mecc.gov.md

От Антонеску до «коллективной вины». Каким был Холокост на территории Молдовы и какие вопросы это ставит перед нами сегодня

Холокост по-прежнему чаще всего ассоциируется с нацистскими концлагерями в Германии и на территории оккупированной Польши. Тем не менее, эта трагедия коснулась и территории современной Молдовы. Именно здесь в 1940-х годах были убиты более 200 тыс. евреев со всей Бессарабии и Румынии, и в ужасных условиях погибли более 10 тыс. сосланных в местные лагеря ромов. Но как об этом говорить сегодня? И нужно ли? К Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января, NM рассказывает, что стоит знать об этих страницах истории, и какие вопросы они ставят перед нами сегодня.

Что надо знать о Холокосте на территории Молдовы

«Унесенные гетто» был первым масштабным историческим спецпроектом NM. В нем собраны исторические документы, свидетельства очевидцев и выживших в Холокосте на территории Молдовы, приведены комментарии историков и даже воспоминания соучастников преступлений.

Это — подробная хроника того, как создавалось кишиневское гетто, как по приказу румынского маршала Иона Антонеску евреев, а потом и ромов со всей Румынии и Бессарабии отправляли за Днестр в Транснистрию, как там погибли больше 200 тыс. человек, и какую роль в этом сыграло местное бессарабское население.

Цитата из воспоминаний выжившего узника Кишиневского гетто Самуэля Арони:

«Всех нас: родителей, брата, бабушку, дядю, тетю и ее сестру — в четверг утром, 24 июля 1941 года выдворили из нашего дома по ул. Михая Витязул, 24. Мы направились в дом к дедушке по отцовской линии, Аарону-Иосифу Червински, на улицу генерала Авереску, 66. Через несколько часов появились два румынских солдата и обокрали нас. Они угрожали убить нас, но ушли. Я отчетливо помню свои мысли. Мне тогда было 14 лет, и я был уверен, что умру. К вечеру, опасаясь, что солдаты вернутся, мы направились к территории, где создавалось гетто».

Читайте подробней: «Унесенные гетто. Как в Бессарабии истребляли евреев и ромов во время Второй мировой войны»

Что думают о Холокосте в соседней Румынии

Депортации евреев и ромов в Транснистрию происходили по приказу румынского маршала, их осуществляла румынская армия. Что об этом знают и думают в соседней Румынии? По данным Национального института изучения Холокоста в Румынии имени Эли Визеля за 2017 год, у 72% участников опроса Холокост ассоциировался с лагерями смерти в Польше, а 28% говорили, что связывали Холокост с депортациями на территории Румынии. То есть последние знали, что и на территории Румынии был Холокост. Тем не менее подавляющее большинство из них под этим подразумевали депортации евреев из северной Трансильвании, которые организовывали венгры. О событиях, связанных с решениями Антонеску, они не знали.

Почему так вышло, как говорить о Холокосте, не прибегая к поиску виноватых, и почему в Молдове и в Румынии по-разному сложился образ Антонеску— в интервью NM рассказали исследователи Национального института изучения Холокоста в Румынии имени Эли Визеля социолог Анна Бэрбулеску и историк Мариус Казан.

Цитата:

«Коллективной вины не существует. Ни один историк Холокоста не изучает этот вопрос с таким подходом. Если я признаю, что Антонеску приказал расстрелять евреев из Бессарабии, разве я чувствую себя персонально виновной? Это очевидная глупость. Просто я знаю и признаю, что в прошлом моего собственного народа были менее благостные события, которые нельзя отрицать хотя бы из уважения к тем, кто был убит. Хотя бы из уважения к мертвым».

Читайте подробней: «В обществе все еще живет миф об Антонеску-спасителе». Румынские историки о Холокосте на территории Молдовы и Румынии и политике памяти. Интервью NM

Как «примирить» разговоры о Холокосте и советских депортациях

Молдова за XX век пережила не одну трагедию: на ее территории был и Холокост, который в основном осуществляла румынская армия, и сталинские депортации, и репрессии. Нередко при разговоре об этих событиях возникает так называемый «конфликт жертв» и споры, чьи страдания важнее или больше. Но уменьшает ли открытый разговор о Холокосте значимость памяти о депортациях? Стоит ли начинать его с обвинений?
В интервью NM немецкий исследователь памяти, историк и социолог Михаил Габович рассказал, почему молдавский «конфликт памяти» не уникален, и почему полагаться на государство в его разрешении не стоит.

Цитата:

«На исследователей памяти очень большое влияние оказала книга Майкла Ротберга, которая вышла 10 лет назад — „Разнонаправленная память“. В ней он предложил идею о том, что нам надо перестать рассматривать память как „игру с нулевой суммой“, когда постоянно идет война памятей, и мы либо помним о Холокосте, либо о рабстве выходцев из Африки в странах Америки. Или в вашем случае: или Холокост, или депортации. Якобы, если слишком много говорить про Холокост, значит, удаляются депортации. А надо, наоборот, искать точки соприкосновения. Например, люди, которые прошли через этот опыт, или их потомки могут рассказывать друг другу о своем травматичном опыте».

Читайте подробней: «Когда будущее исчезло, большинство стало смотреть в прошлое». Интервью NM об исторической памяти, травмах и национализме

Как учебники влияют на восприятие истории

Германию часто приводят в пример как страну, которая успешно «переработала» свои травмы, и готова открыто говорить о своей сложной истории. В том числе, о своей роли в Холокосте. Тем не менее многие вопросы, актуальные и для Молдовы, в Германии остаются открытыми. Достаточно ли рассказывать в школах о евреях только как о жертвах геноцида? Почему национальный подход к истории безнадежно устарел и какой должен прийти ему на смену? Об этом NM поговорил с исследователями немецкого Института международных исследований учебников Георга Эккерта (Объединение имени Лейбница) — профессором Рием Шпильхаус и доктором Маркусом Отто.

Цитата:

«Сейчас мы исследуем, как в учебниках Германии представлены евреи и антисемитизм. Долгое время евреев обсуждали преимущественно в контексте Холокоста. Хорошо, что это делалось, но этого недостаточно, чтобы показать, что евреи — часть немецкого общества, которой они и являются. Когда их обсуждают только как жертв, — это не очень вдохновляющая репрезентация».

Читайте подробней: «„Аннексия“ и подобные термины — это часть и эмоционального восприятия». Как Молдове «переработать» исторические травмы. Интервью NM с немецкими историками

В молдавских школьных учебниках евреи и ромы упоминаются или при перечислении этнического состава региона, или как жертвы Холокоста и депортаций. Больше никакой информации о них там нет.
О том, чем это опасно, к чему приводит, и почему стоит знать более целостную историю каждого народа Молдовы — в спецпроекте NM.

Цитата:

«Настолько часто мы это говорим „это не должно повториться“, что уже выхолощен смысл этого выражения. Люди уже не задумываются, как сделать так, чтобы это не повторилось. А сделать это можно только одним способом: построить мир, в котором невозможны геноцид, депортации и массовые нарушения прав человека».

Читайте подробней: Чужие народы. Почему в «истории» Молдовы нет места другим этносам

Кстати, узнать о том, как на территории Молдовы появились евреи и ромы, как они здесь жили, чем занимались, и чем примечательна их культура сегодня, можно в специальных выпусках проекта NM «Как Молдова стала общим домом для разных народов»: Время ромов и Еврейское местечко.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

maxim-nm.livejournal.com

В Хельсинки — ни одной смерти в ДТП за последний год. А что в Молдове?

В столице Финляндии Хельсинки за последние 12 месяцев не зарегистрировали ни одной смерти в результате ДТП. Об этом сообщает yle.fi. Тем временем в Молдове за полгода в ДТП погибли 50 человек.

Последнее ДТП со смертельным исходом в Хельсинки произошло в начале июля 2024 года.

Финские власти называют эту ситуацию исключительной. Одним из самых важных факторов, способствующих такой ситуации, стало ограничение скорости. Более чем на половине улиц Хельсинки сейчас действует ограничение скорости 30 км/ч. А скоро вступит в силу и решение снизить ограничение скорости вблизи школ до 30 км/ч.

Дизайн улиц тоже сыграл ключевую роль. В городе в последние годы существенно модернизировали пешеходную инфраструктуру и дорожки для велосипедистов.

Кроме того, установили больше камер слежения и автоматизированных систем контроля.

«Общественный транспорт в Хельсинки работает отлично. Это снижает использование автомобилей и, как следствие, число серьезных аварий», — рассказал Рони Утриайнен, инженер по дорожному движению из отдела городской среды.

Совершенствуют и транспортные технологии, делая автомобили и другие виды личного транспорта безопаснее, чем когда-либо.

***

В Молдове с января по июнь 2025 года произошло 1555 аварий, в результате которых пострадали 1997 человек, включая 412 детей. В результате ДТП погибли 50 человек, включая троих детей, сообщает Национальный центр скорой медицинской помощи. В центре отметили рост случаев ДТП за последние три года: в 2023 году — 1208 ДТП и 1626 пострадавших, в 2024 году — 1439 аварий и 1827 пострадавших, за первые полгода 2025 года — 1555 ДТП и 1997 пострадавших.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: