Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать
8 мин.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

В Молдове более 200 госпредприятий, их активы составляют четверть ВВП, на них работают десятки тысяч людей. При этом привычным делом стали разговоры о крайней неэффективности госпредприятий, как и коррупционные скандалы, которые разгораются вокруг того или другого ГП. NM вместе с Expert Grup и Фондом Сорос Молдова рассказывает, почему госкомпании в Молдове стали тяжелым грузом для государства, и что с этим делать.

Что из себя представляет госсектор

Госпредприятия продолжают играть немаловажную роль в экономике Молдовы. Так, по данными исследования аналитического центра Expert Grup, в конце 2020 года стоимость активов всех госпредприятий Молдовы составляла 26,5% ВВП и 12% активов частных компаний.

По данным на прошлый год, в Молдове было 207 госпредприятий и 65 акционерных обществ, доля государства в которых более 30%. При этом активную деятельность ведут 171 предприятие, 29 объявлены банкротами, а 24 находятся на стадии ликвидации.

На госпредприятиях трудятся 34,4 тыс. человек, а общий объем продаж составляет 23,6 млрд леев. Правда, как отмечают авторы исследования, около двух третей продаж (63,4%) приходится на сектор энергетики и коммунальных услуг, еще 7,5% — на услуги связи и интернета, 6,2% — на сбор и утилизацию мусора, 5,1% — на транспорт.

При этом в рамках исследования выяснились интересные факты. Например, на госпредприятии Posta Moldovei приходится 93,7% работников и 73,4% продаж в сфере почтовых услуг. А половина работников, занятых в секторе электронных коммуникаций, трудится на госпредприятиях, хотя крупнейший госоператор связи Moldtelecom охватывает лишь четверть этого рынка.

Министр экономики Серджиу Гайбу, ранее работавший в Expert Grup, отметил в беседе с NM, что единого подхода к концепции управления госпредприятиями не существует. «Но перед госпредприятиями могут ставить те цели, которых нельзя достичь, задействовав для этого частные компания. Речь идет о железной дороге, авиации, транспорте, энергетике, военной промышленности» — пояснил Гайбу.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Серджиу Гайбу

Но, по его словам, 100-процентного решения здесь нет, доля госсектора в экономике и подходы к этому вопросу постоянно изменяются: в каких-то странах к этому вопросу более жесткое отношение, а в каких-то — монополия в этих секторах может быть и в частных руках. «В Молдове все предприятия сначала были государственными, потом была поэтапная приватизация, к которой есть вопросы. Теперь, надо понять, что должно остаться у государства, а что — нет», — пояснил министр.

Как отразилась на госпредприятиях пандемия

Пандемия коронавируса крайне негативно отразилась на молдавской экономике из-за противоэпидемических ограничений и локдаунов: ВВП Молдовы в прошлом году снизился на 7%. https://newsmaker.md/rus/novosti/ekonomika-moldovy-v-2020-godu-upala-na-7-eto-samoe-sereznoe-snizhenie-v-istorii-strany/  Пострадали в этой ситуации и госпредприятия. Согласно опросу Expert Grup, лишь 20% из них не пострадали от введенного весной 2020 года карантина. Правда, речь идет в основном о предприятиях, занимающиеся ремонтом дорог.

При этом у 26% госпредприятий продажи снизились более чем на 50%, у 21% — от 20% до 50%, у 40% — от 5% до 20%.

Авторы исследования отметили, что пандемия показала неготовность руководства госкомпаний к подобным кризисам. Так, лишь у 11% опрошенных госпредприятий был план действий на случай кризиса, а треть госкомпаний разрабатывали его в срочном порядке.

Юрист госпредприятия Sanfarm-Prim (государственный фармацевтический склад и сеть аптек) Вероника Богату рассказала, что «из-за особенностей законодательства» Sanfarm-Prim работало не в лучших условиях. «Фактически во время локдауна закрыли все поликлиники, в которых расположены аптеки нашей сети. При этом в наших аптеках получают бесплатные [компенсированные] лекарства те, кому это положено. В итоге поликлиники были закрыты для приема пациентов, но наши аптеки в них работали», — отметила Богату. Она также добавила, что по закону Sanfarm-Prim обязано было бесплатно принимать и складировать у себя любую гуманитарную помощь, идущую на борьбу с коронавирусом.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Вероника Богату

Почему госпредприятия неэффективны

Большинство молдавских госпредприятий неэффективны или малоэффективны. Информация о госпредприятиях, которая появляется в СМИ, как правило, негативная и связана с большими убытками, нетранспарентностью, чрезмерно высокими зарплатами руководителей, клиентелизмом, проблемами с закупками, коррупцией и др.

Чтобы понять, что не так с молдавскими госпредприятиями, Expert Grup вместе с Фондом Сорос Молдова реализовали проект «Улучшение корпоративного управления в секторе госпредприятий». «Проблемы в этой сфере известны: низкая транспарентность, низкие показатели эффективности, рост задолженностей», — отметила  директор департамента эффективного управления фонда Наталья Камбурьян.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Наталья Камбурьян

В рамках проекта эксперты Expert Grup проанализировали состояние молдавских госпредприятий, на девяти из них провели тренинги, посвященные транспарентности, а на пяти (Moldovagaz, Sanfarm-prim, Moldtelecom, Red-Nord и Franzeluta) — бесплатный менторинг по улучшению работы. «Главная цель проекта — понять, какая может быть дальнейшая парадигма развития сектора госпредприятий, какова их роль, на чем надо делать акцент, и какая должна быть политика государства по отношению к ним», — рассказал исполнительный директор Фонда Сорос Молдова Петру Куляк, добавив, что в некоторых случаях государство может отказаться от предприятия и приватизировать его, а в некоторых случаях это невозможно, например, если у предприятия важная социальная роль или естественная монополия.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Петру Куляк

Исполнительный директор Expert Grup Адриан Лупушор отмечает, что большую часть проблем, связанных с неэффективностью работы госпредприятий, можно решить с помощью профессиональных и независимых админсоветов, которые должны мониторить и контролировать работу менеджмента предприятия. По словам эксперта, действующие сегодня админсоветы — как правило, формальность. В состав этих админсоветов, отметил он, назначают представителей государства по «непонятным» мотивам, и чаще всего мониторинг работы госпредприятий — тоже формальность.

В админсоветы госпредприятий, отметим, обычно входят чиновники профильных министерств, например, минэкономики, минфина и т.д. За «работу» в админсовете они получают высокие прибавки к зарплате, благодаря чему их годовой доход нередко превышает миллион леев, а сами чиновники становились объектами журналистских расследований. https://newsmaker.md/rus/novosti/million-k-zarplate-kak-goschinovniki-v-moldove-zarabatyvayut-na-goskompaniyah-44577/

«Такой подход приводит к клиентилизму. Чаще всего госпредприятия используют в политических интересах [тех, кто находится у власти]. В руководство и админсоветы назначают по политическим критериям. Поэтому со стороны админсоветов нет прессинга на менеджмент, что приводит к коррупции», — отметил Лупушор.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Адриан Лупушор

По его словам, реальный админсовет должен мониторить работу управленцев, смотреть, как они соблюдают кодекс корпоративного управления. «Совет должен играть очень активную роль в жизни предприятия, давать рекомендации, чтобы исключить риски, требовать транспарентности со стороны руководства.  Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы предприятие было эффективным и прибыльным, именно для этого государство нанимает членов совета», — подчеркнул Лупушор. И у совета достаточно полномочий, добавил он: например, если админсовет видит, что руководство совершает сомнительные госзакупки, то он вправе их приостановить, провести проверку и внутреннее расследование.

Решить проблему могли бы независимые админсоветы, в состав которых входили бы люди, никак не связанные с политикой и властью. Ключевую роль в этом, как считают эксперты, может сыграть Агентство публичной собственности, которое должно разработать регламент назначения членов админсовета, чтобы исключить конфликт интересов. «Эти люди должны понимать, как читать финансовые отчеты, знать принципы грамотного управления, знать ситуацию [на предприятии] и быть честными», — отметил Лупушор.

Председатель правления Moldovagaz Вадим Чебан рассказал, что предприятие участвовало в этом проекте, чтобы улучшить менеджмент в своей дочерней компании Moldovatransgaz. «Сейчас мы внедряем третий энергопакет и нам важно, чтобы в Moldovatransgaz были реализованы принципы корпоративного управления», — пояснил Чебан.

Госпредприятия — зло? Почему они стали грузом для Молдовы и что с ними делать

Вадим Чебан

По его словам, в рамках этого проекта госпредприятию удалось разработать вместе с экспертами Кодекс корпоративного управления Moldovatransgaz, регламент внутреннего контроля и процедуру назначения новых членов админсовета, а также сделать сайт предприятия более транспарентным. Он также считает, что в Moldovatransgaz можно обеспечить назначение членов админсовета, не зависимых от акционеров.

Юрист Sanfarm-Prim Вероника Богату, в свою очередь, отметила, что благодаря проекту компания смогла разработать Кодекс корпоративного управления. По ее словам, реализация положений кодекса на практике изменит отношения между адмнисоветом и менеджментом предприятия. Богату отметила, что доля государства в Sanfarm-Prim превышает 99%, а оставшиеся менее 1% принадлежат 118 миноритариям, которые являются бывшими и нынешними работниками завода, к мнению которых государство раньше не прислушивалось. Хотя, по словам Богату, эти люди профессиональные фармацевты. Принятие Кодекса корпоративного управления, как предполагает Богату, приведет к тому, что их мнение тоже будет учитываться.

Вероника Богату также посетовала на то, что раньше госпредприятие Sanfarm-Prim подчинялось минздраву, а несколько лет назад перешло под контроль Агентства публичной собственности, в котором никто не разбирается в медицине.

Что государство будет делать с госпредприятиями

По словам министра экономики Серджиу Гайбу, во всем мире госпредприятия примерно вполовину менее эффективны, чем частные. «Мы должны приложить усилия, чтобы минимизировать эту разницу и поднять эффективность. Важно, чтобы госпредприятия работали корректно», — сказал Гайбу.

Первым шагом, по его словам, должно стать изменение законодательства. Например, считает он, на некоторых предприятиях есть «комитеты аудита и цензоры», которые дублируют функции друг друга. В ближайшее время, как рассказал министр, власти планируют внести поправки в законодательство, чтобы исключить подобное дублирование, и чтобы в админсоветы госпредприятий входили профессионалы. При этом Гайбу признает, что одного изменения законодательства недостаточно. «После изменения законодательства нужно будет налаживать процессы на предприятиях», — отметил он.

Министр также считает, что государство должно провести оценку каждого госпредприятия и решить, нужно ли оно ему или его стоит приватизировать, а, может, просто реструктуризировать. При этом приватизация должна быть прозрачной, подчеркнул Серджиу Гайбу.

Партнерский материал

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: