В конце ноября исполняется год с тех пор, как Александра Стояногло назначили генпрокурором. Несмотря на это, битва за пост генпрокурора продолжается, но уже в судах. Два экс-кандидата на этот пост пытаются оспорить результаты конкурса, победителем которого признали Стояногло. NM рассказывает, кто и как пытается обжаловать назначение Стояногло, и при чем здесь экс-глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь.
Сергей Пержу
Пержу получил высшее образование в Румынии. С 2005 года он работал адвокатом в Румынии, сначала в адвокатском кабинете «Сергея Пержу», а с 2006 года — в румынской компании Perju, Rotaru și Asociaţii. В 2017 году Пержу получил лицензию адвоката в Молдове. Осенью 2019 года адвокат Сергей Пержу подал заявку на участие в конкурсе на должность генпрокурора, который проводил минюст. Пержу не прошел первый этап конкурса, набрав 58 баллов (четверо полуфиналистов конкурса, включая Стояногло, набрали от 77 до 86 баллов).
Как выяснил NM, Пержу связан с прокурором Антикоррупционной прокуратуры Владиславом Бобровым. Согласно декларации о доходах Боброва, в 2015 году Пержу дал ему в долг 415,9 тыс. румынских леев (около 1,7 млн молдавских леев) на покупку квартиры в Бухаресте площадью 88,83 кв.м. В декларации указано, что долг Бобров должен был отдать в 2020 году. При этом, он дал в долг Боброву деньги под 0% годовых.
В свою очередь, некоторые СМИ называют Боброва «приближенным» экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. В 2014 году Морарь руководил управлением уголовного преследования Генпрокуратуры. В том же управлении работал и Бобров. Морарь курировал расследование дела Antifa, которое вел Бобров. (по этому делу нескольких гражданских активистов обвинили в попытке организации госпереворота, дело до сих пор рассматривает суд первой инстанции).
В 2016 году Морарь возглавил Антикоррупционную прокуратуру. В том же году на работу в Антикоррупционную прокуратуру перешел Бобров. Зимой 2020 года Бобров был в числе прокуроров, которых генпрокурор Стояногло попросил добровольно уйти в отставку «из-за несоответствия должности». Однако Бобров проигнорировал просьбу Стояногло и продолжил работать.
Что за дела
Дело 1. В ноябре 2019 года Сергей Пержу обратился в суд и потребовал приостановить решение спецкомиссии минюста, которая проводила конкурс на пост генпрокурора и выбрала полуфиналистов. По мнению Пержу, во время конкурса было допущено несколько серьезных нарушений. В частности, он отметил, что некоторые кандидаты были связаны с членами спецкомиссии минюста, а у одного из полуфиналистов конкурса были проблемы с неподкупностью.
В январе 2020 года суд отклонил жалобу Пержу, отметив, что он не предоставил все необходимые документы. Пержу оспорил это решение в Апелляционной палате (АП) Кишинева. В марте 2020 года АП вернула дело на пересмотр в суд первой инстанции. В июле 2020 года суд Рышкановки снова отклонил жалобу Пержу, отметив, что он так и не устранил допущенные неточности. 16 июля АП вновь встала на сторону Пержу и постановила, что рассмотрение жалобы Пержу необходимо возобновить.
В октябре 2020 года суд Рышкановки приступил к рассмотрению жалобы. Последнее заседание по этому делу состоялось 11 ноября. Заседание, однако прервали из-за того, что судьи решили «увеличить число участников процесса» и вызвать других участников конкурса на пост генпрокурора.
Дело 2. В мае 2020 года Пержу вновь обратился в АП. На этот раз он подал в суд на Высший совет прокуроров, а также потребовал отменить решение президента Игоря Додона о назначении Александра Стояногло на пост генпрокурора. Судьи АП решили, что этот вопрос не входит в их компетенцию, и отправили иск Пержу в суд Рышкановки, который рассматривает административные дела. 1 октября 2020 года суд Рышкановки начал рассматривать это дело. Суд при этом решил включить в этот процесс Стояногло «как третью сторону». Информации о заседаниях по этому делу на сайте судебных инстанций нет, хотя в списке дел, готовящихся к рассмотрению, указано, что слушания по этому делу уже идут.
Эдуард Булат
Победу в конкурсе Стояногло также пытается оспорить прокурор Эдуард Булат. Он работает в прокуратуре с 1994 года. С 2008 по 2017 год руководил управлением по борьбе с торговлей людьми в Генпрокуратуре. После реформы прокуратуры в 2017 году он возглавил управление политики, реформ и менеджмента проектов. В 2019 году Булат был заместителем и.о. генпрокурора Думитру Робу. При этом сам Робу был некоторое время подчиненным Булата (с 2013 по 2016 год) и подчиненным Мораря (с 2016 по 2018 год).
В 2015 году Булат фигурировал в расследовании Moldova Curata. Журналисты выяснили, что прокурор ежегодно тратил сотни тысяч леев на строительство дома. По их оценкам, его расходы значительно превышали доходы. Булат объяснил это тем, что его сестра, которая работает за границей, дала ему в долг €55 тыс.
Некоторые СМИ также называют Булата, как и Пержу, приближенным Виорела Мораря.
Что за дела
Осенью 2019 года Булат, как и Пержу, оспорил в суде Рышкановки решение спецкомиссии минюста о выборе полуфиналистов конкурса на пост генпрокурора. В мае 2020 года суд отклонил жалобу Булата, как необоснованную. Решение приняли, после того как Конституционный суд признал неконституционной поправку к закону «О прокуратуре», которая предполагала создание спецкомиссии минюста для первичного отбора кандидатов в генпрокуроры. При этом КС в своем решении отметил, что признание неконституционными поправок к закону «О прокуратуре» никак не касается назначения генпрокурором Стояногло.
Несмотря на это, Булат обратился в АП, указав как третьих лиц в этом процессе четырех финалистов конкурса, включая Стояногло. В Апелляционной палате дело попало к судейской коллегии под председательством нового главы АП Кишинева Владислава Климы. На заседании 21 октября Клима взял самоотвод. На заседании 10 ноября его заявление об отводе отклонили.
Почему нельзя отменить решение минюста
После решения КС NM вместе с экспертами разбирался, может ли суд отменить назначение Стояногло. Тогда экс-судья Европейского суда по правам человека Станислав Павловский сказал NM, что решение спецкомиссии минюста невозможно оспорить в суде. «Нельзя снова провести конкурс, который уже признали неконституционным», — отметил он. Также он сказал, что решение КС «практически исключило все возможные способы отправить в отставку генпрокурора, [назначенного по результатам этого конкурса]».
Того же мнения придерживается адвокат Виктор Мунтяну. «Если конкурент считает, что действия комиссии были незаконными, потому что создание комиссии объявили неконституционным, то и суд не может ничего решить в его пользу, потому что решения комиссии уже недействительны», — отметил Мунтяну.
В июле 2020 года парламент отменил поправки к закону «О прокуратуре», которые не одобрил КС. Таким образом, кандидата на пост генпрокурора теперь вновь будет выбирать Высший совет прокуроров.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание опубликованных расследований.