Есть ли свет в конце карантина?
Экономические итоги месяца
Есть ли свет в конце карантина?
Экономические итоги месяца
Второй месяц карантина в Молдове оказался непростым как для бизнеса, так и для властей. Кризис из-за эпидемии коронавируса обострился: люди теряют работу, а у компаний стремительно падают доходы из-за резко сократившегося спроса. Власти пытаются всем помочь, но получается у них пока плохо. Эксперты называют эту помощь «недостаточной» и критикуют правительство за нерасторопность. NM рассказывает, как бизнес и экономика Молдовы пережили апрель, что делали власти, чтобы их поддержать, и как, по прогнозам, ситуация будет развиваться дальше.
Апрельский контекст
Из-за пандемии коронавируса, спровоцировавшей экономический кризис во всем мире, ВВП Молдовы упадет в 2020 году на 3%. Экспорт снизится на 3,8%, а импорт — на 7,6%. Реальные доходы населения как минимум не вырастут. Такой прогноз представило минэкономики в середине апреля. Засуха и заморозки могут еще более скорректировать этот прогноз в негативную сторону.

При этом пока некоторые макроэкономические показатели далеки от кризисных, хотя экономика в стране практически остановилась.

Однако, если взглянуть на курс лея по отношению к доллару и евро, кажется, что молдавскую экономику не трясет, а лишь слегка качает на «валютных волнах».
Средний курс лея в апреле по отношению к валюте
$1 = 18,17 лей
€1 = 19,74 лей
При этом 7-8 апреля курс доллара и евро достигли пика – доллар стоил 18,64 лея, а евро – 20,2 лея. Затем лей немного отыграл назад и стабилизировался. На конец апреля один доллар НБМ оценивает в 18,25 лея, а евро – в 19,8 лея.
По прогнозам экспертов, ожидать падения национальной валюты в ближайшие месяцы не приходится.
По прогнозам экспертов, падения национальной валюты в ближайшие месяцы не будет. По мнению экономиста Вячеслава Ионицэ, в Молдову поступил значительный объем внешней помощи, которая с лихвой перекрывает падение объема денежных переводов и экспорта. Данных за апрель еще нет. Но в марте переводы от мигрантов снизились по сравнению с мартом 2019 незначительно — на 6,2%, составив $95 млн. В феврале объем переводов составлял $94,6 млн.

«Очевидно, что в апреле переводы упадут сильнее, однако снизился не только приток валюты, но и ее отток, потому что упал импорт», — пояснил эксперт. Он, однако, не стал давать прогноз валютного курса, отметив, что он будет зависеть от многих факторов — длительности карантинных мер, темпов восстановления экономики, цен на нефть, ситуации в регионе и в мире.

При этом, по прогнозу минэкономики, курс доллара составит 18,96 леев за $1.
Кто попал под карантин?
- Заведения общественного питания
- Отели
- Непродовольственная розница
- Сфера услуг: парикмахерские, салоны красоты, фитнесс-клубы, организация праздников
- Развлекательные центры и кинотеатры
- Транспортники, в том числе авиакомпании
- Туристические агентства
Кого остановила или почти остановила экономическая конъюнктура?
- Швейные производства
- Перерабатывающая промышленность, типа производства комплектующих для автомобильной промышленности
- Винодельческие предприятия
- Агентства недвижимости
- Страховые и брокерские компании
- Частные развивающие центры для детей, частные детсады
- Частные стоматологические кабинеты и медцентры
Кто пострадает в будущем?
- Агропродовольственные предприятия
- Фермерские хозяйства
- Тяжелая промышленность
- Строительство
- Банковский сектор
Ноль продаж и замкнутый круг
По оценкам экспертов, кризис, спровоцированный COVID-19 отличается тем, что произошел внезапно и затронул почти всю экономику. Как показал опрос, сделанный в середине апреля по заказу бизнес-ассоциаций, у 88% компаний упал спрос, у 57% - возникли сложности с сырьем или доставкой, в 63% - снизилась производительность.

У двух третей компаний доходы снизились на 35%.

Сильнее всего пострадали три сферы. Больше половины доходов потеряли 64% компаний HoReCa, 63% турагентств и 50% швейных производств.
Трудности, возникшие у компаний в связи с кризисом, спровоцированным COVID-19
88%
упал спрос
57%
возникли сложности с сырьем или доставкой
63%
снизилась производительность
Согласно опросу, 84% предпринимателей считают, что в ближайшие два-пять месяцев они столкнутся с острым дефицитом оборотных средств.

Поэтому 70% предпринимателей заявили о сокращении расходов на персонал, 64-68% на текущие и долгосрочные инвестиции.
В большинстве случаев работников отправили в отпуск за свой счет, уменьшили часы работы или объявили технический простой.
Это, в свою очередь, заметно повлияло на доходы населения, что, соответственно, снизило спрос на товары и услуги, а это еще более ухудшает финансовое положение бизнеса. Получается замкнутый круг.
Значительное негативное влияние пандемия оказала на международные цепочки добавления стоимости. Из-за ограничительных мер как в Молдове, так и в других странах, у молдавских компаний возникли сложности с поставками сырья, экспортом и импортом товаров и услуг. 80% компаний агропродовольственного сектора, строительного сектора и тяжелой промышленности заявили, что дефицит сырья будет оказывать негативное влияние на их деятельность в ближайшие два-пять месяцев.
Я бы разделила молдавский бизнес в период пандемии на две категории: тех, кто вынужден был закрыться, но часть продаж смог перевести онлайн, и тех, кто продолжает работать. При этом доходы сократились и у тех, и у других. В том числе у продовольственных магазинов, потому что снизился спрос и усложнились условия работы, для поддержания которой потребовались дополнительные затраты. Даже продажи алкоголя упали на 30%. Конечно, непродовольственные магазины пострадали сильнее. Например, магазины сельхозтехники и инвентаря сообщили, что они рассчитывали на другие объемы, но люди просто отказались от многих покупок, решили не обновлять инвентарь.
Мила Малайрэу, глава американской ассоциации бизнеса AmCham
По словам Малайрэу, выход бизнеса в онлайн также не принес ожидаемого роста продаж, хотя и позволил некоторым продержаться на плаву.
Если за рубежом многие онлайн-площадки продажи товаров хорошо настроены и отрекламированы, то в Молдове с этим все туго. Кроме того, многие столкнулись с нехваткой курьерских служб.
Мила Малайрэу, глава американской ассоциации бизнеса AmCham
Самой пострадавшей от карантина отраслью она назвала тот сегмент сферы услуг, который предполагает близкий контакт с человеком и предполагает массовое скопление людей. Речь о салонах красоты, фитнесс-центрах, агентств по организации праздников.

«Ноль продаж. Они пострадали полностью», - отметили в AmCham.

Слова бизнес-ассоциации подтвердила и владелица салона красоты Evo studio Елена Олиевски.
Почти два месяца наш салон не работает. Выживаем за счет каких-то сбережений, у девочек мужья работают. Некоторые салоны продают сертификаты на оказание услуг в будущем, после окончания карантина, чтобы получить хоть какие-то средства. Но я считаю, это — не выход. Когда работа начнется, и появятся затраты на расходные материалы, краску, лаки и т.д., денег опять не будет. Есть салоны, где до карантина торговали уходовой косметикой, вот они пытаются выживать, продолжая продажи. Мы пытались найти выход, разрешить работать хотя бы маникюрным отделам, которые обустроят рабочее место защитными экранами, но из-за того, что в республике мало, кто сможет себе такое позволить, власти решили не рисковать.
Елена Олиевски, владелица салона красоты Evo studio
Отметим, что кризис повлиял и на те, компании, которые, казалось, должны на нем заработать. Например, у IT- компаний также снизились доходы – спрос на одни услуги резко уменьшился, и его рост на другие – не перекрыл это снижение. От отсутствия заказов страдают веб-дизайнеры. Посреднические маркет-плейсы, казалось бы в выгодном положении, однако предоставляя услуги по организации онлайн-продаж, они не знают, когда эти услуги будут оплачены.
Как власть спасала бизнес
Молдавские власти три недели думали, как помочь бизнесу, и 1 апреля правительство приняло на себя ответственность за «антикризисный» пакет мер поддержки бизнеса и граждан, которые пострадали из-за введенного властями карантина.
Но вокруг «антикризисного пакета» разгорелся скандал. После публикации его раскритиковали как бизнес-сообщество, так и эксперты.
Оппозиция и вовсе нашла в нем сомнительные положения, которые не относятся к антикризисным мерам. Речь о положениях, касающихся сборов за использование недр, поставок товаров в магазины duty free и табачных изделий.

Премьер-министр Ион Кику пришел 2 апреля в парламент, чтобы представить «антикризисный пакет», но заседание отменили, так на него пришли только депутаты от оппозиции. Затем Конституционный суд, куда обратились представители оппозиции, признал «антикризисный пакет» неконституционным из-за нарушения процедуры его принятия.

После этого несколько срочных мер из пакета правительства утвердила Нацкомиссия по чрезвычайным ситуациям. Затем правительство представило «улучшенный» вариант «антикризисного пакета», который парламент утвердил на заседании 22 апреля. Поддержка бизнеса обойдется бюджету в 320 млн леев.

Помощь властей бизнесу представляет собой 14 мер, часть которых комиссия по чрезвычайным ситуациям ввела в конце марта
1
Отложили оплату подоходного налога за 2019 год и за первый квартал 2020 года.
2
Отменили проверки (с некоторыми исключениями) предприятий до 1 июня 2020 года.
3
Продлили на 30 дней сроки разбирательств по налоговым и таможенным нарушениям бизнеса.
4
Отменили обязательное проведение аудита (с некоторыми исключениями) за 2019 год для многих компаний.
5
Перенесли сроки сдачи финансовой отчетности за прошлый год, а также отчетности об уплате местных налогов.
6
Банкам рекомендовали разрешить компаниям три месяца, до 30 июня, не выплачивать платежи по кредитам.
7
Небанковским организациям предложили снизить на 5% ставки по кредитам и также отменить до 30 июня все выплаты по кредитам.
8
Покроют все налоговые выплаты, связанные с зарплатой, в размере 100-60% компаниям, которые закрылись из-за карантина или тем, кто закрылся вынужденно.
9
Приостановили действие патентов с возможностью их продления или восстановления после окончания ЧП, а также вернут часть социальных взносов.
10
Продлили до 29 мая возможность представить годовой отчет для акционерных обществ, аннулировали ежегодные собрания акционеров и приостановили сроки отчуждения акций.
11
Внедрили программу субсидирования процентных ставок по кредитам до 31 декабря 2020 для всех компаний. Сумма ограничена трехмесячным размером фонда оплаты труда.
12
Внедрили программу возмещения НДС.
13
Снизили на 5% НДС для ресторанов и отелей – до 15%.
14
Освободили от учета в целях налогообложения все пожертвования компаний в рамках борьбы с коронавирусом.
Кроме этих мер, правительство отложило до 2021 года ограничения для магазинов, которые касались табачной продукции.
Речь идет о запрете выставлять на прилавках и стеллажах табачную продукцию. Он должен был вступить в силу 20 мая этого года. Вместо этого продавцы должны были по требованию покупателя предоставлять ему список табачной продукции, которая есть в продаже. Министр финансов Сергей Пушкуца утверждает, что отсрочка этого закона никак не связана с табачным лобби. По его словам, вступление в силу этого закона решили отложить, так как он влечет «значительные расходы магазинов, в которых продаются табачные изделия». Кроме того, как отметил Пушкуца, новые правила продажи табачной продукции приведут к «увеличению контактов, а это не рекомендуется в период эпидемии».
Еще одно изменение, вошедшее в «кризисный пакет», касается торговли в магазинах duty-free.
Власти изменили статью Налогового кодекса о возврате акцизов на товары, которые продаются в магазинах duty-free: из статьи исключили фразу о том, что речь идет о «магазинах duty-free, расположенных в зоне выезда из Республики Молдова».

Оппозиция посчитала, что так власти создали почву для схемы уклонения от уплаты акцизов, а кроме того, позволят вновь открыть такие магазины в Приднестровье. Минфин это опроверг и объяснил, что речь лишь о защите местной продукции, которая продается в duty-free, от двойного налогообложения.
Еще одно нововведение, возмутившее оппозицию, — изменение налогообложения на добычу некоторых полезных ископаемых.
Сейчас налоги исчисляются в процентах от стоимости ископаемых, например, ставка на гипс и песчаник — 10%, на гранит — 7%, на мел — 6%. В новой редакции закона налог будет исчисляться с объема добытого: например, налог на добычу гипса составит 7 леев с тонны, гранита и песчаника — 5 леев с кубометра.

Эксперты сразу указали на властям на непрозрачность и несвоевременность этого изменения. Минфин же утверждает, что поправки необходимы, а бюджет, наоборот, получит в два раза больше доходов в этой деятельности: если в прошлом году от добычи ископаемых бюджет получил 18,4 млн леев, то в 2021 году может получить 38 млн леев.

Доктор экономики Татьяна Ларюшина назвала принятый антикризисный пакет поправок в законодательство «выстрелом в ногу» правительства.
После кражи миллиарда доверие к правительству и госиниститутам было подорвано. И сейчас, в условиях ЧП, у власти был шанс восстановить доверие эффективными, правильными и своевременными мерами поддержки бизнеса и населения. Но пока есть ощущение дежа-вю.
Татьяна Ларюшина, доктор экономики
Влияние бизнеса на бюджет
Поступления в бюджет во время карантина резко сократились, особенно в части косвенных налогов, в том числе НДС, что свидетельствует о сокращении потребления. Правительство оценило потери доходов бюджета в этом году в 7,5 млрд леев, или 11% от плановых.

По прогнозу минфина, больше всего снизятся доходы от НДС — с 22,7 млрд леев до 19,3 млрд леев, от подоходного налога — с 7,4 до 6 млрд леев, от акцизов — с 7 млрд до 6,2 млрд леев. В среднем доходы по этим статьям снизятся на 11-15%.

При этом более чем на 2 млрд леев вырастут расходы. Это приведет к тому, что бюджетный дефицит увеличится в два раза — до 16 млрд леев. Власти намерены покрыть его в основном за счет внешних кредитов.
Эксперты, однако, отмечают, что такое увеличение дефицита должно было означать массивную денежную экспансию государства, однако расходы после корректировки бюджета выросли всего на 2 млрд и в основном за счет увеличения расходов на медицину и соцподдержку. «И это главный недостаток предложенной минфином корректировки бюджета», — считает исполнительный директор независимого аналитического центра Expert-Grup Адриан Лупушор. По его расчетам, вливания в экономику должны были составить 5% от ВВП, то есть в 2,5 раза больше, чем предложили власти.

Лупошор считает, что правительство плохо оценило возможности внутренних резервов, низкую внутреннюю задолженность и хорошую капитализацию банков, которые могли бы активнее прокредитовать государство и поддержать бизнес. Также эксперт назвал недостаточными меры монетарной политики, предложенные Нацбанком. По его словам, норма обязательных резервов в размере 34% замораживает в банках 18 млрд леев, которые можно было бы направить на восстановление экономики.
Если сейчас быстро и масштабно поддержать граждан и бизнес, кризис не будет таким острым, это позволит поддержать спрос и не даст экономике скатиться на дно.
Адриан Лупушор, экономический эксперт
Выход из карантина
27 апреля власти начали ослаблять карантинные меры. Так, разрешили работать всем непродовольственных магазинам за исключением тех, кто находится в торговых центрах и на рынках.

Также добавили возможность ресторанам готовить еду на вынос и кейтеринг.

При этом пока остались закрытыми киоски по продаже сигарет и кофе, парикмахерские, салоны красоты, фитнес центры, развлекательные учреждения.

Из-за того, что власти четко не прописали в своем решении, какие конкретно коммерческие единицы могут открыться, возникла путаница, и некоторые киоски, к примеру, тоже начали работать с понедельника.
Я бы хотела особенно отметить этот факт – комиссия на столько нечетко прописывает свои решения, что нам потом с десятком юристов приходится растолковывать, что власть имела в виду.
Мила Малайрэу, глава американской ассоциации бизнеса AmCham
Она добавила, что многие магазины не откроются сразу, несмотря на разрешение.
Им нужно соотнести затраты на создание особых условий работы с учетом эпидемии коронавируса и доходом от продаж в условиях падения спроса. Подсчитать и решить, стоит ли им вообще открываться.
Мила Малайрэу, глава американской ассоциации бизнеса AmCham
Сколько людей потеряли работу?
Как сообщили NM в Агентстве занятости, с момента объявления о мерах поддержки населения в ведомство подали заявления более 7,7 тыс. человек. Из них половина получила право на выплату пособия по безработице.
В апреле на учет по безработице стали 7720 человек. При этом в марте зарегистрировались безработными 1500 человек. На конец апреля число безработных составило более 25 тыс.
Отметим, что их не стало больше по сравнению с прошлым годом. В марте 2019 в Агентстве зарегистрировались 2400 человек.

В 2019 году официально зарегистрированных безработных было 47 тыс. человек. Это 5,1% от общего числа трудоспособного населения, которое в Молдове на конец прошлого года составляло 919 тыс. человек.
Сколько всего человек потеряли работу из-за эпидемии и карантина, сказать сложно. Эксперты оценивают это число от 50 тыс. до 150 тыс. человек. Власти предусмотрели пособия по безработице в течение двух месяцев для 30 тыс. человек.
А вы забыли про тысячи самозанятых и патентообладателей, которые также остались без работы. Они не могут получить пособия, а спрос на их услуги упал в разы. Кому сейчас нужен репетитор? Или ремонтник обуви?
Татьяна Ларюшина, доктор экономики
Текст: Наталья Мельник
Оформление: Кристина Демиан
Фото: freepik.com
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: