Заседание мунсовета Бельц 19 января было посвящено единственному вопросу — проведению местного референдума об отставке мэра — лидера «Нашей партии» (НП) Ренато Усатого. К заседанию было приковано повышенное внимание. Несколько сотен сторонников НП пришли в мэрию поддержать народных избранников, которые четыре дня не покидали здание и голодали в знак протеста против давления силовых структур. Приехали на заседание и западные дипломаты. Корреспонденты NM тоже отправились в Бельцы, чтобы понаблюдать за происходящим.
Утром 19 января в мэрии Бельц было непривычно многолюдно. Несколько сотен человек пришли на заседание мунсовета, где в повестке стоял один вопрос — определить дату проведения референдума об отставке мэра Бельц. Зал заседаний мунсовета не мог вместить всех желающих: люди выстроились на ступеньках, в проходах, в коридоре и на улице.
При этом некоторые кресла мунсоветников пустовали. Из 35 советников на заседании присутствовал 21, все — «нашисты».
Горожане пришли в мэрию с плакатами: «Руки прочь от местной власти!», «Остановите давление на мэров», «Сила в правде!». В лозунгах на плакатах упоминались фамилии трех политиков: лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и его однопартийцев — вице-спикера парламента Владимира Витюка и начальника территориального бюро госканцелярии Октавиана Маху. Последние двое — уроженцы Бельц. По мнению митингующих, Витюк и Маху оказывают давление на «нашистов» в родном городе и, используя силовые структуры, заставляют перейти к демократам.
Для участников митинга, которым не нашлось места в здании мэрии, «нашисты» установили громкоговорители на улице. Так люди могли слушать, как проходит заседание.
Трансляция из зала заседаний иногда перекликалась со звоном колоколов — в нескольких сотнях метров от мэрии стоит православный храм. Заседание проходило в день почитаемого православными праздника Крещения. Очередь к храму за святой водой была чуть меньше, чем группа митингующих.
Митингующие, с которыми пообщался NM, говорили, что пришли главным образом поддержать голодающих мунсоветников. «Они отстаивают наше будущее», — сказала NM молодая женщина, назвавшаяся Оксаной.
«Поддержать пришли людей, которые хоть как-то борются», — объяснил NM пенсионер, отказавшийся представиться, «потому что у нас после этого появляются проблемы».
Муносветников НП бельчане встречали торжественно — аплодисментами и цветами, устроили для них «живой коридор». Народные избранники не без помощи однопартийцев спустились с третьего этажа, — некоторым из-за слабости было сложно двигаться.
Некоторые митингующие, увидев осунувшихся мунсоветников, не могли сдержать слез. «Браво! Мы с вами», — кричали вслед советникам люди.
Но всеобщая радость от встречи с народными избранниками вскоре сменилась всеобщей угрюмостью. Советник Николай Григоришин объявил в микрофон, что накануне вечером фракцию НП покинули два человека: Владимир Гула и Антониу Лисник.
По словам Григоришина, они сделали это под давлением Демпартии и теперь будут продвигать в мунсовете интересы демократов. Григоришин также напомнил, что несколькими днями ранее Татьяна Веселовская и Николай Корниец сложили мандаты мунсоветников. Причина, по словам «нашиста», все та же — прессинг демократов.
Заседание мунсовета длилось недолго. Советники от НП без обсуждений проголосовали за то, чтобы провести референдум об отставке Ренато Усатого 4 марта. Окончательное решение о проведении бельцкого референдума примет ЦИК. Митингующие же встретили решение мунсоветников победными возгласами и аплодисментами.
На радостях они поздравляли друг друга. «Люди проголосуют за Ренато, даже и речи не может быть. Он навел чистоту, порядок», — говорили сторонники НП. Дело в том, что «нашисты» считают будущий референдум плебисцитом не против, а за Усатого, и хотят таким образом подтвердить поддержку мэра горожанами.
Тут же на связь с мунсоветниками вышел и сам Усатый. Лидер «нашистов» поздравил сторонников с победой в «небольшой битве», предупредив, что «основное сражение еще впереди». Он также обратился к мэрам от других партий, заявив, что настало время консолидировать усилия, и «тогда у людей появится надежда, что у Молдовы может быть будущее».
Идея Усатого о консолидации оппозиционных сил прозвучала и в выступлении депутата от Партии коммунистов Елены Боднаренко. Она приехала в Бельцы выразить от имени однопартийцев солидарность с советниками НП.
«Можно по-разному относиться к политическим идеям, политикам, людям. Но это — не назначенцы. Это — народные избранники, за которых отдали свои голоса бельчане», — сказала она. Депутат назвала «ненормальным» участившееся давление на местных избранников.
«Всю страну всколыхнула история с возбуждением уголовного дела против мэра [Тараклии] Сергея Филипова. Всю страну всколыхнула ситуация с уголовным делом против мэра Бессарабки!» — воскликнула Боднаренко с трибуны бельцкого мунсовета. Мэр Бессарабки Валентин Чимпоеш был в это время в зале и понимающе кивал.
Затем мунсоветники вышли к людям, собравшимся перед мэрией и поблагодарили их за поддержку. Они пообещали принять меры в случае новых «нападок Плахотнюка на город». «Бельцы — наш город», — скандировала толпа в ответ. Народные избранники также заявили, что на встречу с ними приехала делегация посольства США и миссии ЕС в Молдове. «Нас услышали», — обнадежили они горожан и вернулись в мэрию, чтобы встретиться с дипломатами.
По пути советники от НП решили зайти к Октавиану Маху, но его рабочий кабинет охраняла группа полицейских. Его самого на рабочем месте не оказалось. Позже в телефонной беседе с NM Маху отметил, что все обвинения «нашистов» в его адрес беспочвенны. «Они представили хоть одно доказательство? Какое я имею отношение к [силовым] органам? Если бы у них была доказательная база, то тогда можно было бы о чем-то говорить, а так получается: выпал снег, дороги не расчищены, а Маху виноват. У них уже два года Маху во всем виноват», — возмутился он.
Он также предположил, что советники «переели на праздники и решили устроить голодовку, а заодно и политическое шоу». Свое отсутствие в мэрии он объяснил тем, что получил телефонограмму из Кишинева с приказом быть 19 января в 13.00 в госканцелярии.
Встреча мунсоветников с атташе посольства США по культуре Джедом Фульфингтоном и советницей посла ЕС в Молдове Ольгой Бейнаровичей проходила в том самом зале, где голодали мунсоветники — среди матрацев, пледов и плакатов. «Нашисты» сразу заявили, что не верят молдавскому правосудию, «поэтому вся надежда на международные структуры». «Мы здесь, чтобы вас выслушать», — отрезал Фульфингтон. Мунсоветники были готовы говорить, но без прессы. Встреча длилась около часа.
По окончании встречи Бейнаровича отказалась от любых комментариев. Американский дипломат был краток, сообщив, что дипмиссии следят за ситуацией в Бельцах, но пока не могут делать никаких выводов.
Зампредседателя НП Николай Ципович рассказал NM, что партия обратилась во все дипмиссии, представленные в Молдове. По его словам, делами бельцких мунсоветников заинтересовались посольства Германии и Польши. «Только мне странно, почему посольство России не реагирует», — пожал плечами политик.
Мунсоветники выходили из зала переговоров изможденными. «Не смогу сама спуститься с третьего этажа», — вздохнула Нина Рожак. «Главное, что бельчане нас поддержали. Это все не зря», — уверяла однопартийцев советница Светлана Кудряшова.
«Смотреть на тебя больно. Как похудел-то! Пора покупать новый костюм», — то ли улыбаясь, то ли вздыхая, обратились несколько советниц к своему коллеге Эдуарду Чмилю. «Да какой там новый костюм. Меня, может, скоро вообще уволят», — отмахнулся он, поправляя обвисший пиджак.