а не «тех, кто входил в правительство с коммунистами». Он раскритиковал критиков учебника и тоже заявил, что Молдова находится в состоянии войны (гибридной):
«Зачем вы ищете нацистов? Хотите денацификацию? Как Путин в Украине?»
«Хороший учитель не ограничивается учебником. Он использует другие источники, чтобы передать знания ученикам. Плохому учителю не поможет и самый идеальный учебник».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) почти год живет в режиме энергокризиса и жесткой экономии. Это произошло после того, как Украина прекратила транзит через свою территорию российского газа, который 30 лет «бесплатно» поступал в регион и был основой выживания – и местной экономики, и политического режима. NM рассказывает о том, что сейчас известно о состоянии энергетики и экономики в приднестровском регионе, чего ждать в наступающем году, и приблизилась ли Молдова за этого год к реинтеграции страны.
Откуда газ?
В нынешнюю зиму непризнанная Приднестровская молдавская республика (ПМР) вновь входит с нестабильной и непредсказуемой схемой поставки газа. Сейчас Приднестровье, до этого года не знавшее проблем с энергоресурсами, получает всего 3 млн кубометров газа в сутки, которых хватает на потребление домохозяйств и социальных учреждений. Но этого газа недостаточно для работы расположенных в Приднестровье крупных промышленных предприятий и Молдавской ГРЭС. До кризиса она работала на газе и была ключевым поставщиком электроэнергии для всей Молдовы. Сейчас МолдГРЭС работает в основном на угле и производит электроэнергию только для нужд приднестровского региона.
Газ в Приднестровье больше не поступает напрямую от «Газпрома». Формально это уже не российский, а европейский газ, который закупается на рынке ЕС и поставляется по сложной многоходовой схеме через молдавскую компанию Moldovagaz (национальный оператор, где контрольный пакет принадлежит «Газпрому»), приднестровского оператора Tiraspoltransgaz и венгерскую компанию MET Gas and Energy Marketing AG. При этом платит за него Россия – а Приднестровье формально получает его в кредит.
Ситуация остается шаткой. Как пояснил в начале недели врио главы Moldovagaz Вадим Чебан, нестабильность связана сразу с несколькими факторами: фрагментированными закупками – до трех партий газа в месяц – и проверками со стороны европейских банков тех компаний, через которые Россия оплачивает этот газ.
«Газ, поставляемый на левый берег Днестра, не является российским – он закупается на рынке ЕС. Очевидно, что поставки нестабильны, поскольку в значительной степени зависят от платежей, осуществляемых через платёжного агента (компанию, назначенную Россией – прим. ред.), на основании соглашений, подписанных между Tiraspoltransgaz, Moldovagaz, платёжным агентом и, соответственно, MET Gas and Energy Marketing AG», – сказал Вадим Чебан.
По его словам, сейчас газ закупают короткими «отрезками» – на 10–15 дней вперед.
«В течение месяца есть три периода поставок. И очень многое зависит от этих переводов и стоимости природного газа, а также от постоянного процесса проверки этих платежей корреспондентскими банками, которые в основном находятся либо в Швейцарии, либо в ЕС. Я не могу сказать, что поставки стабильны, потому что постоянно возникают определённые задержки, прежде всего по причине платежей», – уточнил врио главы Moldovagaz.
Фактически это означает, что приднестровская экономика живет от одной партии газа до другой: каждый сбой платежей, любая задержка проверки в европейских банках сразу превращается в риск нового энергокризиса для всего региона.
Как лопнула «газовая сказка» Приднестровья
Кризис возник в начале 2025 года, после того как «Газпром» прекратил поставлять газ в Молдову. До начала войны в Украине Приднестровье бесперебойно получало российский газ, причем бесплатно. Цена газа в Приднестровье была в несколько раз ниже рыночной, а деньги, которые платили за газ жители и предприниматели, оставались в приднестровской казне и использовались местными властями для покрытия бюджетных расходов.
В 2022 году, после вторжения России в Украину, «Газпром» сократил поставки газа в Молдову с 8 млн кубометров в сутки до 5,7 млн. Тогда, согласно контракту с «Газпромом», Правобережная Молдова получала около 1,2 млрд газа в год, а Левый берег — около 2 млрд кубометров, большую часть которого потребляла Молдавская ГРЭС (ее владелец —российская компания «Интер РАО»).
После сокращения поставок Кишинев решил направить все 5,7 млн кубов российского газа в Приднестровье. Часть его использовали для внутренних нужд, а часть шла на МолдГРЭС, которая вырабатывала дешевую электроэнергию для обоих берегов Днестра.
