(ВИДЕО) Директором НЦБК назначили «терминатора»? Как PAS и ПСРМ поспорили из-за кандидатуры Русу
4 мин.

(ВИДЕО) Директором НЦБК назначили «терминатора»? Как PAS и ПСРМ поспорили из-за кандидатуры Русу

Депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) назначили Юлиана Русу директором Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК). Решение приняли на заседании 3 февраля. Официально Русу вступит в должность 7 февраля.  Обсуждение кандидатуры не обошлось без традиционного обмена обвинениями между депутатами от PAS и Блока коммунистов и социалистов.

Как утверждали кандидата

Благодаря поправкам к закону «Об НЦБК», нового директора можно назначить без конкурса. Кандидата могут предложить 20 депутатов парламента. О том, что Русу предложили на эту должность, стало известно накануне, 2 февраля.

На заседании 3 февраля депутат от Партии социалистов попросил разъяснить, когда прошел конкурс на пост директора НЦБК, и на каких основаниях выбрали Русу. Глава юридической комиссии парламента и депутат от PAS Олеся Стамате напомнила, что благодаря поправкам к закону, проводить конкурс нет необходимости.

«Сегодня 20 депутатов могут решить, кто может стать кандидатом», — сделал вывод Батрынча. Он отметил, что действия PAS «грубо нарушают» демократические нормы.

Стамате же напомнила, что «чемпионом по сфальсифицированным конкурсам» была партия ПСРМ. Другой депутат от ПСРМ Василий Боля отметил, что «Олимпийскими чемпионами» в этом вопросе является PAS, и напомнил о скандале с выбором Народного адвоката.

Также Боля напомнил, что правительство намеревалось реформировать Антикоррупционную прокуратуру и ликвидировать НЦБК. Боля поинтересовался, будет ли Русу «терминатором» или «будет устраивать маски-шоу». Напомнил Боля и о том, что Русу состоял с неформальной переписке с экс-главой Антикоррупционной прокуратуры Виорелом Морарем. Стамате же отметила, что «не сомневается в неподкупности» Русу.

Затем слово дали Русу. «Я принимаю как комплимент [звание] «терминатор», но не в значении организации [работы НЦБК], а в значении ликвидации коррупции», — сказал Русу.

Также он отметил, что его переписка с Морарем была личным делом, и генпрокурор Александр Стояногло не имел права ее обнародовать. Кроме того, Русу напомнил, что на тот момент занимался мониторингом происходящего в прокуратуре и собирал информацию, чтобы объяснить гражданскому обществу, что происходит в Генпрокуратуре. Напомнил Русу и о том, что у «любого человека есть право на презумпцию невиновности». Боля не сдавался: «Вы будете адьютантом Мораря, или он будет консильером в вашей работе?».

Депутат от PAS Анна Раку напомнила, что правительство планировало реструктурировать НЦБК, а не ликвидировать.

Также, отвечая на вопросы депутатов, Русу рассказал, что, став директором НЦБК, первым делом обсудит с прокурорами Антикоррупционной прокуратуры, как они будут сотрудничать.

«Чтобы дела, которые не доходят до суда, дополнили. Я не уверен, что аргументы, связанные с нехваткой персонала, убедительные. У НЦБК есть внушительное количество персонала», — сказал Русу.

Он напомнил, что НЦБК получал «финансовую поддержку». «Это структура, у которой есть потенциал собрать достаточно доказательств, чтобы дела о большой коррупции расследовали эффективно и передали в суд», — сказал Русу.

За кандидатуру Русу проголосовали депутатов 57 от PAS. После этого Русу принес присягу.

Что известно о Юлиане Русу

Юлиан Русу — магистр в области права, закончил Оксфордский университет. У него 20-летний опыт работы в системе юстиции. Последние три года Русу занимал должность заместителя исполнительного директора Института политики и европейских реформ (IPRE). Кроме того, судя по его декларации о доходах, Русу предоставлял юридические консультации международным фондам, и коммерческим предприятиям в Молдове и за рубежом. 2 октября 2021 года Русу назначили госсекретарем министерства юстиции.

Практически сразу после этого Русу стал фигурантом скандала, когда генпрокурор Александр Стояногло обнародовал информацию из телефона экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря. Стояногло утверждал, что Русу состоял с Морарем в неформальной переписке, и даже «помогал» ему.

После этого Русу сообщил на своей странице в Facebook, что в 2019 году IPRE «провел встречу с Виорелом Морарем, чтобы разобраться с положением дел в Генеральной прокуратуре, включая то, как нарушили закон при открытии уголовного дела и отстранении Виорела Мораря». Также он отметил, что считает обнародование переписки нарушением закона, а выступление Стояногло — «непрофессиональным и неожиданным».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: