NewsMaker

«Сдалась», «капитулировала» или «проявила достоинство»? Как политики и общественные деятели прокомментировали отставку Драгалин

Молдавские политики и общественные деятели по-разному отнеслись к отставке главы Антикоррупционной прокуратуры Вероники Драгалин. Некоторые заявили, что она «сдалась» или «капитулировала», другие назвали ее решение «проявлением достоинства». NM собрал реакции на эту тему.

Бывший министр внутренних дел Молдовы и экс-лидер партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Андрей Нэстасе считает, что Вероника Драгалин сдалась. «Я не сомневаюсь, что ее отставку примут. Вопрос в том, почему она пошла на это? (…) Трудно поверить, что после ее отставки передумают ликвидировать Антикоррупционную прокуратуру. Если они отступят, это подтвердит, что акция была фарсом. Если же продолжат, тогда отставка была напрасной. Сейчас это выглядит как капитуляция под давлением одного человека, и все знают, о ком идет речь. Если она сама решила уйти, могла бы оставить после себя правду, которая потрясет прогнившую власть. Потому что мы знаем, что она знает. И теперь у нее есть возможность доказать, что ее не запомнят как человека, который знал, но предпочел молчать», — заявил Андрей Нэстасе.

Председатель «Платформы Достоинство и правда» (DA) Дину Плынгэу утверждает, что Вероника Драгалин «капитулировала». «Когда ты возглавляешь прокуратуру, твоя обязанность — ставить на место бандитов, коррупционеров и даже высокопоставленных госслужащих. Нужно иметь характер, чтобы выдержать давление, угрозы и внимание со стороны. Правда в том, что за 30 лет у нас не было ни одного руководителя прокуратуры, который завершил бы свой срок. Это происходит из-за того, что руководство молдавского правосудия тесно связано с политической волей. (…) Когда ты становишься главой прокуратуры, рано или поздно приходит политический приказ. (…) Молдавское правосудие никогда не было свободным, и партия PAS — не исключение», — считает Дину Плынгэу.

Гражданский активист Павел Григорчук назвал произошедшее «зачисткой неугодных». «В Молдове есть удивительная закономерность: как только прокуроры начинают трогать группировку Плахотнюка, власть моментально бросается их уничтожать. Когда Стояногло арестовал Дамира и начал преследовать людей Плахотнюка за кражу миллиарда, Санду и ее клика запустили против него очерняющую кампанию. Затем срочно переписали закон о прокуратуре, чтобы выбросить Стояногло из кресла генпрокурора. Ведь он нашел слишком много доказательств их связи с „хозяином Молдовы“ в изгнании», — заявил Григорчук.

По словам активиста, сейчас начался «второй акт». «Драгалин добилась, чтобы Интерпол вернул Плахотнюка в международный розыск. Она раскрыла его схему вывода преступников из базы Интерпола. И снова власть тут же изменяет закон, чтобы ликвидировать Антикоррупционную прокуратуру и убрать неудобного прокурора. Но даже этого мало. Драгалин нашла коррупцию в многомиллионных схемах строительства дорог и закупки газа. Давление стало невыносимым, и сегодня Вероника Драгалин объявила об уходе с должности главы Антикоррупционной прокуратуры. А теперь смотрите, как власть резко передумает ликвидировать Антикоррупционную прокуратуру — ведь ее главная цель уже достигнута. В правовом государстве и демократическом обществе невозможно, чтобы власть так нагло подчиняла себе органы юстиции. Прокуратура должна служить народу и закону, а не кучке узурпаторов, временно засевших во власти», — написал Павел Григорчук.

Лидер Национальной молдавской партии (PNM) Драгош Галбур считает, что вместе с Вероникой Драгалин в отставку должны уйти и те, кто ее назначил. «Она сама пришла на эту должность? Нет. Ее назначили при участии PAS, обещая гражданам настоящую борьбу с коррупцией. Сейчас, когда все рушится, она уходит. Но где те, кто ее поддерживал, кто говорил нам, что «реформа правосудия» продвигается? Где отставки тех, кто уверял нас, что государственные институты в надежных руках? Если уходит только глава Антикоррупционной прокуратуры, а те, кто ее поддерживал, остаются, значит, мы сменили человека, но оставили проблему. В настоящей демократии, когда высокопоставленный чиновник уходит из-за неудачи, политическую ответственность на себя берут и те, кто его поддерживал. В нашем случае PAS делает то, что умеет лучше всего — перекладывает вину на других и пытается выйти „с чистыми руками“», — утверждает Драгош Галбур.

Политолог Аурелия Перу назвала отставку Вероники Драгалин «жестом достоинства и чести». «Некоторым представителям власти сложно принять фундаментальные ценности демократии: прозрачность, честность, меритократию. Подводя итог, можно сказать, что Вероника Драгалин вошла в молдавское правосудие через „черный ход“, но выходит на большой сцене. Добро пожаловать, госпожа Драгалин, в „болото“ молдавской политики! (…) И в контексте предстоящих парламентских выборов за экс-прокурора могут „сражаться“ как минимум две политические партии. (…) Отставка Вероники Драгалин — еще одно публичное обвинение правящей партии PAS, которое намекает на страх власти перед мошенническим управлением государственными средствами. Знаковым является то, что этот „разрыв“ в рядах правящей партии, который вызывает Драгалин, происходит в момент, когда США радикально изменяют парадигму внешней политики», — написала Аурелия Перу.

Лидер партии «Коалиция за единство и благополучие» (CUB) Игорь Мунтяну заявил, что сожалеет о том, что Драгалин ушла в отставку до принятия закона. «Это внезапное и печальное решение. Возможно, скоро мы узнаем, приняла она это решение под давлением или в результате анализа затрат и достижений. Но послание Драгалин никак не соответствует той решительности, которую мы ждали», — утверждает Игорь Мунтяну. Он считает, что Веронику Драгалин вынудили уйти в отставку, и надеется, что генпрокурор не подпишет заявление.

Адвокат Андрей Оцел осудил решение Драгалин уйти в отставку. «Любой хороший юрист знает, что не нужно подавать в отставку, когда планируют реорганизацию, чтобы незаконно тебя убрать. Нужно бороться, оспаривать и не сдаваться. Но Вероника…», — написал Андрей Оцел.

Лидер Партии социалистов (ПСРМ) и бывший президент Молдовы Игорь Додон считает, что отставка Драгалин показала, что реформа юстиции «окончательно провалилась». «Это еще одно доказательство того, что власть PAS и Майя Санду разрушают все, за что берутся. А миллионы средств американских и европейских граждан тратят безответственно и в ущерб государству и молдавскому народу. Драгалин, то, что ты побоялась расследовать: масштабную коррупцию в рядах PAS и их схемы хищения — в будущем расследуют более серьезные и храбрые прокуроры. Но до тех пор ждем реакций, проверок и расследований от прокуроров США по поводу растраты американских денег», — заявил Додон.

Политический блок Împreună утверждает, что «отставка Драгалин и отсутствие убедительных результатов работы Антикоррупционной прокуратуры — это следствие безответственной политики парламентского большинства PAS, правительств Натальи Гаврилицы и Дорина Речана». «Мы считаем важным и необходимым продолжить реформу юстиции. Это позволит проверить честность прокуроров и судей, а также реструктуризовать прокуратуры, чтобы обеспечить реальную борьбу с большой коррупцией и организованной преступностью. Однако любую структурную реформу нужно продумать, обсудить и тщательно спланировать. Ни одну реформу нельзя основывать на фрустрациях, вызванных собственными неудачами, недальновидностью, отсутствием трудовой дисциплины, имитацией конкурсов, посредственной кадровой политикой и отказом от принципов меритократии», — говорится в заявлении блока.

Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый заявил, что система «сожрала» Веронику Драгалин, после того как она «перешла дорогу своим». «В Молдове власть боится даже ручных прокуроров, если они вдруг начинают работать по-настоящему. Никакой борьбы с коррупцией не существует, есть только политическая зачистка неугодных. Если прокурор в этой стране не пляшет под дудку, его просто выбрасывают на улицу. Где теперь все те, кто кричал о реформах и европейских ценностях? Молчат? Так и запишите: в Молдове при нынешней власти не может быть независимого правосудия. А если кто-то еще сомневается, загляните в кабинеты коррупционеров во власти — там сейчас наливают за „победу“», — написал Ренато Усатый.

***

29 января министр юстиции Вероника Михайлов-Морару представила три предложения, направленные на усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью в Молдове. Эти предложения разработали в ответ на рекомендации Высшего совета безопасности в контексте электоральной коррупции на прошедших выборах и референдуме. И касаются судьбы двух ключевых ведомств — Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по особым делам (PCCOCS). В частности глава минюста предложила объединить специализированные прокуратуры в единое учреждение.

В Антикоррупционной прокуратуре раскритиковали инициативу минюста. В ведомстве считают, что министр юстиции Вероника Михайлов-Морару не привела убедительных аргументов, обосновывающих необходимость такого решения. «Антикоррупционная прокуратура считает, что это предложение не отвечает современным требованиям и задачам в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью», — заявили в ведомстве. Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин тоже выразила сомнение в целесообразности объединения, подчеркнув, что, прежде чем говорить о реформе, необходимо четко понимать, какую проблему она должна решить.

13 февраля, незадолго до заседания парламента, депутаты от PAS представили проект создания новой структуры, которая объединит две специализированные прокуратуры — Антикоррупционную прокуратуру и Прокуратуру по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PCCOCS). В проекте предлагают упразднить обе прокуратуры и создать новую структуру — Прокуратуру по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Антикоррупционная прокуратура Молдовы проанализировала законопроект о своем объединении с Прокуратурой по борьбе с оргпреступностью и 18 февраля представила свое мнение о документе. Ведомство считает, что слияние двух прокуратур «представляет угрозу национальной безопасности и нарушает несколько конституционных принципов».

Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин 19 февраля подала в отставку. Она заявила, что «чувствует ответственность перед гражданами, но решила поставить интересы страны выше любых других интересов и обязанностей». Драгалин надеется, что ее уход в отставку остановит продвижение законопроекта о слиянии Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

politia.md

В Молдове — взрывной рост оргпреступности. При чем тут Шор и евроинтеграция?

В Молдове, на фоне общего снижения преступности, резко выросла тяжесть преступлений и их организованный характер. Так, число дел, связанных с оргпреступностью, увеличилось за год более чем в четыре раза. Такие данные представлены в проекте Национальной программы борьбы с преступностью на 2026-2030 годы, который правительство рассмотрит 8 октября. NM рассказывает о о ситуации с преступностью в стране и о том, как власти собираются строить в ней «безопасное европейское будущее».

Взрывной рост оргпреступности

Согласно данным, представленным в правительственной программе, общее число преступлений в Молдове в последние годы снизилось: в 2024 году зарегистрировали 24,6 тыс. преступлений — на 8,2% меньше, чем в 2022 году. Уровень преступности в 2024 году составил 102 преступления на 10 тыс. жителей.

При этом, на фоне снижения количества легких преступлений, растет доля тяжких преступлений. Если в предыдущие годы каждое шестое преступление было тяжким, особо тяжким или чрезвычайно тяжким, то в 2024 году к этой категории относилось каждое пятое преступление. Всего в 2024 году 21,7% преступлений были тяжкими или особо тяжкими.

Что касается профиля жертв и преступников, в 2024 году зарегистрировали 12,9 тыс. потерпевших, из которых 55,2% — мужчины. Число преступников составило 11 тыс., из которых 92,1% — мужчины.

Резко выросло в последние годы число преступлений, которые совершают организованные преступные группы. В 2024 году зарегистрировали 889 таких преступлений, что на 342,29% больше по сравнению с 2023 годом (205 преступлений). Тут нужно отметить, что, хотя в правительственной программе это не упоминается, но многие преступления, совершаемые сетью беглого олигарха Илана Шора, проходят по этой категории.

Ухудшение позиции в международных рейтингах

Согласно глобальному Индексу организованной преступности (2023 год), Республика Молдова опустилась на 69-е место из 193 стран, значительно ухудшив свои позиции по сравнению с 2021 годо, когда она занимала 123 место.

Развитие современных цифровых технологий и ускоренная цифровизация Молдовы привели к появлению и росту новых форм преступлений, говорится правительственной программе. Молдова сталкивается с серьезными проблемами в области кибербезопасности, занимая тревожное, 15 из 97, место в World Cybercrime Index как источник киберпреступной деятельности.

Преступления в цифровой сфере включают и насилие над детьми в онлайн-среде. В 2024 году в Молдове выросло число случаев распространения детской порнографии. Правоохранители возбудили 32 уголовных дела по сравнению с 23 годом ранее.

При этом общее число киберпреступлений несколько снизилось, а преобладающими остаются деяния, посягающие на финансовое достояние граждан.

Отдельно в правительственной программе говорится о враждебных действиях России и субъектах, которые с ней связаны. Они используют ИИ для распространения дезинформации, создания фальшивого контента типа deepfake и проведения кибератак для дестабилизации демократических процессов в стране.

Самая многочисленная категория преступлений (35,4% от общего числа) — преступления против собственности. При этом краж стало меньше, зато увеличилось число мошенничеств — с 1930 случаев в 2022 году до 2984 в 2024 году. Методы, которые используют мошенники, становятся все более разнообразными: от телефонных звонков типа «родственник попал в аварию» до мошенничества с инвестициями в криптовалюты.

Выросло за год число преступлений на сексуальной почве: с 551 в 2023 году до 582 в 2024 году (при этом годом ранее было небольшое снижение — с 563 до 551). Опасность заключается в том, что большинство жертв — дети: из 539 потерпевших в 2024 году 382 были несовершеннолетними. Это явление более выражено в сельской местности.

В 2024 года в Молдове были президентские выборы. В этом году был резкий рост случаев подкупа избирателей: правоохранители возбудили 75 уголовных дел по факту подкупа избирателей по сравнению с 3 в 2023 году, когда в Молдове проходили местные выборы. Эту ситуацию власти считают одной из самых больших угроз демократии.

Что касается экономических преступлений, то в 2023 году их количество немного снизилось, а в 2024 году увеличилось на 14,49%. Наиболее частые в этой категории преступлений — изготовление фальшивых денег, уклонение от уплаты налогов и контрабанда. О сложности этих дел говорит чрезвычайно низкий уровень завершения по ним уголовного преследования — 14,5% в 2024 году.

Цели к 2030 году

Для борьбы с вышеперечисленными феноменами правительство намерено потратить 53,3 млн. леев за пять лет (с 2026 по 2030 год). При этом из госбюджета на это выделят 12,5 млн, еще 2,26 млн поступят от внешних партнеров, а более 38 млн леев (свыше 70%) остаются пока финансово не покрытыми, что ставит под угрозу выполнение большей части запланированных мер.

В частности, правительство планирует создать единую онлайн-платформу для сообщений о преступлениях в интернете, усилить технические возможности Центра борьбы с киберпреступностью и повысить цифровую грамотность населения. Цель — сократить к 2030 году число преступлений сексуального характера, в том числе онлайн, на 50%.

Основной упор правительство предлагает сделать на выявлении и ликвидации криминальных сетей с высоким уровнем риска. Для этого предлагается улучшить сотрудничество с Европолом и Frontex, а также внедрять современные аналитические инструменты.

Программа также нацелена на снижение числа преступлений против жизни и здоровья (на 10%) и имущественных преступлений. Особое внимание уделяется борьбе с мошенничеством, число которых в 2024 году достигло почти 3 тыс. случаев.

Как отметили в МВД, эта правительственная программа — не просто набор мер, а дорожная карта к построению безопасного и современного государства, прочно опирающегося на европейские ценности. Успех программы, считают в ведомстве, покажет, сможет ли Молдова эффективно защитить своих граждан и сделать решительный шаг к безопасному европейскому будущему.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: