Ольга Кулик — первая в Молдове женщина, получившая лицензию пилота. А всего в стране таких женщин две. В Международный день гражданской авиации, который отмечают 7 декабря, Ольга Кулик рассказала в интервью NM, как она села за штурвал самолета, почему курсы пилотов малой авиации такие дорогие, как полеты изменили ее жизнь, и почему пилотирование осталось для нее увлечением и не стало профессией.
«Да, и порулить можно будет»
Когда вы поняли, что хотите летать?
Мне с детства нравилась высота и все, что с ней связано. На Комсомольском озере была вышка, откуда можно было прыгнуть с парашютом. Это самая высокая точка, на которую я поднималась. Тогда, в 15 лет, у меня появилась мечта: прыгнуть с парашютом. Родители не позволили мне это в 15 лет. Но мечта осталась. О полетах я тогда не думала, и даже не знала, что есть такая возможность.
Однажды мой друг позвал меня на аэродром в Вадул-луй-Водэ. Он собирался прыгать с парашютом и пригласил меня посмотреть. На аэродроме как раз в тот день летчики-инструкторы обучали любителей. Я спросила: «А можно у вас полетать?». Мне сказали: «Да, конечно». Я спросила: «А порулить можно?». И услышала в ответ: «Да, и порулить можно будет». Буквально через две минуты я была в небе за штурвалом. Так я впервые села за штурвал. В тот день я даже не увидела, как прыгает с парашютом друг, который позвал меня на аэродром.
Так просто вас пустили за штурвал?
Да, я сидела на месте второго пилота. В безопасный момент мне разрешили немного «порулить». Я не могу словами описать эмоции, которые я тогда испытала. Это надо почувствовать самому. Это был невероятный восторг.
Сейчас я понимаю, что нет ничего особенного в том, что кого-то пустили за штурвал и дали «порулить» в безопасный момент. Естественно, командир судна все контролирует. Ничего не произойдет в воздухе в штатной ситуации. Очень сложно перевернуть самолет во время полета или сделать еще что-то опасное. Самое сложное — это взлет и посадка.
А как вы стали пилотом?
После того первого полета я стала практически каждую неделю приезжать на аэродром, чтобы снова сесть на место второго пилота или просто провести время в этой атмосфере.
Через год я поняла, что хочу управлять самолетом сама, а не под диктовку командира. С каждым разом я все больше брала управление на себя, но не понимала, как это устроено. Мне хотелось летать осознанно, поэтому в 2015 году я пошла учиться на курсы пилотов малой авиации PPL Private Pilot License, которые незадолго до этого открыли в Молдове.
Были сложности во время обучения?
Я училась полгода пять дней в неделю. После работы сразу ехала в аэропорт на курсы, а после занятий учила теорию дома. Когда в середине обучения началась практика, приходилось рано утром вставать, ехать на аэродром, затем на работу, а потом — снова на занятия. Было очень сложно все это совмещать. На курсах надо было отлетать 45 часов. Когда закончились теоретические занятия, могла летать и утром, и вечером.
«У меня будто выросли крылья»
Что было самым сложным в первых самостоятельных полетах?
Мне было непросто сразу научиться чувствовать, когда шасси коснутся земли, и насколько высоко я нахожусь над взлетно-посадочной полосой. И когда я научилась точно определять момент, когда шасси коснутся полосы, у меня будто выросли крылья.
На постсоветском пространстве только лет десять назад перестали удивляться женщине за рулем авто. А пилотирование самолетов и вовсе считается «чисто мужским» делом или увлечением. На курсах не сталкивались с косыми взглядами или шуточками?
Нет, не сталкивалась. Вообще, у нас в Молдове очень мало людей занимаются малой авиацией, мы все друг друга знаем. И когда я решила получить лицензию пилота, мне, наоборот, все очень помогали.
На западе много женщин-пилотов. Но в Молдове сейчас вы — одна из двух. Как думаете, почему?
Думаю, что в Молдове очень мало женщин-пилотов, потому что курсы пилотов малой авиации у нас появились только лет семь назад, незадолго до того, как я сама решила получить лицензию. Вскоре после меня еще одна женщина получила лицензию. И я знаю, что есть еще женщины, которые хотят стать пилотами.
До того, как появились курсы малой авиации в Молдове, все учились за рубежом: в Румынии, Чехии, России. А курсов пилотов коммерческих авиалиний в Молдове все еще нет, нужно ехать за границу.
Стать пилотом — это дорого?
Курсы пилотов малой авиации в Молдове сейчас стоят около €7 тыс. За границей дешевле, потому что там спрос на такие курсы выше. Дорого, потому что для каждого полета нужно арендовать самолет. Сейчас я летаю на четырехместном Cessna 172. Его аренда стоит €200 в час. Но можно взять с собой друзей и разделить эту стоимость на всех, или летать не час, а полчаса.
Сейчас, зимой, я летаю редко, летом — чаще. Но перерыв между полетами не должен быть больше трех месяцев, иначе нужно будет пройти небольшой тест. Кроме этого, все пилоты малой авиации должны каждые два года сдавать экзамены по теории и практике.
«Прежде всего я мама двух дочек»
Вы хотели бы стать профессиональным пилотом?
Нет. Я не хочу зарабатывать деньги пилотированием. Это мое хобби, я летаю для удовольствия. Я не собираюсь полностью «переключаться» на полеты и сделать это своей работой. Прежде всего я мама двух дочек. А у пилотов слишком загруженный график.
Полеты как-то изменили вашу жизнь?
Когда я начала учиться на курсах пилотов, я работала экономистом в крупной компании. В 2017 году я решила уволиться и изменить свою жизнь, но не знала, как. В тот период я много летала.
Однажды за границей я увидела фитостену из мха и поняла, чем хочу заниматься. Эта стена из ягеля была очень похожа на наши Кодры с воздуха, на то, что я вижу из кабины самолета. Я создала студию Kora, мы делаем композиции из мха, принося часть природы в интерьер. В стенах из мха, которые я делаю, есть очертания Днестра, лесов и полей. Иногда прихожу после полетов на работу и говорю: «У меня есть такая идея, я такую картину увидела!». Полеты меня очень вдохновляют.
Вам не страшно летать? У вас ведь две дочери.
Нет, не страшно. Когда я начинала летать, они были еще маленькие, и я сразу брала их с собой. Мы часто летаем вместе. Они даже ведут прямой эфир в соцсети во время полетов. Это не опасно и не страшно. Это намного безопаснее, чем сесть за руль автомобиля.
Это воздух. Даже в чрезвычайной ситуации Cessna сможет легко спланировать: вокруг много полей и всегда есть возможность вырулить на свободное пространство, особенно если лететь на большой высоте.