Что надевали и надевают в Молдове на Новый год, и почему одежда и украшения для нас — это всегда манифест. Об этом и о том, почему мир скоро устанет от худи и кроссовок и вернется к розовым юбкам и стразам, NM поговорил с музейным работником и с дизайнером одежды.
Зима приходила в молдавские села с хороводом праздников: Рождество, Иванов день, Крещение. На праздники шли в церковь, в гости, колядовали, принимали гостей и колядующих у себя. Это обычная социальная жизнь XIX — начала ХХ века.
У жителей Молдовы не было традиционной формы одежды для зимних праздников, отметила в беседе с NM замдиректора Национального музея этнографии и естественной истории Елена Кожокарь. «Конечно, надевали новую и красивую одежду, не ходили на праздники в той же, в которой кормили скот, например», — добавила она.
Фото из коллекции Виктора Органа
Зимой традиционная женская одежда состояла из расшитой узорами ии и плахты — четырехугольного отреза ткани, который носили как юбку. Сверху надевали кожаную безрукавку на меху («бондицу») и шерстяной суман — прообраз пальто.
Самый знаковый элемент традиционного гардероба молдаванина — черная или серая каракулевая кушма. Зимой молдаванин носил рубаху до колен, брюки, постолы, пояс и кожок. Стоит отметить, что традиционная одежда вплоть до ХХ века не претерпела изменений, а бондицы и кушмы до сих пор шьют и носят в молдавских селах.
Чабан зимой. Фото: Виды Кишинёва и его окрестностей, 1880-е гг. www.bessarabica.info
Мода гораздо быстрее влияла на жителей городов. В межвоенный период горожанки шили платья в стиле артдеко. «Платья не подчеркивали контур. Женщины надевали вуали и шапочки-таблеточки, а в моде был образ провокационной и сексуальной женщины-инферны», — рассказала дизайнер одежды Людмила Левицкая.
Групповой снимок. Кишинев. 1918 — 1939 Фото: Коллекция (архив): Iurie Cojocaru, www.bessarabica.info
В послевоенные и кризисные годы в Советский Союз даже через железный занавес прорвался «нью лук» Кристиана Диора. Женщинам хотелось праздника и красоты, а иконой этого стиля в СССР стала героиня Людмилы Гурченко из фильма «Карнавальная ночь».
«На определенном этапе появился люрекс. А что такое Новый год? Новый год — это новые перспективы, эмоции, это всегда надежда. Надежда — это огонечки, а огонечки — это люрекс и метонитовая нить», — отметила Людмила Левицкая.
Фото: FB.ru
По словам дизайнера, переход молдавского общества к капитализму отразился и в вещах. «Появились блестки и стразы. Эти маленькие бусинки, фальшивые или настоящие, всегда указывают на иерархию. Это арт-инструмент и иерархический инструмент: я позволила себе на Новый год бриллиант, значит, я— персона», — пояснила Людмила Левицкая.
Она отметила, что мода — циклична, и то, что носят сейчас, уже трижды носили в разные эпохи. По ее прогнозам, мир устанет от однообразных удобных образов из худи и кроссовок, и в женской моде возродится романтизм. «Мы вернемся к люрексу и стразам, бантам и жабо, потому что после пандемии хочется праздника: розовой пышной юбки, кроссовок со стразами. Человек идет на праздник со своим посылом к миру. А одежда — это всегда манифест», — заключила дизайнер.