Максим Андреев/Newsmaker

А есть А. Евгений Шоларь о силе и правде новой власти в Молдове

 

Я хочу сильной власти в Молдове. Нет, не той «силы», о которой постоянно говорил Плахотнюк. И не «сильной руки», о которой как-то заговаривал Додон. От новой власти я жду силы быть, наконец, честными — впервые за годы молдавской независимости называть вещи своими именами, нести за это ответственность, вести общество вперед, а не следовать за ним. И идти до конца, преодолевая неизбежное сопротивление популистов, хейтеров, ошметков прежней политической системы и геополитического лобби.

Выступление главы МИДЕИ Нику Попеску в Бухаресте, где он открыто назвал приднестровский конфликт 1992 года гражданской войной, вызвало бурю негодования в стакане молдавского фейсбука. Определение, давно принятое в серьезном международном экспертном, научном и политическом сообществе, вызвало потоки ненависти, подхватившие отдельных бойких депутатов и активно подогреваемые воскресшими троллями Демпартии.

Могло сложиться впечатление, что буквально все молдавское общество кипит от возмущения. Но это вовсе не так. В действительности очень многие в Молдове прекрасно понимают, что без примирения с прошлым, взаимного признания потерь и страданий, без принятия правды о том конфликте, в который был втянуты обычные люди с двух берегов расколотой страны, — никакого примирения не будет. И возможности смотреть и идти вперед тоже не будет. А будет ненависть еще на много лет вперед под ура-патриотические лозунги, третье десятилетие разделяющие страну.

Когда-то такую же реакцию (и, кстати, у той же аудитории) вызывали первые честные публикации и высказывания о другой темной странице нашей истории — Холокосте на территории Молдовы. Но в этом направлении при помощи международных партнеров уже не первый год ведется работа с памятью и исторической правдой, и она понемногу дает свои результаты. Хотя и сейчас порой случается… С исторической памятью в приднестровском конфликте не работает никто: три десятилетия людям на двух берегах от школьных парт до телеэкранов вбивают в головы черно-белую картинку с образом врага, которого надо ненавидеть.

Я не знаю, сколько людей готовы сегодня открыто, смело и честно взглянуть на правду о приднестровском конфликте. Но знаю, что молдавское общество, в том числе гражданское, вовсе не ограничивается фейсбучными хейтерами. Но в этом отчасти состоит проблема здоровой, умеренной, «центристской» части общества — в ключевые моменты многие из нас чаще всего остаются в стороне от дискуссий. В то время как крикливая «телега» радикализма, нетерпимости и ненависти громыхает, создавая видимость «общественного мнения», требующего линчевать очередного, кто посмел сказать что-то, не вмещающееся в их картину мира.

Ровно такая же история была с голосованием Андрея Нэстасе в ПАСЕ — честной и ответственной позицией, следующей в общеевропейском тренде и ставящей Молдову в один ряд с главными европейскими игроками, политическими лидерами и визионерами.

И так будет еще не раз — при каждом «малом шаге», направленном на преодоление геополитического, межэтнического, территориального раскола страны. Но подлинной проблемой этой власти будет не громкость выкрикиваемой в ее адрес критики, а то, если окрики хейтеров и страх выйти из зоны чьих-то ожиданий и архаичных мировоззрений останутся для нее определяющими.

У этой власти сегодня есть беспрецедентный социальный мандат на объединение молдавского общества и полное политическое переустройство Молдовы. У нее есть и моральное, и политическое право не просто предлагать, но и продавливать новые подходы, новые позиции, новые правила игры. Новую политическую модель для Молдовы — вместо нынешнего соревнования в безответственном популизме и игры на политическом расколе, примитивных эмоциях, фобиях, предрассудках и невежестве.

Это может показаться идеализмом, но я хочу честной и открытой политики. Я хочу, чтобы вещи называли своими именами, даже если какие-то из них нашему обществу неприятно признавать. Я хочу власти, которая наконец займется работой с обществом. И в первую очередь с собственным «электоратом» — его выращиванием, воспитанием в духе открытости, терпимости, цивилизованности, политической культуры и ответственности. Для этого надо говорить правду.

И не важно, касается это приднестровского конфликта, кражи миллиарда, того, что нельзя списывать на экзаменах, или что в бюджете ничего не может взяться из ниоткуда. Я хочу власти, которая всегда будет называть черное черным, а белое белым. И сказав, наконец, что «А есть А», не испугается, не примется оправдываться и не сдаст назад под давлением крикунов, в угоду популизму, «патриотизму» или какой-то очередной политической целесообразности.

Евгений Шоларь — политический обозреватель NM

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Cu Sens/Facebook

Минюст: Молдова пока не получила подтверждение об экстрадиции Плахотнюка из Греции

Министерство юстиции Молдовы пока не получало от греческих коллег официальное решение по поводу экстрадиции олигарха Владимира Плахотнюка. Об этом госсекретарь ведомства Эдуард Сербенко рассказал 9 сентября в эфире программы Spațiul Public на Radio Moldova.

«Министерство юстиции Греции якобы одобрило запрос Молдовы об экстрадиции, но нас должны официально уведомить. Сейчас у министерства нет официальной информации о принятом решении», — сказал Сербенко.

Он добавил, что Молдова предоставила греческим властям гарантии соблюдения условий содержания под стражей в соответствии с международными стандартами. Вероятнее всего, по возвращении в Кишинев Плахотнюка поместят под предварительный арест в отдельную камеру в тюрьме № 13.

Отметим, адвокат Плахотнюка Лучиан Рогак заявил 5 сентября, что министерство юстиции Греции одобрило экстрадицию бывшего лидера Демпартии.

***

Беглого молдавского олигарха, экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и его соратника Константина Цуцу задержали 22 июля в аэропорту Афин при попытке вылететь в Дубай. В Греции Плахотнюка поместили под предварительный арест на 40 дней. Молдова подала два запроса о его экстрадиции. Плахотнюк согласился вернуться в страну.

В Молдове на имя Плахотнюка выдали ордеры на арест по трем уголовным делам. Самое громкое дело — по обвинению в соучастии в краже миллиарда из молдавских банков в 2014 году. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Илан Шор, получил $39 млн и €3,5 млн. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.

В феврале 2025 года Интерпол объявил Плахотнюка в международный розыск.

Против Плахотнюка также открыты уголовные дела в России: ему предъявлены заочные обвинения в руководстве преступным сообществом, в контрабанде наркотиков и в незаконном выводе денег, суд заочно арестовал его. После ареста Плахотнюка в Греции Россия также запросила его экстрадиции.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: