Парламент на этой неделе рассмотрит в первом чтении законопроект социалистов, которые предложили снизить в Молдове пенсионный возраст. В ПСРМ это объяснили низкой ожидаемой продолжительностью жизни в стране, из-за чего мужчины в среднем получают пенсию не более трех лет. Внешние партнеры, в том числе Всемирный банк (ВБ), помогавший Молдове провести пенсионную реформу в 2016 году, высказали обеспокоенность в связи с инициативой социалистов. О том, почему ВБ считает, что возраст выхода на пенсию не стоит снижать, а также о других спорных инициативах властей NM поговорил с главой Всемирного банка в Молдове Анной Ахалкаци.
Законодательная инициатива о снижении пенсионного возраста в Молдове будет обсуждаться на этой неделе на пленарном заседании парламента. Что об этой инициативе думает Всемирный банк?
Боюсь, что снижение пенсионного возраста в Молдове подорвет устойчивость пенсионной системы и может привести к гораздо более низким пенсиям для всех. Повышение возраста выхода на пенсию — одна из традиционных мер, которые правительства применяют, чтобы сбалансировать пенсионные системы по мере старения населения.
В целом только страны, где много молодежи, могут позволить себе более низкий пенсионный возраст. И наоборот, страны со стареющим населением, такие как Молдова, как правило, устанавливают более высокий пенсионный возраст, что дает им возможность сохранять устойчивость своих пенсионных систем. Например, на моей родине, в Грузии, пенсионный возраст увеличили до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, чтобы одновременно сохранить и размер пенсий, и устойчивость пенсионной системы.
То есть пенсионный возраст можно рассматривать как некий показатель размера будущей пенсии?
Да, безусловно. Можно было бы дать людям возможность выходить на пенсию раньше, но только за счет очень низкой пенсии в будущем. Возможно, вы помните, что Всемирный Банк поддержал правительственную пенсионную реформу в 2016 году. Она была необходима, чтобы в перспективе уровень пенсий, который снижался и без реформы составил бы лишь 13% от средней зарплаты, начал наконец расти. Проще говоря, до реформы, если ваша зарплата составляла $100, то ваша пенсия при выходе на пенсию была бы только $13.
Цель реформы 2016 года — увеличить размер выплат, укрепить связь между пенсией и уровнем взносов, сократить неравенство в пенсионной системе и обеспечить ее финансовую устойчивость.
Мы прогнозируем, что в результате реформы пенсии вырастут до уровня 40% от зарплаты или дохода, который учитывается при расчете пенсии. Это обеспечит значительно лучшую защиту пожилых людей, чем те 13%, на которые будущие пенсионеры могли рассчитывать до реформы.
Увеличение размера пенсий стало возможным благодаря радикальному сокращению числа привилегированных групп, у которых раньше было право на гораздо более высокие пенсии за меньшую выслугу лет и при меньших взносах, чем у среднего пенсионера. Кроме того, реформа укрепила доходную базу пенсионной системы и увеличила период, за который делались взносы, за счет постепенного повышения пенсионного возраста.
Да, но взносов в соцфонд все равно не хватает. Это значит, что реформа не помогает или плохо проводится?
Сегодня сборы социальных взносов действительно не достаточны, чтобы покрыть выплаты по пенсиям. Это ведет к тому, что государственный бюджет «субсидирует» Нацкассу социального страхования (НКСС) с помощью значительных трансфертов. Чтобы дать вам представление о масштабах — за первые 10 месяцев 2020 года НКСС собрала 11,3 млрд леев доходов, при этом из государственного бюджета было перечислено 9 млрд леев, чтобы покрыть дефицит. Конечно, этот год необычный, и мы прогнозируем улучшение финансового баланса в будущем, учитывая, что меры, принятые в ходе пенсионной реформы 2016 года, позволят включить многие привилегированные группы в общую пенсионную систему.
Но любое снижение пенсионного возраста сегодня ослабит финансовое положение пенсионной системы и приведет к более низким пенсиям для большей части населения в будущем.
Многие пенсионеры уже жалуются, что их пенсии слишком низкие. Что может сделать правительство?