В конце 2024 года истек срок договора на транзит российского газа по территории Украины. Киев отказался его продлевать. И хотя Киев сообщил об этом заранее, в Кишиневе и Тирасполе как-то не спешили к этому подготовиться. В последний момент Тирасполь не без помощи Кишинева смог накопить 13 млн кубометров газа, а также оборудовать часть медучреждений дизельными котельными.
Следут отметить, что уровень газификации в Приднестровье из-за доступных цен очень высокий, альтернативные источники обогрева практически не использовались. В начале января 2025 года, когда прекратилась поставка российского газа, в приднестровских селах полностью отключили газ, а в городах его оставили только для газовых плит, чтобы можно было готовить еду. Вся промышленность, работающая на газе, остановилась, а Молдавская ГРЭС перешла на уголь.
Проблема заключалась и в том, что МГРЭС может работать только на самом высококачественном типе угля — антраците. Наладить его поставки было сложно, так как в основном его добывают в Донбассе, где с 2014 года идут военные действия. В Приднестровье до 2014 года сформировали некоторые запасы этого угля, но, когда начался энергокризис, эти запасы практически исчерпали за месяц.
После прекращения поставки российкого газа Кишинев предложил Тирасполю закупать газ в Европе по рыночным ценам, но Тирасполь отказался. Приднестровский лидер Вадим Красносельский отправился в Москву в надежде решить проблему с газом. По итогам переговоров он заявил, что в ближайшее время Россия найдет возможность предоставить газ Приднестровью на тех же условиях «гуманитарной помощи».
Тогда же выяснилось, что молдавская компания Natural Gaz DC заключила контракт с Tiraspoltransgaz на поставку газа в Приднестровье. В Natural Gaz DC сообщили, что будут закупать газ на европейских биржах в объеме 2-3 млн кубометров в сутки, а Молдова Молдова будет получать с этого около 3 млн леев налогов.
В Кишиневе на это заявили, что, согласно молдавскому законодательству, газ в Приднестровье может поставлять только Moldovagaz. В итоге для поставки газа в Приднестровье согласовали сложную схему: газ на Левый берег поставляет Moldovagaz, получая его на границе от венгерской MET Gas and Energy Marketing AG, а оплачивает его зарегистрированная в Дубае JNX General Trading L.L.C. Позже компании-плательщики несколько раз менялись, но всякий раз они были зарегистрированы в Дубае. Однако эти поставки начались лишь с середины февраля, а до этого газ в регион месяц поставлял Кишинев благодаря €20 млн помощи от ЕС.
Кишинев обусловил эти поставки некоторыми требованиями. Тирасполь должен был освободить несколько политзаключенных, возобновить трансляцию в Приднестровье молдавского общественного телеканала Moldova 1, демонтировать установленные в 2022 году блокпосты и решить проблемы лицея в Рыбнице, подведомственного Кишиневу.
Тогда же ЕС предложил Приднестровью пакет помощи на €60 млн, но уже с дополнительными условиями: соблюдение прав человека и основных свобод,
постепенное повышение цены на газ для потребителей до рыночной (цены были в разы ниже) и исключение из этой программы помощи энергоемкой промышленности.
В Приднестровье от €60 млн отказались, но практически не комментировали эту тему. Позже, на встрече с послом Нидерландов в Молдове Фредом Дуйном, Вадим Красносельский весьма резко высказался об условиях помощи ЕС: «Как вы думаете, эта помощь во благо или во вред? Я сразу заявил, что при таких кабальных условиях «помощь» не может быть принята». При этом Красносельский предложи направить эти €60 млн на строительство очистных сооружений в Кишиневе и других городах Молдовы, чтобы сточные воды не загрязняли Днестр.
Стоит отметить, что 3 млн кубометров газа в сутки, которые Приднестровье стало получать, когда заработала «венгерская схема», — это значительно меньше, чем регион получал последние три десятилетия. Региону только для собственного потребления в зимний период нужно 3,7 млн кубометров.
Поэтому в начале весны в Приднестровье стали резко снижать температуру в батареях центрального отопления, чего раньше никогда не было.
Накануне нынешнего отопительного сезона глава правительства непризнанной республики Александр Розенберг призвал приднестровцев экономить энергоресурсы: «Ситуация практически не изменилась, поэтому экономить нужно, чтобы у нас была возможность запускать производства».
Параллельно в учреждениях Приднестровья, финансируемых из бюджета, начали устанавливать твердотопливные котлы.
Что с экономикой Приднестровья?
Одной из самых значимых статей дохода Приднестровья была поставка электроэнергии с МолдГРЭС на Правый берег: так, за первые 10 месяцев 2024 года МГРЭС поставила электроэнергии на Правый берег на $173,6 млн (28% всего экспорта непризнанной республики).
Снижение поставок газа в 2025 году отразились не только на работе Молдавской ГРЭС, но и на других секторах экономики приднестровского региона. В начале 2025 года в Приднестровье из-за энергокризиса остановилась вся промышленность, а после возобновления в феврале ограниченных поставок газа некоторые предприятия возобновляли работу, но производственная ситуация продолжала оставаться нестабильной.
В течение этого года в Приднестровье неоднократно вводили режим экономии газа из-за очередной смены компании-плательщика и связанных с этим перебоев с оплатой и поставками. Так, в регионе несколько раз длительное время не работали газовые заправки на метане, а летом во всех городах проводили профилактику, отключая надолго горячую воду. Кроме того, простаивали местные промышленные предприятия.
За 10 месяцев этого года приднестровский экспорт упал на 42% — до $359,8 млн, ВВП в первом полугодии сократился на 23,2%, объем промышленного производства за восемь месяцев снизился на 32,8%, а инфляция за 10 месяцев составила 13,9%.
Из-за резкого сокращения доходов власти непризнанной республики в октябре урезали доходную часть бюджета почти на 290 млн приднестровских рублей. Под сокращение попали целевые программы в здравоохранении и социальной сфере, а также финансирование некоторых местных фондов, в том числе дорожного и капвложений.
Ана днях появилась информация, что в Приднестровье намерены экономить на уличном освещении.
Что дальше?
В будущем году вряд ли можно ожидать, что экономическая ситуация в Приднестровье улучшится. Согласно проекту консолидированного бюджета на 2026 год, приднестровские доходы составят 3,8 млрд местных рублей, расходы — 6,5 млрд рублей, дефицит —2,7 млрд рублей (40%).
Глава местного минфина Алена Рускевич, представляя в местном парламенте проект бюджета на 2026 год, сказала, что будет сокращено финансирование некоторых государственных программ, в том числе в здравоохранении, и фондов, в том числе Фонда капитальных вложений. А Фонд поддержки молодежи планируют профинансировать на 4,68 млн приднестровских рублей, однако новые сертификаты на субсидии для покупки жилья выдавать не будут. При этом увеличат расходы Дорожного фонда и сохранят на прежнем уровне финансирование Фонда развития мелиоративного комплекса.
Спикер приднестровского парламента Татьяна Залевская сказала, что сейчас важно «сохранить социально защищенные статьи», то есть выплаты пособий, зарплат и пенсий.
Эксперт в сфере энергетики Сергей Тофилат отметил, что властям Приднестровья придется прежде всего урезать расходы на дороги, инфраструктуру, поддержку бизнеса и сельского хозяйства. И задался вопросом: ««Сколько можно держаться на инфраструктуре, которой нет?». По мнению Тофилата, «дальнейший сценарий в Приднестровье может быть похож на кубинский: население беднеет, народ уезжает, финансов все меньше». При этом «в любой момент поставки бесплатного газа могут прекратиться, и тогда наступит гуманитарный кризис», —считает эксперт.
Но Кишинев, по его мнению, мало что может сделать, пока Приднестровье не готово отказаться от поддержки Москвы. «Лучше всего подготовить план реинтеграции, согласовать его бюджет и поддержку партнеров. И ждать момента, когда Москва откажется сама», —сказал Тофилат.
Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ отметил, в свою очередь, что энергетика в приднестровском регионе играет очень важную роль: она не только во многом формирует местный бюджет, но и существенно влияет на экономику. «Почти две трети приднестровской промышленности — это производство электроэнергии и металла. Это к тому же была и основная статья экспорта. И энергетика, и металлы живут за счет газа. Поэтому его отсутствие бьет по бюджету и по экономике. Нет производства, нет зарплаты, нет рабочих мест, люди вынуждены убегать», — сказал Ионицэ.
С дешевыми энергоресурсами, отметил он, не так чувствительны для людей низкие зарплаты и инфляция, но и этот фактор [дешевых энергоресурсов] уходит в прошлое. Кроме того, налоговая нагрузка на бизнес на Левом берегу в два раза ниже, чем на Правом: «Но даже в условиях низких налогов, дешевых энергоресурсов, торговли с Правым берегом и экспорта в другие страны приднестровская экономика оказалась несостоятельной».