Как делать нельзя. Немного о румынском национальном отборе Евровидения
9 мин.

Как делать нельзя. Немного о румынском национальном отборе Евровидения

Ну что, дождались. С вами новая очередная «музыкальная колонка», посвященная Евровидению. Ведет ее по традиции «добрый админ» нашего телеграм-чата и эксперт по вот этому всему Катя Дмитриева. И сегодня она расскажет об особенностях национального отбора Евровидения в Румынии.

Люди умеют себя развлечь. Даже на ровном месте. В комментариях к предыдущей статье жители Фейсбука играли в игры. Кто-то играл в «ассоциации, Ukraine edition», а кто-то в «скажи, что не читал статью без того, чтобы сказать, что не читал статью». Комментарии некоторых были безобидными, философскими или даже забавными (у меня есть любимый, про метро). Другие же отзывы в сочетании с мицелярной водой отлично подходят для снятия макияжа.

Так вот, я прекрасно осознаю, что не могу заставить человека прочитать хотя бы подзаголовки перед комментированием. Хотя, возможно, могу. Это все равно легче, чем спасти румынский национальный отбор. Тема этой статьи — не секрет для тех, кто ознакомился с обзором украинского нацотбора. А это значит, что для многих в секции комментариев на фейсбуке она будет сюрпризом. Окей, я больше не буду. Наверное.

Если украинский национальный отбор показал, как важно накопить запас прочности, перед тем как принять решение скатываться на дно, то румынский нацотбор уже который год показывает, как делать просто не надо. Нельзя. Ни в коем случае, отошли, я сказала! В этом материале я воздержусь от слов и выражений  «позорище», «роны в унитаз» и «здоровья погибшим». Наверное.

История участия Румынии в Евровидении 

Успешные «игры с огнем»

Для начала я собираюсь пролить немного бальзама на душу тем, кому это зачем-то надо. Долгое время Румыния была весьма мощной страной на Евровидении. Страна попыталась присоединиться к конкурсу еще в 1993 году, но не прошла предотбор (тогда использовали другую систему). В 1994 году Румыния дебютировала в финале, заняв 21 место. Звучит не так мощно, как дебюты Украины (14 место, 2003), России (9 место, 1994) или Молдовы (6 место, 2005). Но это было начало, начало чего-то хорошего.

С 1998 по 2017 год Румыния каждый год своего участия выходила в финал. Пару раз Румыния пропускала конкурс, а про 2016 мы еще вспомним, не только из-за Ванотека, который на отборе того года занял второе место. Побед не было, но румынские представители дважды занимали 3 место. В 2005 году бронзу получили Луминица Ангел и Sistem. Через 5 лет, пока Молдова делала свой вклад в мировую интернет-историю, Румыния отправила на конкурс одну из моих любимых песен в истории участия страны в конкурсе. Паула Селинг и Ovi подарили Киркорову материал для очередного ремейка и заняли 3-е место. Хотя, в том году, учитывая состав тройки лидеров, даже 3-е место это почти победа.

Шедевр.

У Румынии, как и у многих не очень богатых стран с высоким уровнем эмиграции, в конкурсе есть очевидное преимущество. Если вы не понимаете, о чем я, то вот вам интереснейший факт: в финале Румыния получила больше всего баллов от… Испании. Молдова в этом топе занимает лишь второе место. Много смс-ок за румынскую песню традиционно отправляют также  Израиль и Португалия.

Кроме того, нельзя не упомянуть тот потенциал, который Румыния имеет в плане мировых музыкальных трендов и мирового успеха. Песни с румынских лейблов (опа, как я завернула) периодически занимают высокие позиции даже в тех странах, где это было бы сложно объяснить огромной румынской диаспорой. Если бы они это почаще применяли на Евровидении, была бы вообще песня. Песня, занявшая место в топ-10.

«Это могли бы быть мы, но… Что? Окей, не могли, чо ты нервничаешь!»

TVRazve tak mojno, kakoi koșmar

Немного статистики. Население Румынии — около 19 миллионов человек. Аудитория румынского нацотбора этого года — 140000 зрителей. Население Эстонии — 1,3 миллиона человек. А вот финал эстонского отбора посмотрели 184000 зрителей. Это, по мнению большинства экспертов, больше, чем 140 тысяч. Как так?

Зрители, кто вы такие? Я вас не звал и т.д. Для любого открытого национального отбора важен контакт со зрителями. Мы привыкли, что, если отбор транслируют по ТВ, канал хочет, чтобы мы голосовали. Именно голосование является частью той базы, что привлекает аудиторию. Долгое время румынский нацотбор строил отношения со зрителями. Но потом они внезапно забыли значение слова «строить» и почему-то решили, что «строить» — это со всей силы бить кувалдой до руин, а потом и до состояния песка. Именно так и вышло.

На протяжении нескольких отборов обычный румынский зритель имел такой же уровень влияния на результаты, как моя кошка. Обычно голоса аудитории и жюри при подсчете финальных баллов складываются в пропорции 50/50 или близко к этому. Румынский национальный отбор решил, что это слишком мейнстрим, и в определенный момент выбрал модель 80/20, иногда делая процент влияния зрителей еще меньшим. То есть у любого, даже самого некомпетентного члена жюри, был такой же вклад в финальный исход, как и у ВСЕХ румынских зрителей. В этом году ТВР решило сделать голосование на 100% зрительским и даже разыграть очень много евро. Но даже чек на оплату платежки Эмилиана Крецу не помог рейтингам. Зрители, видимо, потеряли и доверие, и интерес.

Как делать нельзя. Немного о румынском национальном отборе Евровидения

TVR пытается вернуть интерес публики.jpg 

Качество соответствующее

Я вещаю, как хочу, законом не запрещено. У Шерлока есть Мориарти. У Спанчбоба есть Планктон. У людей, которые желают Румынии лучшего на Евровидении, есть TVR. Уже несколько лет подряд в Румынии звучат призывы отказаться от участия в конкурсе из-за низких результатов. Но я не считаю, что стране нужно бросить Евровидение. Более разумно было бы бросить TVR в качестве вещателя. Да, это будет тяжелое расставание. Столько лет вместе, взлеты, падения, многомиллионные долги. Но ничего. Пару дней на диване, пару недель Дан Балан на репите и все, новая жизнь.

В сложившейся ситуации TVR не может винить никого, кроме себя. Ведь именно оно отвечает за подготовку отбора и отправку заявки на конкурс. Оно отвечает за отвратительную трансляцию и за звуки USB, перебивающие заявки участников. Оно составляет концепции конкурсов и модели голосования. Оно нанимает некомпетентное жюри, которое через год после Шума и Måneskin все еще считало, что песни с народными элементами или на местных языках не могут добиться успеха на конкурсе. Именно TVR умудрилось накопить более чем 15 миллионов евро долга Европейскому вещательному союзу. ЕВС терпел, потом еще немного терпел, потом слишком долго терпел и за три недели до конкурса исключил румынского представителя на Евровидении-2016 за долги вещателя. Ну а прошлогодний скандал и вспоминать не хочется. TVR так обиделось на обвинения в коррупции, что пригрозило уйти с конкурса. А потом взяло и не ушло. Да, ЕВС в очередной раз показал, что за коммуникации у них отвечают картонные фигурки молдавских политиков, которые делают сторонники Шора (а вы думали, куда они деваются). Но аргумент в стиле «да, мы это делаем, но мы правы, потому что и другие это делают» теряет смысл где-то на моменте, когда ты понимаешь, что речь идет о государственной многомиллионной телерадиокомпании, а не о споре пятиклашек за гаражами.

Сообщение об исключении Румынии из конкурса 2016 года

Возможно, не обязательно отказываться от TVR полностью. Возможно, стоит взять пример у Украины и отдать нацотбор другому каналу. Который год звучат предложения от обычных зрителей о передаче прав вещателя Pro TV. Будет интересно, решится ли на это TVR или из-за нежелания признавать ошибки и делиться правами вещания будет и дальше двигаться ко дну, прихватив за собой наследие Румынии на Евровидении.

Тут могла бы быть ссылка на полное шоу, которое транслировало TVR, но видео теперь недоступно на ютюб. Интересно, ПОЧЕМУ (нет, не интересно, а очевидно)

А за чей счет банкет? Отягчающим обстоятельством в этой истории является тот факт, что все это безобразие происходит фактически за счет бюджета с участием спонсоров. Да, TVR действительно привлекает партнеров, чтобы тормозящая картинка трансляции хотя бы красиво выглядела. Но сам факт, что это делает вполне себе государственная контора, явно добавляет баллов негодования зрителям. Да, и у Молдовы, и у Украины такие же вещатели —аналоги TVR . Но в последние годы результаты Украины не были такими прямо ужасными, а Молдова будто нашла новое дыхание на конкурсе. Вполне возможно, что вы, дорогие читатели, тоже бросаете копеечку в румынский национальный отбор через какие-то налоги или покупку румынских товаров. Я не призываю вас отказываться от румынских товаров. Я призываю вас жить, как жили. Разве что, может быть, выровнять график сна, питаться получше, начать больше читать. Но в остальном я только хочу поблагодарить одну румынскую компанию за то, что  могу написать в колонке: «unt de Ibănești» без санкций от комиссии по аудиовизуалу. А вот с TVR надо что-то делать.

«Это могли бы быть мы, но тебе была нужна та… постановка?»

Ощущение внутренней независимости, поиск своего пути и т.д. — это замечательно. В комментариях к прошлой статье я увидела несколько сообщений с посылом «да в чем мы можем брать пример у этих украинцев?». Из-за заголовка. Что там Катя 3 часа писала? Наверное, что-то. Были бы комментарии такими же, если бы в заголовке шла речь о Румынии или России —вопрос открыт на проветривание. Но вот, что я хочу сказать по этой теме. У всех есть чему поучиться. Учиться можно и на достижениях, и на провалах. На взлетах и падениях. На «уиииииии» и «быдыщ». В плане проведения нацотбора и отношения к конкурсу, у нас еще много чего не сделано. Но о том, что у нас есть и что может быть, поговорим в другой раз. А пока: Павел Александрович Парфений, я всё ещё жду фото тапочек.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: