Какой ты на фиг таксист
13 мин.

Какой ты на фиг таксист


В июле власти Кишинева взялись за реформирование системы столичного общественного транспорта. Мэр Дорин Киртоакэ распорядился закрыть ряд маршрутов частных перевозчиков, объяснив это необходимостью оперативного вмешательства в деятельность вышедших из-под контроля маршрутчиков. Муниципальные советники и некоторые перевозчики обвиняют градоначальника в попытке передела рынка с годовым оборотом 1,5 млрд леев. Корреспондент NM ОЛЬГА МАРЧЕНКО разбиралась в том, кто выиграл, а кто проиграл в результате решительных действий мэра.

Дорин Киртоакэ начал наступление на маршрутчиков после их июльских протестов: с 10 по 14 июля перевозчики бастовали, требуя повысить тариф на проезд. Господину Киртоакэ, собирающемуся снова выдвигаться в мэры, идея повышения цен никогда не нравилась. Напряженности в его отношения с перевозчиками добавили и участившиеся аварии с участием маршруток, вызывавшие общественный резонанс. Дорин Киртоакэ тогда заявил, что необходимо срочно менять правила перевозки пассажиров маршрутными такси, повышать уровень безопасности и исключить дублирование частниками маршрутов муниципального транспорта.

Уже 11 июля господин Киртоакэ своим распоряжением аннулировал семь маршрутных линий, которые обслуживали частные компании (№102, 105, 109, 110, 130, 160, 155). Три из них принадлежали компании Asoio и по одной компаниям Ruta Prim, NVST, Microbuz и Remta Transport Privat. Впрочем, уже на следующий день генпримар подписал распоряжение о восстановлении с 1 августа 130-го маршрута, администрируемого фирмой NVST.

После этого на протяжении полутора месяцев городские чиновники вносили коррективы в маршруты микроавтобусов. Изменения в сети маршрутных такси должны были вступить в силу в два этапа — с 25 августа и с 6 сентября. Но мэр принял решение повременить с изменением 27 маршрутов до 15 сентября. Городские власти объяснили это необходимостью «продолжить консультации с населением и администраторами маршруток».

Стоп-сигнал

Отданное мэром распоряжение по семи маршрутам повлияло на расстановку сил на рынке столичных пассажирских перевозок. Согласно данным городского управления транспорта и путей сообщения, до 1 июня 2014 года в городе насчитывалось 63 линии, на которых работало 1750 микроавтобусов.

До транспортной реформы, начатой генпримаром, в топе владельцев маршрутных такси значились компании SRL Ruta Prim, C.P. Auto-Rapid, SRL NVST, S.R.L. Microbuz, S.R.L. Asoio, SRL FOC и SRL Remta Transport Privat, на которые приходилось около 80% рынка перевозок.

Транспортное предприятие C.P. Auto-Rapid администрировало 11 маршрутов (№120, 129, 134, 148, 157, 166, 173, 178, 184, 189 и 190). Администратором компании является Николай Середняк. На выборах 1998 года он баллотировался в парламент по спискам Социал-демократического блока Speranţa, а сейчас является членом Координационного совета российских соотечественников (КСРС), который возглавляет независимый депутат мунсовета Петр Донцов. Зять господина Донцова — Валерий Негру занимает в столичной мэрии должность главы управления социальной помощи.

За SRL Ruta Prim было закреплено девять маршрутов (№109, 113, 122/A, 135, 136, 152, 186, 188, 192) и два автобуса (№28 и №10). Директором этой фирмы является Сергей Олару, а владеет ею семья муниципального советника от Либеральной партии Юрия Топалэ — его доля в уставном капитале составляет 5%.

Фирмой SRL NVST, которая администрировала восемь маршрутов (№121, 126, 130, 145, 151, 159, 163, 180), руководит Офрим Нуцу. Согласно данным Регистрационной палаты, основные виды деятельности фирмы — это выращивание кормовых культур, производство вина и торговля в рассрочку в неспециализированных магазинах.

Четвертый крупный перевозчик — это S.R.L. Microbuz (семь маршрутов: №107, 111, 115, 124, 132, 154, 191). Директор компании Ион Мэмэлигэ является членом демпартии и баллотировался по ее спискам на местных выборах в 2011 году. До этого он избирался в столичный мунсовет по спискам Христианско-демократической народной партии, но позже покинул ее. Господина Мэмэлигэ несколько раз подозревали в незаконных действиях, в частности во взяточничестве, но каждый раз он доказывал, что не виновен. Сейчас он является председателем Ассоциации частного транспорта, защищающей интересы маршрутчиков.

S.R.L. Asoio, директором которой значится Василе Маргаринт, администрировала шесть столичных маршрутов (№102, 125, 127, 155, 160, 162). Ее владельцем является Афанасий Смокин — бывший министр транспорта в правительстве Думитру Брагиша. В прошлом он занимал должность начальника транспортного управления столичной мэрии. В 2001 году был депутатом парламента от Партии коммунистов и работал в парламентской комиссии по праву, назначениям и иммунитету.

SRL FOC администрировала пять маршрутов (№106, 114, 117, 118, 32). Глава компании — Вячеслав Горбенко.

SRL Remta Transport Privat, администрирующей четыре маршрута (№104, 110, 171, 172, 174), руководит Михаил Реус. Его брат Владимир Реус был депутатом парламента в 1998 году от Крестьянской христианско-демократической партии Молдовы (впоследствии партия сменила название на Народную республиканскую партию, а в этом году ее возглавил бизнесмен Ренато Усатый, переименовавший политическую силу в «Нашу партию»). У Remta Transport Privat тот же юридический адрес, что и у Auto-Rapid (ул. В. Микле, 10A).

Остальные компании являлись владельцами одного или двух маршрутов. Lunguscom, директором которой значится Юрий Плэмэдялэ, обслуживала маршруты №116 и №148, Citius Grup (руководитель Вячеслав Гаинэ) — №165 и №175, Mihaela SA, принадлежащая известному композитору Анатолу Кирияку,— №103 и №119, Taxi Service Plus (Олег Алекса) — №108 и №137, а Urbantrafic (директор Анатол Ниронка) — №112 и №140. По одному маршруту обслуживали компании Afgbasvet (директор Петру Серт, маршрут №169), Bercut (Владимир Зубрицки, маршрут №193), Cornel–Dimitrova (Александра Димитрова, маршрут №131), Dicivtrans (Лилия Туркин, маршрут №101) и Nigheditrans (директор Георге Скрипник, маршрут №123).

Когда Дорин Киртоакэ 11 июля аннулировал семь маршрутов, больше всего пострадала фирма Asoio господина Смокина. Она лишилась сразу трех маршрутов: №102, 160, 155. Еще по одному закрытому маршруту пришлось на SRL Ruta Prim Юрия Топалэ (№105), Microbuz Иона Мэмэлигэ (№110) и Remta Transport Privat Михаила Реуса (№109). Маршрут №130, принадлежавший компании NVST, восстановили распоряжением генпримара на второй день.

Чуть позже, 29 августа, генпримар личным распоряжением отдал остававшиеся у Asoio три маршрута (125-й, 127-й и 162-й) компаниям Lunguscom, NVST и Auto-Rapid.

Отметим, что до реформы Auto-Rapid управляла одиннадцатью маршрутами, но весной ее 148-й маршрут был передан в управление компании Lunguscom. Взамен же с 6 сентября Auto-Rapid получил 162-й маршрут. То есть внакладе компания не осталась. Lunguscom и NVST и вовсе только выиграли от затеянных мэром преобразований.

Передел какой-то

Афанасий Смокин называет действия генпримара незаконными. «Последние три маршрутные линии были отданы компаниям, приближенным к либералам и тем, кто смог договориться с либералами,— говорит он.— Реформа происходит по принципу „что хотим — то и делаем”. В нашей компании за ночь без работы остались 250 человек. Разве это подход? Процедура, по которой закрывают маршруты, не была соблюдена. Нас даже не предупредили за положенные 30 дней».

По словам господина Смокина, в соответствии с решением мунсовета, каждый администратор оплачивает городу годовую таксу за право использовать маршрут, которая составляет порядка 850 леев за единицу транспорта. «В год муниципальный бюджет получал за счет этого 16-18 млн леев. Я уверен, что в мэрии никто из чиновников даже не просчитал экономический ущерб от решения аннулировать маршруты»,— посетовал Афанасий Смокин в беседе с NM.

Он сообщил, что подал на мэрию в суд: «Все согласно процедуре. Было написано официальное письмо в горадминистрацию против закрытия маршрутов, и в течение 30 дней не был получен ответ. Соответственно, дальше мы обжаловали распоряжение генпримара в суде. Будем требовать возврата маршрутов и возмещения ущерба». О какой сумме идет речь, господин Смокин не сообщил, уточнив лишь, что деньги очень большие. «Только за один месяц мы насчитали 1,8 млн леев ущерба»,— отметил он.

Михаил Реус из SRL Remta Transport Privat настроен более оптимистично. Он заявил NM, что согласно процедуре также опротестовал закрытие маршрута №110, направив в мэрию письмо с просьбой восстановить его. Через 30 дней он получил от властей отрицательный ответ, но продолжает надеяться на лучшее. «Мы ведем переговоры с горадминистрацией,— говорит господин Реус.— Мы согласны, что реформа в этой сфере назрела давно и необходимо прийти к предоставлению качественных услуг. Пока мы не намерены обращаться в суд, так как переговоры носят позитивный характер и нам даже обещали рассмотреть возможность восстановить аннулированный маршрут».

Затеянные мэром преобразования вызвали критику и со стороны советников от разных партий. Они утверждают, что под видом транспортной реформы на самом деле происходит передел высокодоходного рынка пассажирских перевозок. Глава рабочей группы муниципального совета по вопросам транспорта, советник от компартии Виктор Гурэу считает, что градоначальник действует в интересах определенных группировок, не принимая во внимание интересы граждан. «Это лакомый кусок. Оборот рынка в столице достигает 1,5 млрд леев в год. И это только услуги, а ведь есть еще закупка ГСМ, обслуживание»,— говорит Виктор Гурэу.

У советника либерал-демократа Геннадия Иващенко тоже много вопросов к мэру: «Почему решение о закрытии целого ряда маршрутов принимается келейно и буквально ночью? Почему выбор пал именно на эти маршруты? Почему эта работа не проводится поэтапно? И насколько вообще законны такие неожиданные увольнения людей?»

Бывший муниципальный советник, эксперт в сфере управления транспортом Михай Рошкован также полагает, что реформы, начатые примэрией,— это не что иное, как перераспределение финансовых потоков между «мафиозными кланами, контролирующими транспортную сферу столицы».

Участники рынка, которых опросил NM, уверены, что мэр закрыл маршрут №109 компании Ruta Prim либерального советника Топалэ для отвода глаз. Взамен коммерсанту пообещали содействие по выводу своих автобусов на муниципальные маршруты. Как известно, мэр обещает в сентябре вывести на линии дополнительно 50 троллейбусов и 50 автобусов. Кроме того, появятся новые линии автобусов — №19 и №29.

По словам Виктора Гурэу, Юрий Топалэ еще несколько месяцев назад вел переговоры о покупке подержанных автобусов, которые на определенных условиях собирался использовать муниципалитет. Получить комментарий господина Топалэ NM не удалось — его телефон не отвечал.

В августе во время участия Дорина Киртоакэ в программе Fabrica на Publika TV в студию позвонил водитель маршрутного такси, представившийся Марином Гэлушкэ. Он призвал мэра хорошо подумать, прежде чем отказаться от маршруток, и обвинил градоначальника в том, что тот лоббирует интересы советника от Либеральной партии, купившего более 50 автобусов и планирующего запустить их на маршруты. Господин Киртоакэ в ответ сказал, «что его коллега по партии приобрел их уже после того, как узнал о намерении мэрии закрыть маршрутные перевозки».

На пресс-конференции 15 августа Дорин Киртоакэ заявил, что господин Топалэ не имеет никакого отношения к новым автобусам, которые появятся в столице. И вскользь упомянул о неком тендере, который состоялся за день до этого.

Директор городского автобусного парка Якоб Копчеля разъяснил NM, что речь идет о тендере, проведенном столичным управлением общественного транспорта, дорог и путей сообщения, который состоялся 13 августа. Тендер, по его словам, предполагал покупку пяти автобусов на средства самого управления, а также на деньги городского автопарка, которые парк получает в виде компенсаций из муниципального бюджета. В тендере, пояснил господин Копчеля, приняли участие шесть компаний, однако окончательное решение останется за управлением, которое пока не определилось с победителем.

Якоб Копчеля также сообщил, что муниципальное предприятие «Городской автобусный парк» объявило конкурс, пригласив к сотрудничеству фирмы и частных лиц, владеющих транспортом, подходящим для перевозки пассажиров, для работы на линиях городского парка автобусов. «На данный момент поступило четыре предложения. Нам предлагают новые автобусы НЕФАЗ от АОА «КАМАЗ», а также подержанный транспорт из Китая, Швеции и Германии. Сейчас мы ждем окончательного решения относительно изменений маршрутной сети, а после этого будем решать, каких экономических агентов привлекать к сотрудничеству и вообще привлекать ли»,— отметил он.

Виктор Гурэу говорит, что, по его сведениям, Юрий Топалэ вел переговоры о покупке автобусов в Стокгольме.

Реформенное безобразие

Столичные власти давно пытаются реформировать рынок столичных пассажирских перевозок, чтобы сократить количество маршруток. Но эксперты пришли к выводу, что реформы идут не слишком успешно. Германо-румынская консалтинговая компания Metroul-TTK, разработавшая для кишиневских властей Стратегию развития городского транспорта, подсчитала, что в 2007 году в столице насчитывалось 24 троллейбусных маршрута, 32 автобусных и 64 маршрута для микроавтобусов. К концу 2011 года осталось 22 троллейбусных маршрута, 23 автобусных и 71 маршрут для микроавтобусов.

На 1 июля 2014 года, согласно данным управления общественного транспорта, дорог и путей сообщения мэрии, насчитывали 23 троллейбусных маршрута, 23 автобусных и 66 маршрутов для микроавтобусов и частных автобусов. В долевом отношении большая часть общественного транспорта в столице представлена частными перевозчиками — 54%. На троллейбусы приходится 41%, а на пригородные автобусы — 5%.

В период с 1 июня 2013-го по 1 июня 2014-го на регулярных маршрутах троллейбусов было перевезено 98,1 млн пассажиров, автобусами — 13,4 млн пассажиров, а маршрутками — 190 млн пассажиров. Эксперты из Metroul-TTK также отмечали в своем исследовании, что каждый оператор имеет доминантный — наиболее пассажироемкий и доходный маршрут. Например, у троллейбусов это маршрут №22, который обслуживает более 60 тыс. пассажиров ежедневно и осуществляет около 250 поездок туда-обратно. На него приходится 14% всех троллейбусных пассажироперевозок.

Кроме того, есть восемь достаточно популярных маршрутов, которые обсуживают более 20 тыс. клиентов ежедневно. Автобус №23 перевозит более 25 тыс. в день, что составляет треть от общего числа пассажиров, перевезенных автобусами. Аналогичная ситуация с маршрутками — чем длиннее маршрут, тем он выгоднее. Закрытые мэром маршруты №105, 155, 110, 102 как раз из разряда высокодоходных.

Виктор Гурэу говорит, что любые преобразования в сфере транспорта мэр должен проводить через муниципальный совет, и указывает на законы «О местной публичной власти», «О статусе муниципия Кишинев», «О публичных средствах», «Об управлении и приватизации госсобственности». Советник утверждает, что мэр не имеет права ссылаться на оперативное решение вопроса, так как речь идет о стратегии, и напоминает, что несколько лет назад на грант европейских доноров были разработаны три основные стратегии: «Развития транспортной инфраструктуры города», «Развития транспортной сети» и «Внедрения электронного обилечивания».

«Ни один из этих проектов до сих пор не прошел обсуждение в профильных комиссиях муниципального совета. В мае наша рабочая группа договорилась с администраторами маршрутных такси, что изменения в транспортной сети будут сделаны в рамках этих стратегий, которые рано или поздно примет мунсовет. Мы предложили комплексный подход, который сделает равными условия игры для всех участников рынка. Однако нас не услышали и пошли своим путем»,— отмечает Виктор Гурэу.

По словам советника, администраторы маршрутов теперь могут предъявить мэрии иски на миллионы леев: «И будут правы. Все это чревато большими денежными потерями [для столичного бюджета], потому как администраторы маршрутов будут выигрывать суды в связи с незаконным решением городских властей по закрытию маршрутов».

Прецедент многомиллионного иска уже есть. Компания упомянутого советника-либерала Юрия Топалэ подала в суд на городские власти в связи с тем, что автобусы №10 и №28 дублируют его маршруты. SRL Ruta Prim потребовала компенсировать убытки в сумме почти 10 млн леев: 2,26 млн за 2010 год, 3,08 млн за 2011 год, 4,6 млн за 2012-й и государственный налог в размере 50 тыс. леев.

Решение судебной инстанции, видимо, окончательно, поскольку истек срок, в течение которого местные власти могли подать апелляцию. Советники считают, что мэрия специально затянула этот процесс. «Так работают черные схемы либералов, открывающие им доступ к муниципальным финансовым средствам через административный ресурс»,— заключил Виктор Гурэу.

Впрочем, Дорин Киртоакэ 8 сентября объявил, что SRL Ruta Prim не получит отсуженные у мэрии 10 млн леев, заверив, что только недавно узнал о проигранном судебном процессе, инициированном своим однопартийцем. Это притом, что Апелляционная палата Кишинева вынесла решение в пользу экономического агента еще в апреле. На вопрос о том, почему юридическое управление и управление транспорта примэрии не опротестовали решение суда в течение двух месяцев, как того предусматривает законодательство, мэр заявил: «Советника прикрывал определенный чиновник в управлении транспорта, который сейчас отстранен от работы и в отношении которого проводится внутреннее расследование».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: