Блок ПКРМ-ПСРМ вытащил из загашника давнишний законопроект коммунистов «О постоянном нейтралитете» и предложил его на рассмотрение парламенту. Правда, в проект внесли одну поправку, касающуюся Приднестровья. Против законопроекта выступила правящая партия PAS, напомнив, что нейтральный статус закреплен в Конституции Молдовы. NM разбирался, какой «механизмы безопасности» предусматривает законопроект и нужны ли они Молдове в условиях, когда старая мировая архитектура безопасности фактически разрушена, а новую еще только предстоит создать.
Как нейтралитет «обошел» Приднестровье
Депутаты от блока ПКРМ-ПСРМ, представляя законопроект «О постоянном нейтралитете», отметили, что в нынешней «сложной региональной ситуации необходимо сохранить и консолидировать нейтральный статус Молдовы». По их словам, предложенный законопроект устанавливает законодательные механизмы, которые позволят обезопасить страну от «втягивания в конфликты, несущие угрозу ее суверенитету и безопасности».
Согласно законопроекту, нейтральный статус Молдовы подразумевает, что страна не будет участвовать ни в каких военных конфликтах и не будет вступать ни в какие военные блоки. Кроме того, на территории страны будет запрещено размещать иностранные войска и допускать транзит военной техники или амуниции по суше и по воздуху.
При этом в законопроекте отмечается, что эти положения до тех пор не касаются Приднестровья, пока не будет урегулирован приднестровский конфликт. В Приднестровье, напомним, со времен вооруженного конфликта размещен контингент российских войск, вывести который требуют молдавские власти.
Законопроект также предусматривает, что Молдова не будет никому оказывать военную помощь. Что касается участия республики в миротворческих миссиях ООН, то Молдова должна ограничиться лишь отправкой технического и медицинского персонала. Кроме того, согласно законопроекту, на территории Молдовы будет запрещена деятельность любых национальных или иностранных организаций, которые вербуют персонал в военные структуры других стран.
В проекте также указано, что нейтралитет Молдовы должно признать международное сообщество, а правительству страны необходимо все для этого сделать. Любые изменение в законопроекте предлагается принимать двумя третями голосов депутатов.
Кто выступил против законопроекта
Против законопроекта ПКРМ-ПСРМ сразу выступила правящая партия «Действие и солидарность» (PAS). В PAS считают этот законопроект ненужным, так как статус нейтралитета закреплен в Конституции Молдовы. При этом, как напомнили в PAS, Конституция выше любого закона, принятого парламентом.
Это мнение поддержала и президент Майя Санду. «Я не видела законопроект, но, похоже, авторы не понимают, что Конституция превыше любого закона. И это нельзя изменить. Нейтралитет закреплен в Конституции, и я не вижу необходимости придумывать законы в дополнение к тому, что написано в Конституции», — сказала Санду в телеэфире.
Нейтральный статус Молдовы, напомним, закреплен в 11 статье Конституции, состоящей из двух пунктов. В них указано, что Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
Кто поддержал законопроект
С призывом к PAS поддержать законопроект «О постоянном нейтралитете» обратилась партия «Гражданский конгресс». В партии считают, что это снизит риск втягивания Молдовы в военные действия и станет основанием для стабильной и предсказуемой жизни страны. При этом в «Гражданском конгрессе» напомнили, что законопроект «О постоянном нейтралитете» уже вносили в повестку дня парламента в 2013 году и в 2015 годах.
«В феврале 2020 года совместным голосованием депутатов от Демократической партии и Партии социалистов проект этого закона, к сожалению, отозвали и больше его не рассматривали», — говорится в пресс-сообщении партии.
Принять закон «О постоянном нейтралитете», напомним, тогда предлагали депутаты от ПКРМ. Тот законопроект практически ничем не отличается от нынешнего. Кроме одного существенного отличия, которое касается Приднестровья. В законопроекте ПКРМ не было уточнения, что положение закона о неразмещении на территории Молдовы иностранных войск не распространяется на Приднестровье до решения приднестровского вопроса.
Кому и зачем это нужно?
Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что законопроект блока ПКРМ-ПСРМ является ничем иным, как способом напомнить о себе, в том числе Москве.
«У нас статус нейтралитета закреплен в Конституции, изменить его можно только на референдуме. Что сверх этого может дать обыкновенный органический закон? Ничего рационального в этом законопроекте нет», — сказала эксперт.
Политолог Виктор Чобану тоже считает, что закон не несет в себе практического смысла: «Это не новая идея. Социалисты сейчас решили отметиться по той простой причине, что осудить войну они не могут и назвать войну войной не могут. С другой стороны, надо для Кремля какую-то галочку поставить».
По словам Чобану, предложенный коммунистами и социалистами законопроект проводит линию Москвы. Об этом свидетельствует нераспространение действия законопроекта на Приднестровье: «Когда нам предлагают разоружиться, а Приднестровью — только после урегулирования конфликта, это явная кремлевская повестка».
Бывший вице-министр по реинтеграции Молдовы Александр Фленкя тоже акцентировал внимание на этом пункте законопроекта. «Закон, который призван служить безопасности государства, не распространяется на ту территорию государства, откуда исходит главная угроза нашей государственности», — отметил Фленкя.
Кроме того, по его мнению, такой закон не актуален. Это, пояснил Фленкя, связано с тем, что архитектура безопасности изменяется, а в законопроекте закреплены старые механизмы.
«Что будет с миром и мироустройством, сегодня не до конца понятно. Очевидно, что нашей стране нужно двигаться очень быстро, очень решительно, так проговаривая с партнерами свои планы и действия, чтобы встроиться в те механизмы безопасности, которые еще только предстоит создать. Предложенный закон о нейтралитете коррелирует с прошлым, а не с будущим. Он пытается встроить Молдову в ту архитектуру безопасности, которая уже разрушена. Поэтому бессмысленно использовать механизмы прошлого, чтобы встроить Молдову в будущее», — заключил эксперт.