Председатель Конституционного суд (КС) Домника Маноле на брифинге для прессы объяснила, почему КС принял решение признать неконституционным закон «О функционировании языков в Молдове», принятый парламентом 16 декабря 2020 года. Суд постановил, что «возведение русского языка на один уровень с румынским, который является государственным», противоречит Конституции.
Маноле напомнила, что закон «О функционировании языков» всегда вызывал в Молдове активную политическую дискуссию, но КС вне политики и отвечает за «гарантию верховенства Конституции».
Глава КС напомнила: ст. 13 Конституции гласит, что государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, а во второй части статьи сказано, что государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны.
«Русский тут указан как пример, он не наделен приоритетом. Закон не дает русскому языку особый статус, по сравнению с другими языками, на которых говорят в Молдове: украинскому, болгарскому, гагаузскому, романи и так далее», — сказала Маноле.
Для того, чтобы принять решение, КС рассмотрел структуру населения Молдовы по признаку родного языка на основании данных переписи населения.
Как пояснила глава КС, суд использовал эту статистику, а не данные о разговорном языке, так как речь идет о правах людей, принадлежащих к этническим меньшинствам.
«Исходя из того, что в законе речь идет о родных языках граждан, а не о тех, на которых граждане говорят, и, учитывая, что глотоним «румынский язык» включает в себя и молдавский язык, следовательно, румынский является родным для более чем 87% граждан, русский родной для 9,39%, гагаузский для 4.08% , украинский для 3.82%, а болгарский 1.48%», — привела статистические данные Маноле.
В то же время она отметила, что в 9 районах Молдовы доля использования украинского языка выше, чем русского, а во многих районах, где больше используют русский язык, разница в использовании украинского составляет около 2%.
По словам Маноле, перед КС стояла задача проверить, существует ли равновесие между государственным языком, русским языком, используемом нацменьшинствами и выяснить, каково положение других языков.
«Государственный язык — символ объединения народа, часть конституционного единства страны, а защита госязыка направлена на осознание идентичности идентичности большинства граждан. Использование одного языка на всей территории страны может способствовать ликвидации дискриминации граждан», — отметила Маноле.
Она пояснила, что положения закона, принятого парламентом 16 декабря 2020, года не обеспечивали равновесие между защитой румынского языка и положением других языков.
«Этот закон предполагал превосходство русского языка, хотя Конституция не предусматривает для русского языка привилегированного положения. Возвышение русского языка над другими языками противоречит ст.13 Конституции и создает ему квазиофициальный статус, наравне с румынским», — сказала Домника Маноле.
Маноле рассказала о выводе КС: внедрение закона все же потребует дополнительных расходов. Хоть авторы законопроекта и утверждали обратное.
Как ранее писал NM, на заседании КС по этому вопросу Маноле сообщила, что у судьи КС Владимира Цуркана было особое мнение о конституционности закона «О функционировании языков».
Напомним, 16 декабря 2020 года парламент принял этот закон во втором чтении. Он предусматривает, что живущие в Молдове могут обращаться в органы государственной власти, госучреждения, предприятия и организации на государственном или русском языке. Кроме того, госслужащих могут обязать по запросу граждан предоставлять перевод документов на русский язык, принимать заявления на русском и давать информацию на том языке, на котором написано заявление. Авторы проекта — депутаты от ПСРМ Влад Батрынча, Богдан Цырдя, Адриан Лебединский и Василий Боля в пояснительной записке к новому закону о функционировании языков напоминали, что в 2018 году КС посчитал устаревшим закон «О функционировании языков на территории МССР», который признавал русский язык языком межнационального общения.
В пояснительной записке подчеркивалось, что новый проект «подтверждает официальный статус госязыка во всех сферах жизни», и при этом наделяет русский язык статусом языка межнационального общения, гарантирует гражданам возможность получать образование на родном языке и вносить вклад в развитие национальной культуры.
В КС по поводу этого законопроекта в декабре 2020 года обратились депутаты парламента Октавиан Цыку, Дину Плынгэу и Мария Чобану. Они требовали признать положения закона неконституционными.