Решение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) исключить кандидата от партии «Шор» Марину Таубер из предвыборной гонки за пост мэра Бельц обсудили в соцсетях. Мнения комментаторов разделились — часть согласилась с доводами комиссии, часть назвала решение ЦИК злоупотреблением властью, возложив ответственность на правящую партию и президента Майю Санду. Также события вчерашнего вечера стали поводом для шуток и воспоминаний. Кто-то вспомнил прошлую власть, а кто-то — «Игру в кальмара».
Так, гражданский активист Виталий Спрынчанэ считает, что смена власти ничего не изменила в госструктурах. «Народный адвокат, ЦИК, министерство окружающей среды — они так похожи на захваченное государство, что даже не стоит утруждать себя, чтобы выяснять, кто же у власти. Парадигма та же», — написал он.
Винодел Константин Шевчук тоже вспомнил о прошлой власти — о том, как утверждали правительство Павла Филипа. «Давайте писать статусы о том, что „ночью, как воры“».
А вот депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Думитру Алайба поддержал решение ЦИК. «Демократия не о том, кто ворует больше и тратит это на политику. Демократия — это борьба идей, а не кульков», — отметил он.
Телеведущий Георге Гонца предложил PAS выдвинуть кандидатом в мэры Бельц Наталью Молошаг, которая подала в отставку с должности Народного депутата из-за скандала — ее неофициальным помощником работал человек, осужденный за сутенерство, которого она защищала в суде.
Бывший премьер-министр Ион Кику обвинил PAS в захвате власти и призвал посла ЕС в Молдове вмешаться, чтобы «остановить антидемократический произвол партии диктаторов». «Остановите Майю. Она закапывает себя, и вас, и всю страну», — обратился Кику к «нормальным членам PAS».
А один из сооснователей «Гражданского конгресса» Марк Ткачук призвал «не мешать» власти, которая, по его мнению, «стремительно самоликвидируется».
Политический эксперт Сергей Манастырлы отметил, что в результате решения ЦИК Марина Таубер стала героиней и теперь вернется в парламент, «откуда будет активно клеймить позором власть». «А партия „Шор“ получает все козыри для того, чтобы объявить себя политической оппозицией и эпицентром противостояния действующей центральной власти», — подчеркнул он.
Глава ассоциации WatchDog Валерий Паша считает, что ЦИК пока только учится фиксировать нарушения на выборах, так как до сих пор работа комиссии заключалась в том, чтобы их скрывать. «Стыдно, что из всех миллионов „мимо кассы“ на выборах в Бельцах удалось подтвердить только 150 тыс. леев», — добавил он и призвал органы власти провести подробное расследование: проверить всех доноров и расходы партии «Шор». «И это должно стать правилом для всех выборов. И надеюсь, что на следующих выборах „партии“ Шор больше не будет, потому что все ее руководство будет сидеть в тюрьме», — заключил он.
Правозащитник Вячеслав Балан отметил, что на самом деле нарушение партии «Шор» — это рядовая ситуация на выборах, и этим грешат практически все кандидаты. Поэтому он рекомендовал ЦИК проверить таким же образом всех кандидатов и быть готовыми исключить из гонки любое формирование или кандидата, даже если это — правящая партия.
Мэр Кишинева Ион Чебан назвал решение ЦИК злоупотреблением властью. Он подчеркнул, что выступает не за Таубер, а против «беззакония». «Как глава конгресса местных властей я заявляю, что это опасно для всех чиновников, мэров, кандидатов. Никогда еще мэры не подвергались такому давлению и преследованиям», — добавил он.
Эксперту в области PR и коммуникаций Кристиану Сауле ситуация напомнила об экс-депутате от ПСРМ Марине Радван.
А бывший мэр Бельц Ренато Усатый сравнил произошедшее накануне с сюжетом популярного сериала «Игра в кальмара».
Отметим, что ранее министр юстиции Серджиу Литвиненко заявил, что, если есть доказательства нарушений со стороны кандидата от партии «Шор», то ЦИК должен исключить ее из предвыборной гонки. При этом министр напомнил, что окончательное решение принимает суд.
А Партия социалистов (ПСРМ) назвала «незаконным и преступным» исключение Таубер из предвыборной гонки. ПСРМ сравнила новую власть с режимом экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка.