Andrei Mardari | NewsMaker

«Вуз дает горизонтальное развитие, IT-компания хочет вертикальное». Scrum-мастер об особенностях работы в IT

NM вместе с ассоциацией Tech Women Moldova завершает проект о женщинах, работающих в IT-секторе. Заключительное наше интервью — со scrum-мастером компании Pentalog Алексой Цугулей, которая рассказала NM, как совмещала работу с учебой, почему потеряла бюджетное место в университете, и как получила предложение от компании, в которой всегда мечтала работать.

«Профессию выбирала методом исключения»

Чем отличается scrum-мастер от проджект-менеджера?

Методологией, которую он использует, а также сферой ответственности. Scrum-мастер работает на основе фреймворка Scrum (набора правил. — NM). Проджект-менеджер не обязательно руководствуется этим фреймворком, хотя тоже может им пользоваться. Работа scrum-мастера и проджект-менеджера во многом схожа.

Как вы стали scrum-мастером?

В IT я начала работать на позиции проджект-менеджера еще будучи студенткой университета.

А где вы учились?

В Техническом университет Молдовы на специальности «инженер софта» с преподаванием на английском языке. Когда началась пандемия, в моей семье возникли финансовые трудности, и у мне нужно было начать работать.

А почему вы выбрали специальность инженера? Это же техническая профессия, в которой необходимы технические навыки.

В детстве я больше увлекалась искусством, но в то же время мне нравились и хорошо давались математика, логика. Я училась в лицее реального профиля, но никогда не мечтала быть программистом. Когда я закончила лицей, профессию выбирала методом исключения.

Сначала исключила то, что мне не нравилось. Например, журналистику, медицину, бизнес, управление. Потом — то, что нравилось, но было бесперспективным.

И что попало в категорию бесперспективных?

Например, некоторые специальности, связанные с искусством. Они больше для души, но не для стабильного дохода. Поэтому тут есть два пути: либо ты занимаешься этим только для души, либо делаешь это своей профессией и запасаешься терпением, чтобы дождаться возврата инвестиций.

Andrei Mardari | NewsMaker

«В принципе IT-компании легко берут студентов»

Как вы искали работу будучи студенткой?

В лицее, до университета, немного изучала программирование и примерно понимала, как это работает, и как в общем работают софт-инженеры.

У меня не было знаний в области проджект-менеджмента, но были лидерские качества плюс технические знания — это хорошая комбинация для проджект-менеджера в IT. Но, если честно, было тяжело. В принципе IT-компании легко берут студентов, но большая проблема была в том, что у меня совсем не было опыта, и при этом была пандемия.

Я искала работу пять месяцев. Был сложный период, но благодаря собеседованиям (а я отправила очень много резюме) изучала требования к работе.

В итоге один смелый человек, который в меня поверил, нанял меня. Эта компания занималась маркетингом, а я была ответственна за IT-отдел.

Функции проджект-менеджера подразумевают, в том числе, управленческую работу. Но как управлять, когда нет никакого опыта?

Я делала так: определяла задачу, потом начинала разбираться. Было очень сложно. Сложностей добавлял тот факт, что надо было работать с дизайнерами и разработчиками фрилансерами, писать им техзадания. Я нашла одну команду, они сделали половину работы и пропали, потом пропала другая команда.

Работать с фрилансерами — совсем не то, что работать с командой из 16 человек, которых я вижу каждый день, как это у меня сейчас. Фрилансер в любой момент может отказаться от проекта. Это был челлендж. Было тяжело, но я выполнила все проекты, хотя там были не очень реалистичные задания вроде: должно быть готово через неделю, не очень важно качество, но чтобы не было проблем и чтобы было дешево. Дешево, быстро и очень быстро, и и чтобы все было по дезайну или как в дизайне.

При этом параллельно я училась в университете и училась проджект-менеджменту.

Andrei Mardari | NewsMaker

«Работать в Pentalog было моей мечтой»

Как вы стали scrum-мастером?

Я успела поработать еще в одной компании над запуском продукта, а потом уже начала работать проджект-менеджером и одновременно scrum-мастером. Как проджект-менеджер я занималась, например, бюджетом, а как scrum-мастер —организацией процессов, обучением, работой с командой. Я поработала там полгода, после чего мне предложили работу в компании Pentalog. Работать в Pentalog было моей мечтой.

Почему?

Потому что это компания известна своей политикой в отношении сотрудников, компания с высокими моральными принципами, компания, в которой очень хорошо отлажены все процессы. И никто не требует с тебя «быстро и дешево».

А бывает у вас, например, такое, что кто-то из членов команды не сделал в срок свою часть работы. Что вы в этой ситуации делаете как scrum-мастер?

Такое бывает, но редко. Каждый день у нас проходят встречи в формате standup, где каждый член команды рассказывает, что он сделал вчера, что будет делать сегодня, и есть ли что-то, что ему мешает. Если человек говорит, что он что-то не может сделать, значит, у него есть на это причины, и я как scrum-мастер должна устранить барьеры.

А какие могут быть барьеры: что-то техническое, просто нет настроения, выгорел?

С «нет настроения и выгорел» я не сталкивалась. Потому что в компании заботятся о сотрудниках, создают такие условия, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы
не было стрессов и выгорания. Мы должны это предотвращать. Но бывают технические барьеры: например, не готов какой-то компонент, необходимый для выполнения задачи, или неясно написано техзадание, или клиент что-то не утвердил. или даже… потерялась компьютерная мышь. Scrum-мастер должен все эти проблемы решать.

А вы несете какую-то ответственность, например, если команда не выполнила что-то в срок?

Да, команда разработчиков ответственна за результат, но и scrum-мастер несет ответственность. Мы работаем «спринтами»: составляем себе список задач на две недели, а потом оцениваем, насколько эффективно мы их выполнили. Потом составляем новый «спринт».

«Есть много возможностей для роста»

Как вам удавалось совмещать учебу в университете и работу?

Тяжело было. Я училась на дневном отделении. Чтобы сделать лабораторную, например, надо было создавать программы, а чтобы их создать, надо было искать, думать, находить инженерное решение. Мне помог перевод учебы в онлайн, это позволяло совмещать учебу и работу.

Учебой я занималась после шести вечера. Но к сессии у меня все равно были задолженности, и в итоге меня перевели на контракт.

Как думаете, высшее образование важно в вашей сфере или нет?

Да, важно. Потому что, если мы говорим об управляющем командой, не обязательно, чтобы был технический бэкграунд, но важно, чтобы этот управляющий понимал, о чем речь, когда говорит его команда. Да, я не программирую для iOS, Android и так далее, но я понимаю логику программирования, знаю, что такое «фронтенд» и «бэкенд». Другие проджект-менеджеры сами учатся на ходу или изучают какой-то один язык программирования.

Если говорить о программистах, то там другая ситуация. Вуз дает тебе горизонтальное развитие, то есть много знаний в разных областях. А когда тебя принимают на работу, компания хочет вертикального развития. То есть, чтобы ты знал одну технологию, но очень и очень хорошо.

Andrei Mardari | NewsMaker

Как вы видите свою дальнейшую карьеру?

Есть много возможностей для роста. Я сейчас развиваюсь, в том числе благодаря тому, что присоединилась к сообществу ассоциации Tech Woman Moldova. И я хочу, кроме прочего, быть ментором в программе ассоциации. Тем ментором, которого мне не хватало, когда училась я.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

politia.md

В Молдове — взрывной рост оргпреступности. При чем тут Шор и евроинтеграция?

В Молдове, на фоне общего снижения преступности, резко выросла тяжесть преступлений и их организованный характер. Так, число дел, связанных с оргпреступностью, увеличилось за год более чем в четыре раза. Такие данные представлены в проекте Национальной программы борьбы с преступностью на 2026-2030 годы, который правительство рассмотрит 8 октября. NM рассказывает о о ситуации с преступностью в стране и о том, как власти собираются строить в ней «безопасное европейское будущее».

Взрывной рост оргпреступности

Согласно данным, представленным в правительственной программе, общее число преступлений в Молдове в последние годы снизилось: в 2024 году зарегистрировали 24,6 тыс. преступлений — на 8,2% меньше, чем в 2022 году. Уровень преступности в 2024 году составил 102 преступления на 10 тыс. жителей.

При этом, на фоне снижения количества легких преступлений, растет доля тяжких преступлений. Если в предыдущие годы каждое шестое преступление было тяжким, особо тяжким или чрезвычайно тяжким, то в 2024 году к этой категории относилось каждое пятое преступление. Всего в 2024 году 21,7% преступлений были тяжкими или особо тяжкими.

Что касается профиля жертв и преступников, в 2024 году зарегистрировали 12,9 тыс. потерпевших, из которых 55,2% — мужчины. Число преступников составило 11 тыс., из которых 92,1% — мужчины.

Резко выросло в последние годы число преступлений, которые совершают организованные преступные группы. В 2024 году зарегистрировали 889 таких преступлений, что на 342,29% больше по сравнению с 2023 годом (205 преступлений). Тут нужно отметить, что, хотя в правительственной программе это не упоминается, но многие преступления, совершаемые сетью беглого олигарха Илана Шора, проходят по этой категории.

Ухудшение позиции в международных рейтингах

Согласно глобальному Индексу организованной преступности (2023 год), Республика Молдова опустилась на 69-е место из 193 стран, значительно ухудшив свои позиции по сравнению с 2021 годо, когда она занимала 123 место.

Развитие современных цифровых технологий и ускоренная цифровизация Молдовы привели к появлению и росту новых форм преступлений, говорится правительственной программе. Молдова сталкивается с серьезными проблемами в области кибербезопасности, занимая тревожное, 15 из 97, место в World Cybercrime Index как источник киберпреступной деятельности.

Преступления в цифровой сфере включают и насилие над детьми в онлайн-среде. В 2024 году в Молдове выросло число случаев распространения детской порнографии. Правоохранители возбудили 32 уголовных дела по сравнению с 23 годом ранее.

При этом общее число киберпреступлений несколько снизилось, а преобладающими остаются деяния, посягающие на финансовое достояние граждан.

Отдельно в правительственной программе говорится о враждебных действиях России и субъектах, которые с ней связаны. Они используют ИИ для распространения дезинформации, создания фальшивого контента типа deepfake и проведения кибератак для дестабилизации демократических процессов в стране.

Самая многочисленная категория преступлений (35,4% от общего числа) — преступления против собственности. При этом краж стало меньше, зато увеличилось число мошенничеств — с 1930 случаев в 2022 году до 2984 в 2024 году. Методы, которые используют мошенники, становятся все более разнообразными: от телефонных звонков типа «родственник попал в аварию» до мошенничества с инвестициями в криптовалюты.

Выросло за год число преступлений на сексуальной почве: с 551 в 2023 году до 582 в 2024 году (при этом годом ранее было небольшое снижение — с 563 до 551). Опасность заключается в том, что большинство жертв — дети: из 539 потерпевших в 2024 году 382 были несовершеннолетними. Это явление более выражено в сельской местности.

В 2024 года в Молдове были президентские выборы. В этом году был резкий рост случаев подкупа избирателей: правоохранители возбудили 75 уголовных дел по факту подкупа избирателей по сравнению с 3 в 2023 году, когда в Молдове проходили местные выборы. Эту ситуацию власти считают одной из самых больших угроз демократии.

Что касается экономических преступлений, то в 2023 году их количество немного снизилось, а в 2024 году увеличилось на 14,49%. Наиболее частые в этой категории преступлений — изготовление фальшивых денег, уклонение от уплаты налогов и контрабанда. О сложности этих дел говорит чрезвычайно низкий уровень завершения по ним уголовного преследования — 14,5% в 2024 году.

Цели к 2030 году

Для борьбы с вышеперечисленными феноменами правительство намерено потратить 53,3 млн. леев за пять лет (с 2026 по 2030 год). При этом из госбюджета на это выделят 12,5 млн, еще 2,26 млн поступят от внешних партнеров, а более 38 млн леев (свыше 70%) остаются пока финансово не покрытыми, что ставит под угрозу выполнение большей части запланированных мер.

В частности, правительство планирует создать единую онлайн-платформу для сообщений о преступлениях в интернете, усилить технические возможности Центра борьбы с киберпреступностью и повысить цифровую грамотность населения. Цель — сократить к 2030 году число преступлений сексуального характера, в том числе онлайн, на 50%.

Основной упор правительство предлагает сделать на выявлении и ликвидации криминальных сетей с высоким уровнем риска. Для этого предлагается улучшить сотрудничество с Европолом и Frontex, а также внедрять современные аналитические инструменты.

Программа также нацелена на снижение числа преступлений против жизни и здоровья (на 10%) и имущественных преступлений. Особое внимание уделяется борьбе с мошенничеством, число которых в 2024 году достигло почти 3 тыс. случаев.

Как отметили в МВД, эта правительственная программа — не просто набор мер, а дорожная карта к построению безопасного и современного государства, прочно опирающегося на европейские ценности. Успех программы, считают в ведомстве, покажет, сможет ли Молдова эффективно защитить своих граждан и сделать решительный шаг к безопасному европейскому будущему.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: