Доберется ли коронавирус до банков? Что будет с молдавскими банками и вашими деньгами
6 мин.

Доберется ли коронавирус до банков? Что будет с молдавскими банками и вашими деньгами

В Нацбанке утверждают, что у молдавских банков высокий уровень капитала и достаточно денег, поэтому финансовые проблемы из-за эпидемии и вызванного ею кризиса им не грозят. В то же время данные НБМ за март свидетельствуют о начинающихся проблемах: объем новых депозитов снижается, доля неблагоприятных кредитов растет. В России и вовсе говорят о возможном банкротстве коммерческих банков, когда экономический кризис из-за пандемии коронавируса достигнет пика. NM вместе с экспертами разбирался, что ждет молдавские банки в недалеком будущем. 

Из леев в доллары и евро

В марте 2020 коммерческие банки смогли привлечь на 12,5% меньше новых депозитов по сравнению с февралем 2020 и почти на 30% меньше, чем в марте 2019. По данным Нацбанка, объем новых депозитов в марте составил 1,7 млрд леев. В феврале сумма была 1,9 млрд, а год назад — 2,4 млрд леев.

Сильнее всего снизились новые депозиты от физических лиц, как в леях, так и в валюте. Например, за год объем новых валютных вкладов снизился почти вдвое — с 867 млн леев до 448 млн леев.

При этом компании, наоборот, увеличили размещение новых вкладов, особенно валютных. Их объем в марте по сравнению с февралем 2020 вырос в 2,5 раза — с 57,5 млн леев до 127,6 млн леев. Это же произошло и с леевыми вкладами юридических лиц. Они выросли с 267 млн леев до 380 млн леев. Однако, если сравнить привлечение новых депозитов от юрлиц в январе и марте, то по сравнению январем объем новых вкладов все же снизился на 15%. По сравнению с мартом 2019 общий объем вкладов юрлиц вырос более чем на 50% — с 324,5 млн леев до 507,6 млн леев.

Такие скачки  объемов привлекаемых депозитов юридических лиц связаны с тем, что чаще всего они размещают краткосрочные вклады сроком на 1 месяц.

Отметим, что общий объем всех банковских вкладов и в леях, и в валюте с февраля по март 2020 увеличился на полмиллиарда, или на 0,3%, до 70 млрд леев. Однако рост связан в основном с обесцениванием лея за этот период на 0,5%, поскольку увеличился объем депозитов граждан и бизнеса именно в валюте, но при этом уменьшился в леях.

А в марте 2019 общий объем депозитов составлял 62,4 млрд леев.

Кредитное поведение

Кредитный портфель банков на конец марта вырос более чем на миллиард леев по сравнению с концом февраля — с 40,9 млрд леев до 42 млрд леев. За год рост составил 5,5 млрд, или 15%. Больше всего рос объем потребительских и ипотечных кредитов физических лиц.

При этом доля неблагоприятных кредитов выросла незначительно: всего на 0,4% по сравнению с февралем 2020. Сейчас она составляет 8,5%. В деньгах — это 3,6 млрд леев на конец марта

Если сравнивать с данными за март 2019, то доля «плохих» кредитов даже снизилась. Год назад она составляла 11,5%, или более 4 млрд леев.

В банках отметили, что они продолжают активную кредитовать и граждан, и бизнес, используя гибкую кредитную политику.

В то же время статистика показывает, что в марте 2020 года банки выдали на 8,2% меньше новых кредитов, чем в марте 2019. Больше всего падение кредитования коснулось обычных граждан, которые взяли новых кредитов почти на 20% меньше.

Изменения в экономике и в деятельности банков в период карантина уже отразились на текущей ликвидности, хотя и незначительно. Ее уровень на конец марта составляет 50,3% при норме 20%. В феврале он составлял 51%. В марте прошлого года — 52,3%.

Смотрящий за банками

Как следует из сообщения Нацбанка для NM, сейчас надзор за банками полностью соответствует европейским нормам. В январе 2020 года в Молдове вступила в силу новая методология надзора за коммерческими банками, которая соответствует европейским нормам. Согласно этой методологии, Нацбанк постоянно контактирует с банками, чтобы «обеспечить стабильность и безопасность банковской системы».

В НБМ уверяют, что ситуация 2015 года, когда обанкротились три банка, повториться не может, в том числе, в этом году из-за кризиса, вызванного эпидемией, поскольку сейчас банки лучше капитализированы, жизнеспособны и у них больше денег.

«Кроме того, банки внедрили большинство положений банковского стандарта BASEL III. А это значит, что у банков прозрачные акционеры и здоровое корпоративное управление. К тому же Нацбанк внедрил и собственные стандарты надзора за банками и оценки его внутреннего капитала», — говорится в сообщении НБМ о ситуации в банках.

Пик кризиса впереди

Пик кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, еще не достигнут, и трудности у пострадавших от падения спроса компаний будут нарастать, а примерно через два месяца их «плохие долги» станут проблемой банков. Об этом заявил в интервью телеканалу РБК председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин. Он предположил, что некоторые российские банки столкнутся с серьезными проблемами с ликвидностью, и их придется спасать.

Такого же мнения придерживаются и молдавские эксперты. Так, банковский эксперт независимого аналитического центра Expert-grup Александр Фала считает, что ближе к осени молдавские банки почувствуют «всю прелесть карантина, от которого бизнес страдает сейчас».

«В первую очередь в банках уменьшится объем депозитов. Оставшись без работы, люди начнут тратить свои сбережения», — объяснил Фала. Снимать деньги со счетов будут и компании, добавил он. Фала сравнил ситуацию с 2009 годом, подчеркнув, что тогда депозиты никто не забирал, и у банков было много ликвидности.

Затем начнется вторая фаза, говорит эксперт. По его мнению, несмотря не смягчение монетарной политики, банки окажутся в затруднительном положении из-за массового невозврата кредитов. «Падение доходов граждан, снижение переводов, инвестиций и валютной выручки от экспорта приведет к невозможности выплачивать займы. Компенсация государством процентов в этом случае вряд ли поможет», — полагает Фала. По его мнению, глубина кризиса будет зависеть и от того, какая экономическая ситуация будет у соседей.

В то же время эксперт уверен, что крупные банки выдержат кризис благодаря полученной ранее сверхприбыли, а вот некоторым мелким банкам может прийтись туго. «Тем более наверняка возникнут проблемы с реализацией залогового имущества. Его некому будет покупать», — заключил экономист.

Экономический эксперт Виктор Чобану обращает внимание на то, как властям следовало бы действовать в условиях кризиса. «Если в других странах бизнесу и гражданам предоставили четкий пакет помощи, в который включены и решения для возврата кредитов, то в Молдове эти меры очень размытые и слабо эффективные», — объяснил Чобану.

По его словам, предложенной отсрочки выплаты процентов для физических лиц недостаточно. «Вы только подумайте, что будет с ипотечными кредитами, выплаты по которым могут оказаться неподъемными для граждан не два месяца, а ближайший год. Тут нужно более долгосрочное решение», — уверен эксперт.

Чобану считает, что и мера правительства для компенсации процентов по кредиту для бизнеса не спасет предпринимателей от банкротства, потому что компании, которая находится в трудном положении, у которой нет сбыта продукции, или снизилось число клиентов, кредит просто не дадут.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: