Процедура получения Молдовой грантов от иностранных партнеров может быть упрощена. Одобренный правительством законопроект отменяет ратификацию парламентом таких финансовых соглашений. Министры полагают, что таким образом гранты будут быстрее попадать в бюджет и осваиваться в рамках различных проектов. Мнения депутатов по этому поводу разделились. Одни говорят о потерях миллионов долларов из-за сложной процедуры утверждения договоров о грантах. Другие настаивают на обязательном ознакомлении с содержанием таких договоров хотя бы в парламентских комиссиях.
Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) предлагает упростить процедуру получения Молдовой грантов от иностранных партнеров. Соответствующие поправки к закону «О международных договорах Республики Молдова» обсуждались на прошлой неделе в парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам. Ранее, 6 апреля, они были одобрены правительством.
Речь идет о введении в законодательную практику нового понятия — «безвозмездная внешняя помощь» — и изменении процедуры ее получения. Согласно документу, это бесплатная внешняя финансовая или техническая помощь, полученная на государственном, правительственном или межведомственном уровне со стороны ЕС, отдельных государств, международных финансовых институтов и организаций, в том числе помощь, требующая вклада со стороны Молдовы.
Главное, что предложили авторы законопроекта,— упрощение процедуры получения этих денег. Согласно документу, если договор касается получения гранта и не требует принятия новых или изменения существующих законов РМ, то он не требует рассмотрения в парламенте и заключается в упрощенной форме между донором (иностранным государством, международной организацией) и получателем (Молдовой как государством, правительством). При этом специальный мандат министерству или другому правительственному ведомству (как получателю гранта) от президента или премьера также не понадобится, а договор будет вступать в силу с момента подписания, а не ратификации.
Сейчас любой международный договор обязательно проходит процедуру ратификации (за исключением тех, что заключены на срок до года и не предусматривают финансовых обязательств, тех, что реализуются по линии МИДЕИ, а также тех, что заключены в дополнение к уже действующим). Ратификация представляет собой одобрение текста договора правительством, затем парламентом, а окончательную подпись в большинстве случаев ставит еще и президент. Обычно эта процедура занимает не меньше четырех месяцев.
По замыслу авторов, отмена обязательной ратификации парламентом международных договоров о получении грантов упростит и ускорит процесс получения денег. В информационной записке к законопроекту упоминается, что иностранные кредиторы обычно требуют принятия таких договоров в кратчайшие сроки. А необходимость ратификации в парламенте приводит к тому, что правительство не может выполнить свои обязательства и быстро пройти необходимую процедуру заключения договоров. При этом предложения правительства в ходе переговоров с партнерами по развитию о временном применении договоров до их ратификации парламентом не находят поддержки у партнеров.
К примеру, 2 апреля этого года парламент ратифицировал соглашение с Международным фондом сельскохозяйственного развития (IFAD) о выделении гранта в размере $300 тыс., подписанное еще в июле 2014-го. Депутаты очень спешили, так как, согласно подписанному договору, крайний срок, до которого Молдова могла воспользоваться этими деньгами, был 30 апреля.
Авторы законопроекта также приводят в пример законодательство Румынии, которое предусматривает, что договоры о получении безвозмездной помощи со стороны ЕС или стран-членов ЕС вступают в силу с момента подписания.
Кроме того, проект МИДЕИ предусматривает, что только министр иностранных дел и европейской интеграции может дать полномочия тому или иному ведомству представлять Молдову на переговорах о финансовой помощи, принятия текста любых международных договоров и др.
Парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам, рассматривая законопроект, предложила внести в него некоторые правки. Во-первых, по словам председателя комиссии Штефана Крянгэ, комиссия настаивает на том, что если в международном договоре идет речь и о кредите, и о гранте (очень часто в соглашении о выделении кредита есть грантовая составляющая), то он должен обязательно рассматриваться парламентом. Во-вторых, если в договоре о получении гранта предполагаются дополнительные средства со стороны Молдовы, это также подлежит обсуждению депутатами, сказал Крянгэ. Кроме того, по настоянию комиссии перед получением гранта правительство в любом случае должно получить согласие от парламентских комиссий: профильной — по внешней политике и европейской интеграции и экономической.
По мнению депутата от ЛДПМ Кирилла Лучинского, законопроект довольно сырой и требует доработки. Свою позицию он пояснил тем, что любой грант — это пополнение госбюджета, а любые изменения в госбюджете должны отслеживать депутаты. При этом он подчеркнул, что если отменять ратификацию грантов парламентом, то надо отменять и утверждение аналогичных договоров муниципальными или районными советами, если идет речь о получении гранта на местном уровне. Также, по словам депутата, необходимо определиться и с классификацией самих грантов: разделить их, например, на те, которые стоит безоговорочно принимать, и те, получение которых стоит обсудить (какие последствия они могут нести). Для этого, считает Лучинский, можно разработать классификатор «надежных» доноров.
Экс-премьер, а ныне независимый депутат Юрие Лянкэ, один из соавторов законопроекта, считает, что никакой опасности проект МИДЕИ не несет, а лишь позволяет Молдове быстрее получать необходимые для развития средства. По его словам, за несколько лет Молдова потеряла сотни миллионов долларов из-за сложной процедуры ратификации таких договоров.
В 2013 году общий объем безвозмездной внешней помощи Молдове составил 2 млрд леев, а в 2014-м — 4 млрд леев (14,4% от всех поступивших в бюджет доходов, или 3,7% от ВВП). Из этих денег на поддержку бюджета в прошлом году пошло 1,6 млрд леев (большая часть из них — от Еврокомиссии), на реализацию инвестиционных проектов — 2,3 млрд леев и на внедрение программ в бюджетных учреждениях — 133 млн леев.
На этот год власти планируют получить 2,8 млрд леев грантовой помощи ($142,3 млн), что составит 2,3% от ВВП, или 6,1% от доходов госбюджета.
Для вступления законопроекта о новой процедуре получения грантов в силу его должен одобрить парламент.