У нового вице-премьера по реинтеграции Олега Серебряна, который будет отвечать за приднестровское урегулирование, богатое политическое и дипломатическое прошлое. Он был и лидером партии, и депутатом, и послом. И неоднократно публично высказывал свое мнение по тем или иным вопросам, включая приднестровский конфликт. NM собрал самые яркие высказывания Серебряна о Приднестровье и не только.
Российские войска
В 2003 году Социал-либеральная партия (СЛП), возглавляемая Олегом Серебряном, организовала сбор подписей за инициативу ОБСЕ о вводе в Приднестровье миротворческих сил под эгидой Евросоюза. Позднее, будучи депутатом парламента от Демпартии, Серебрян призвал называть вещи своими именами, когда речь идет о российском контингенте в Приднестровье: «Многие используют эвфемизм, говоря об иностранных войсках, вместо того, чтобы прямо сказать — российские войска. Это перебор с дипломатическим тактом».
Статус Приднестровья
Партия Серебряна была против федерализации Молдовы как варианта решения приднестровского вопроса. Он считал, что федерация из трех субъектов (Гагаузия, Приднестровье, Молдова) противоречит интересам Кишинева. Единственной приемлемой формой федерации Серебрян считал предоставление статуса субъекта федерации 11 регионам Молдовы. Но наилучшим решением вопроса Серебрян считал предоставление Приднестровью широкой автономии в рамках единой Молдовы.
В 2018 году, когда Кишинев настаивал на включении в повестку переговоров вопросов из так называемой «третьей корзины» (вопросы политического урегулирования, включая статус Приднестровья), Серебрян сказал, что в этом вопросе он «не оптимист»: «Я не оптимист в том, что касается возможного достижения этих целей [договоренностей о статусе Приднестровья] в ближайшем будущем».
Признание Приднестровья
Будучи депутатом парламента, Олег Серебрян заявил, что Кишинев фактически признал Тирасполь: «Напрасно мы говорим, что Приднестровье — не субъект права. Ведь любой юрист сейчас может доказать, что Кишинев через некоторые соглашения 1990-х годов уже признал Тирасполь как равноправную сторону диалога». В том же интервью Серебрян сказал, что Кишинев не сумел эффективно использовать переговорный формат «5+2», и подчеркнул, что Молдове следует чаще обращаться за помощью к Вашингтону и Брюсселю.
Фактор России
В 2010 году Олег Серебрян сказал, что приднестровский конфликт приблизится к разрешению, если Россия «будет заинтересована доказать западным партнерам определенную открытость». В интервью Europа Liberа в январе этого года Серебрян отметил, что еще в 2003 году, когда появился «меморандум Козака», говорили, что Москва хочет показать пример разрешения конфликта. «Впоследствии этот опыт могли перенести на Грузию, затем на Украину. Но, конечно, наиболее заинтересованы в урегулировании приднестровского конфликта не русские, не украинцы, не ОБСЕ, а мы. И нам предстоит выяснить, какие для этого есть пути, потому что то, что действовало в 2003 или 2005 году, не действует сегодня».
Связь конфликтов в регионе
В 2015 году Серебрян, бывший тогда послом во Франции, отметил, что многие французские чиновники рассматривают приднестровскую проблему, как продолжение восточноукраинской темы: «И они правы, потому что и абхазский вопрос, и южноосетинский, и приднестровский, и крымский, и донбасский тесно связаны между собой. Эти замороженные конфликты в Черноморском бассейне переплелись тысячами нитей, и во всех этих конфликтах есть одно главное действующее лицо. Это, естественно, Россия, которая вольно или невольно замешана во всех этих противостояниях. В этих обстоятельствах, если тронуть одну струну, завибрируют все остальные. Иными словами, события на востоке Украины, как и на юге Украины, не говоря уже о потенциальной одесской проблеме — все это может дать резонанс и на приднестровский конфликт».
Приднестровье и «украинский кризис»
В том же 2015 году, говоря о возможности «украинского сценария» в Молдове, Серебрян сказал, что молдавские власти не смогли использовать «подходящую конъюнктуру, сложившуюся благодаря украинскому кризису, чтобы сдвинуть с места «приднестровский воз»: «17 лет назад я писал, что конфликт, подобный приднестровскому, к которому привела огромная геополитическая катастрофа, какой стал распад Советского Союза, может прекратиться лишь вследствие потрясения, схожего по своей интенсивности. Российско-украинский конфликт как раз и является такого рода региональным геополитическим потрясением».
Приднестровье и евроинтеграция
В 2014 году Серебрян, будучи послом Молдовы во Франции, сказал, что проблема Приднестровья — это проблема, в том числе, политического имиджа Молдовы. «Не думаю, что Евросоюз будет заинтересован в том, чтобы принять Молдову [в ЕС] с открытым конфликтом. Конфликт нужно контролировать, должна быть по крайне мере уверенность в пограничном контроле». Дипломат также предположил, что «вернуть» Приднестровье поможет повышение уровня жизни на правом берегу Днестра за счет сближения Молдовы с ЕС.
В недавнем интервью Europa Libera Серебрян вновь повторил, что «неразрешенный конфликт не может быть преимуществом [на пути евроинтеграции]».
«Чувствительный вопрос»
В бытность послом в Германии Серебрян говорил, что многие в Германии считают, что приднестровский вопрос находится на периферии внимания молдавского общества. «Ключи к приднестровскому конфликту находятся во многих столицах, одна из которых — Кишинев. Поэтому мы должны проявлять больший интерес к этому вопросу. Это то, за что нас иногда критикуют на Западе. За то, что, будучи чрезмерно озабочены в последние годы европейским направлением и внутриполитическими проблемами, мы упустили из виду этот чувствительный для всей Европы [приднестровский] вопрос».
Протесты 2015 года
Во время массовых антиправительственных протестов в 2015 году Олег Серебрян заявил, что эти протесты «попахивают госпереворотом»: «В обществе чувствуется напряжение и тревога из-за того, что может произойти 4 октября. Ходят слухи, что манифестанты могут занять первый этаж дома правительства. Это попахивает попыткой госпереворота». При этом Серебрян предположил, что полиция будет действовать менее жестко, чем в 2009. «Думаю, что правоохранители выучили тот урок и будут действовать менее жестко. Только я опасаюсь, что, оправдываясь этим, некоторые будут выполнять свои обязанности менее строго».
«Русские танки»
В 2010 году Серебрян в одном из интервью высказал обеспокоенность наличием у жителей Молдовы российского гражданства. Он также заявил, что Россия ведет достаточно опасную политику защиты российских граждан на территории бывших советских республик: «В 2008 году российские танки вошли в Грузию под предлогом защиты российских граждан. Завтра такое может быть и в Молдове».
«Обанкротившийся проект»
В 2009 году вокруг Серебряна, бывшего тогда зампредседателя ДПМ и депутатом парламента, разгорелся скандал. Румынские, а затем и местные СМИ написали, что Серебрян назвал Молдову «обанкротившимся проектом». Серебрян тогда заявил, что его слова вырвали из контекста. Речь шла о дебатах в Академии наук Румынии, где он выступил с докладом «Является ли Молдова обанкротившимся государством?». Это был риторический вопрос, а не утверждение, пояснил Серебрян.
«Два Китая»
После недавнего интервью Europa Liberă Серебряна раскритиковали за высказывание о Китае. Он сказал, что есть «два Китаев»: Китайская народная республика и Тайвань. Серебряна упрекнули в том, что подобные заявления могут вызвать ухудшение молдавско-китайских отношений. Комментируя это, Серебрян сказал, что не отрицает существование единого Китая, а просто привел пример того, как у очень сильного государства могут быть проблемы, схожие с проблемами Молдовы.
«Турецкая угроза»
Многим запомнились противоречивые высказывания Серебряна об эвакуации димписсии Молдовы в Германии из-за угроз «отрезать головы детям дипломатов». Было это в сентябре 2018 года, когда из Молдовы выслали турецких учителей. Предполагалось, что угрозы были связаны именно с этим. Об эвакуации сообщили молдавские СМИ, сопроводив новость аудиокомментарием Серебряна, бывшего тогда послом в Германии.
Сначала в интервью TVR Moldova, TV8 и Radio Chisinau он опроверг информацию об эвакуации посольства, добавив, что об угрозах дипломатам ему ничего не известно. «Никаких распоряжений об эвакуации никто не получал, здесь не происходит ничего особенного», — процитировало посла TVR Moldova. «Диппредставительства работают в нормальном режиме», — сказал Серебрян TV8. На звонки NM посол не отвечал. Спустя три часа на сайте Publika TV в новости об эвакуации посольства появился аудиокомментарий Серебряна, в котором он сказал, что оба диппредставительства действительно эвакуировали по соображениям безопасности. Но и тогда он уточнил, что ему ничего не известно ни о каких угрозах, а решение приостановить работу посольства он назвал превентивной мерой (подробно об этом можно почитать в материале «Фейк в законе»).
***
19 января правительство утвердило Олега Серебряна в должности вице-премьера по реинтеграции. За две недели до этого Олега Серебряна назначили ректором Дипломатического института при министерстве иностранных дел и евроинтеграции (МИДЕИ).
Серебрян — доктор политических наук. В 1992 году начал работать в министерстве иностранных дел Молдовы в управлении по делам Европы и Северной Америки. В 1994-1995 годах возглавлял румынское отделение в этом же управлении. В 1998-1999 годах был официальным представителем МИД и возглавлял главное управление политического анализа.
В 2001 году пришел в политику, возглавив Социал-либеральную партию. После ее объединения с Демпартией (ДПМ) в 2008 году стал первым заместителем ДПМ. Был депутатом парламента с 2005 года по июль 2010 года.
С 2010 по 2015 год работал послом Молдовы во Франции и постоянным представителем Молдовы при ЮНЕСКО, а с 2015 года был послом в Германии.