Мы рекомендуем усилить поддержку малообеспеченных пенсионеров и других уязвимых групп, но без того, чтобы вносить радикальные и зачастую неустойчивые изменения в базовые параметры пенсионной системы.
Приведу пример. Сегодня фермеры, ведущие натуральное хозяйство, не включены в обязательную систему социального страхования. Это означает, что, несмотря на тяжелую работу, у этих фермеров нет права на пенсию по старости, когда они достигают пенсионного возраста. Пока эта категория пожилых людей еще не очень многочисленна, но она растет быстрыми темпами. И в долгосрочном периоде почти половина пожилых людей в Молдове не будет получать пенсию по старости.
Это серьезная проблема, для которой не существует легкого решения, но которая требует действий уже сегодня, чтобы избежать стремительного роста бедности среди пожилых людей в будущем. Нам необходимо сосредоточить внимание на укреплении социальной помощи так, чтобы она обеспечивала защиту минимального дохода для всех уязвимых групп. Это поможет большему числу людей, и потребует меньших затрат, чем изменение конфигурации пенсионной системы.
Мы обсуждаем с правительством, как можно изменить структуру программы «Социальная помощь» (Ajutor Social), чтобы сфокусировать ее на помощи тем, кто не в состоянии работать, в том числе на малоимущих пенсионерах, а также детях или людях с ограниченными возможностями. Мы считаем, что только предоставление более эффективной поддержки уязвимым семьям позволит сохранить человеческий капитал Молдовы и восстановить темпы экономического роста.
Кроме идеи снизить пенсионный возраст, депутаты от ПСРМ зарегистрировали еще несколько радикальных инициатив, например, отозвать так называемый «закон о миллиарде», который превратил украденные из банков средства в государственный долг. МВФ уже выразил обеспокоенность в связи этим предложением. Каковая позиция Всемирного банка по этому вопросу?
Мы разделяем обеспокоенность МВФ. Недавнее предложение может поставить под угрозу результаты, достигнутые за последние годы благодаря огромным совместным усилиям в укреплении независимости Национального банка Молдовы, защите политик, проводимых регулятором, и в обеспечения его платежеспособности.
Ранее Всемирный банк при взаимодействии с МВФ поддержал усилия правительства и Национального банка, которые устранят недостатки, приведшие к банковскому мошенничеству, и предотвратят его повторение. Отмена «закона о миллиарде» может поставить под угрозу основные элементы обеспечения эффективной деятельности Нацбанка по поддержанию макроэкономической и финансовой стабильности.
А как Всемирный банк относится к последним событиям в секторе страхования?
Мы внимательно следим за этими событиями, поскольку мы серьезно озабочены по поводу стандартов управления финансовым сектором, которые ставят под угрозу финансовую стабильность. Национальная комиссия по финансовому рынку (НКФР) как регулирующий орган должен обладать достаточными полномочиями, чтобы надлежащим образом регулировать сектор.
Всемирный банк считает крайне важным, чтобы комиссия выполняла свой мандат без какого-либо вмешательства или давления, и призывает принять закон, который будет защищать решения НКФР от неправомерных юридических обжалований. Мы предоставляли комиссии технические консультации при разработке законопроекта о страховой и перестраховочной деятельности, опираясь на передовой опыт других стран. Этот закон усилит инструменты, доступные комиссии для защиты стабильности и целостности финансового сектора.
Нынешняя ситуация в секторе страхования также подчеркивает важность профессиональной и независимой судебной системы, чтобы обеспечить верховенство закона. Именно профессиональная и независимая судебная система определяет, обеспечивается ли надлежащее соблюдение действующего и будущего законодательства в области страхования и других секторов, и будет ли законодательство способствовать сохранению стабильности и целостности этого сектора. Без прочного верховенства права наши технические консультации по вопросам финансового сектора ничего не изменят.
Безусловно, мы готовы и впредь поддерживать усилия Молдовы по построению стабильного и прозрачного финансового сектора, поскольку это одна из предпосылок для плавного восстановления после пандемии КОВИД-19.