Василиса Фрунзэ полвека проработала учителем румынского языка и литературы в школе села Чобалакчия Кантемирского района. Сейчас ей 74 года и за 52 года ей удалось выучить будущих агрономов, врачей, журналистов, полицейских, юристов и, как она говорит, «хозяев своей жизни». В День учителя NM публикует монолог учительницы, пронизанный любовью к своей профессии.
«Мой первый выпуск недавно вышел на пенсию»
С самого раннего детства я знала, что стану учителем. Я была единственным ребенком у родителей, и мне всегда хотелось больше общения, не хватало тепла.
Видимо, желание жить в большой семье, и любовь к детям повлияли на выбор профессии.
Был еще период, когда я хотела стать библиотекарем. Мне очень нравилось читать. Классе так в четвертом я начала читать романы. Женщина, которая тогда работала в библиотеке, давала мне книги, но об этом никто не должен был знать. Тогда детям в таком возрасте не разрешали читать любовные романы, строго проверяли и контролировали всю литературу. Библиотекарь доверяла мне. Я, в свою очередь, всегда старалась вовремя прочитать и вернуть в библиотеку, чтобы ей за меня не влетело от начальства. Моему любопытству до такой степени не было предела, что я начинала читать книгу с конца: не терпелось узнать, что произойдет с главными героями. Если герой умирал, я плакала, если переживал кризис — я вместе с ним, если был счастлив, то я тоже.
Я проработала в школе 52 года. Мой первый выпуск недавно вышел на пенсию. Я сама после выхода на пенсию проработала еще 16 лет. Теперь осознаю, что проведенные в школе полвека — не показатель старости.
Эти годы, наоборот, дали мне возможность чувствовать себя моложе рядом с подрастающим поколением, лучше понимать их требования к образованию и формирующиеся взгляды на жизнь.
Неиссякающий поток энергии и безграничная любовь к детям дали силы столько лет проработать в этой области.
У меня никогда не было мыслей уйти из профессии, ни малейшего сомнения. Не было желания, как у некоторых коллег, уехать за границу и заработать много-много денег. С голоду я не помираю и благодарна тому, что у меня есть.
«Привыкнуть к жизни без школы и детей очень сложно»
Прозвучит странно, но ближе к 70 годам мне показалось, что было бы неплохо немного отдохнуть. То есть не полностью уйти из профессии, а взять время на отдых, восстановить силы и поправить здоровье.
Прошло еще немного времени и пришлось принять решение уйти окончательно. Годы берут свое и иногда именно они решают за тебя, можешь ли ты идти дальше. Сейчас у людей совершенно другой менталитет.
Я заметила, как превратилась для многих в стереотипного пенсионера. В селе люди стали постоянно говорить: «Чего тебе дома не сидится, дай возможность молодым специалистам себя показать». Но ведь я ни у кого не отбирала хлеб, а просто делала свою работу. И если бы ко мне пришел молодой парень или девушка, попросил бы уступить место, я бы это сделала при условии, что моих детей полюбят также, как я.
Последний день, который провела в школе, врезался в память. Было так грустно навсегда прощаться с людьми, которые столько лет были частью моей жизни.
«Почему люди стареют? Почему наступает возраст, когда приходится отказываться от чего-то важного?» — задавалась я вопросом, параллельно утешая себя тем, что детям нужны молодые преподаватели, которые смотрят на мир другими глазами. Привыкнуть к другой жизни, жизни без школы и детей, очень сложно. Но я могу нянчиться с внуками и общаться с соседками, не думая, что на завтра надо подготовить план уроков или проверить контрольные работы у седьмого «А».
«Учитель — хранитель секретов»
Важнее всего было узнать каждого ребенка в отдельности, найти к каждому особый подход. Для меня было важно общаться с ними и в этом общении раскрывать суть темы урока.
Часто дети после звонка продолжали сидеть за партами, ждали, чтобы я продолжила рассказывать о произведении, которое мы проходили. Это мотивирует, это как премия за работу. Таким вещам радуешься, как ребенок.
Как по мне, учитель должен быть примером для учеников, ему необходимо постоянно развиваться. У детей возникает множество вопросов, и у нас, учителей, должны быть ответы на большую их часть. Не хочется краснеть перед ними.
Если раньше можно было как-то выкрутиться перед ребенком, сказав «нет, это не так, а эдак», то теперь такое не пройдет. Нужно быть с ними на одной волне, развиваться вместе с ними.
Когда мы говорим об учителе, то не представляем человека, который стоит у доски и машет указкой.
Учитель — это и психолог, который выслушает и даст совет, и родитель, который поддержит в трудной ситуации, не даст упасть. Не старайтесь показать, что вы выше всего этого, не отключайте свои чувства и эмоции, заходя в класс. Дети должны чувствовать, что ты играешь за них. Учитель — хранитель секретов.
«Не всем детям дано хорошо учиться, но у всех есть право на нормальную жизнь»
У меня был ученик, который как-то написал в сочинении: «Я сегодня решил, что хочу повеситься». Я занималась дополнительно с ребенком после уроков. Было больно читать то сочинение.
Его отец регулярно избивал мать. Я поговорила с ребенком. Потом взяла его за руку и отвела к матери. Я рассказала, как страдает сын, посоветовала уделять ему больше внимания, чтобы он почувствовал, что не один в этом мире.
Со школой я разделила и радость, и грусть, и все несчастия.
Принимала всех детей, как равных, не делила их по каким-то критериям. Неважно, это сын врача или дочь председателя. Все они ждали понимания и простого человеческого тепла. И если дома они этого не получали, я чувствовала, что не вправе им в этом отказывать.
Не всем детям дано хорошо учиться, но у всех есть право на нормальную жизнь, право быть хозяином своей жизни.