Столичные власти после скандала годичной давности с разработкой генплана города вновь вернулись к этому вопросу. В июле мунсовет утвердил новое техзадание разработки генерального градостроительного плана Кишинева. Эксперты считают, что новый генплан рискует вновь стать провальным по многим причинам, в том числе из-за отсутствия Стратегии социально-экономического развития города. NM разбирался, что еще не так с подготовленным мэрией техзаданием, и почему Кишинев уже не одно десятилетие живет без полноценного и современного генерального плана.
Что такое генплан
Генеральный план — основной градостроительный документ, который определяет градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности горожан. Генплан в первую очередь предполагает исследование социально-экономических, территориальных и других возможностей города, а также выявление и разрешение его основных проблем, включая жилищное строительство, инфраструктуру, благоустройство и безопасность.
Как отметил в беседе с NM урбанист Центра урбанистики Александр Мунтяну, «генплан — это документ, в котором отражены принципы развития города на ближайшие 15-20 лет, а то и больше». Проще говоря, добавил он, генплан — это видение того, как должен развиваться город.
При этом, как подчеркнул Мунтяну, при разработке таких важных документов мэрия должна на каждом этапе консультироваться с жителями города, рассказывать им о своих замыслах и аргументах. «А горожане должны формировать собственную точку зрения и высказывать ее властям, задаваясь вопросом: как этот документ повлияет на жизнь города и качество моей жизни», — отметил Мунтяну.
Зачем Кишиневу новый генплан
Кишинев уже давно живет без полноценного и современного генерального плана развития. До 2007 года власти ориентировались на генплан города, принятый еще в 1989 году. В 2007 году столичные власти приняли документ, названный генпланом Кишинева. Документ оказался «мертвым», в частности, из-за того, что мунсовету не удалось утвердить зональный план исторической части города и комплексную транспортную схему Кишинева. «Ядро города в нем отсутствует. Темное пятно. И вот в этой темноте [строительному] бизнесу очень удобно „развиваться“», — отмечал в интервью NM архитектор Андрей Ватаманюк.
Несколько попыток столичных властей решить проблему генплана, предпринятых после 2007 года, оказались безуспешными. В 2015 году мунсовет Кишинева принял решение обновить мертворожденный генплан столицы. Согласно этому решению, институт Chisinauproiect должен был подготовить техзадание, а столичное управление архитектуры провести тендер на разработку нового генплана. Но эти планы не реализовали.
К вопросу вернулись летом прошлого года. Тогда мунсовет одобрил решение мэрии разработать новый генплан Кишинева. Это должна была делать румынская компания Vegо Concept Engineering. Это было условием спонсорского договора между мэрией и румынской ассоциацией «Центр исследований и устойчивого развития», которая выделила на разработку генплана €500 тыс. Решение утвердили голосами советников от ПСРМ, ДПМ и «Шор». Но затем разгорелся скандал: оппозиция в мунсовете, включая PAS и DA, заявила, что румынская компания, которой поручили разработать генплан, будет действовать не в интересах города, а в интересах застройщиков, и что проект курировала «мафия недвижимости». Осенью 2020 года компания отказалась от участия в проекте.
Что за новое техзадание
27 июля этого года муниципальный совет Кишинева утвердил новое техзадание на разработку генплана, подготовленное управлением архитектуры. Техзадание — это часть документации, необходимой для создания генерального плана. Оно предполагает описание процедуры разработки генплана, этапность и содержит конкретные задачи и критерии, на основании которых компания, которая победит в конкурсе, разработает генплан.
NM не удалось получить комментарий в мэрии о техзадании и новом генплане. Главный архитектор столицы Светлана Доготару не стала отвечать по телефону на вопросы NM, попросив отправить ей письменный запрос. К моменту публикации материала NM не получил на него ответ. А в пресс-службе мэра Иона Чебана несколько дней не отвечали на звонки.
Что не так с техзаданием
Стратегия
По словам бывшего вице-мэра Кишинева по вопросам урбанистики Виктора Киронды, нельзя разрабатывать генплан, пока у города нет Стратегии социально-экономического развития. «Логика в том, что стратегия дает четкое представление о том, как будет развиваться Кишинев в ближайшие 30 или 50 лет. К сожалению, мэрия Кишинева не приняла это во внимание и собирается разрабатывать генплан без стратегии. То есть город собирается заключить контракт на услугу, не зная четко, какая услуга ему нужна. [Без такой стратегии] непонятно, какие задачи будут перед разработчиками генплана. Поэтому очень сложно понять объем и сложность предстоящей работы и оценить затраты на эту услугу», — пояснил Киронда.
Разработчик
В разделе техзадания «Минимальные требования к исполнителю» говорится, что генплан может разработать консорциум компаний из Молдовы или из-за рубежа. В «портфолио» этого консорциума, согласно техзаданию, должна быть разработка генпланов минимум трех городов с населением более 250 тыс. и одного города с населением более 500 тыс. При этом в том же техзадании указано, что население муниципия Кишинев — почти 780 тыс.
По мнению консультанта по девелопменту Романа Гунявого, в техзадании указаны «абсолютно недопустимые» критерии оценки опыта разработчика. К тому же, добавил он, у компании или консорциума должен быть опыт разработки генеральных планов столиц. «У города-столицы много дополнительных специфических функций: политических, административных, экономических, есть и вопросы безопасности. Мы хотим построить региональный экономический и политический центр, а рискуем получить город районного масштаба», — подчеркнул Гунявый.
По мнению Киронды, ни одна местная компания не сможет разработать генплан Кишинева. «В Молдове нет ни одной государственной или частной компании с опытом разработки подобных документов. Urbanproiect находится в состоянии клинической смерти, а Chișinăuproiect устарел и не сможет обеспечить современные нормы городского планирования», — пояснил Киронда.
Он считает, что современный генплан сможет разработать только зарубежная компания или консорциум. А для этого, отметил он, надо разместить объявление о конкурсе на международных порталах. «Если мэрия пойдет по пути Chișinăuproiect плюс белорусские партнеры (по образцу 2007 года) или заключит контракт с сомнительной компанией, как это чуть не случилось в прошлом году, то мы рискуем повторить историю с генпланом 2007 года. У нас будет документ с красивыми, но бесполезными рисунками и невыполнимыми задачами», — уверен бывший вице-мэр.
Член комиссии земельных отношений муниципального совета социалист Василий Киртока, напротив, уверен, что, если конкурс выиграет иностранная компания, то «мы рискуем провисеть у нее на крючке до 2035 года». Киртока полагает, что властям придется согласовывать с этой компанией все изменения, «а это будет очень накладно». «У города есть свое проектное предприятие [Chișinăuproiect], которое было создано для разработки генпланов и зональных планов. Оно, конечно, ослабло, но в состоянии проводить такие работы, специалисты в нем есть», — уверен мунсоветник.
Исторический центр
Доктор архитектуры Серджиус Чокану, входивший в Нацсовет исторических памятников, в свою очередь, обратил внимание на то, что в техзадании нет положений, касающихся исторического центра города. «Эта компонента является одной из важнейших составляющих нашего городского поселения. В 2007 году ее попросту отбросили. В том генплане нет и упоминания об историко-культурном наследии».
Чокану подчеркнул, что исторический центр Кишинева практически отдан на откуп девелоперам. «Это происходит день за днем: девелоперы раскупают исторические домовладения. По большей части не для того, чтобы их реставрировать и на их основе развить какой-то бизнес, а для того, чтобы снести и построить многоэтажки, несовместимые с характеристиками исторического центра», — отметил эксперт специалист.
Такой важный документ как техзадание, по мнению Чокану, следует разрабатывать только на основе глубокого изучения объектов наследия, в том числе исторического центра города, который является охраняемым государством историческим памятником.
Серджиус Чокану особенно недоволен тем, что решения, связанные с разработкой фундаментальных и важнейших для города документов, власти принимают спешно и тайно, не учитывая ни национальное законодательство, ни международный опыт.