Кремль открыл российский рынок для Оргеевского района, которым руководит партия «Шор»: поможет ли это решить проблему сбыта молдавских фруктов, возможны ли схемы реэкспорта фруктов из других районов страны под видом оргеевских?
Кому открыли доступ?
В октябре Россельхознадзор разрешил семи компаниям из Оргеевского района экспорт сельхозпродукции на российский рынок. Сначала, 7 октября, рынок открыли только для компаний GT Petru Maler, Laur Matei и Rusmiliud.
Россельхознадзор объяснил, что такое решение приняли после встречи с главой Оргеевского района Дину Цуркану (от партии «Шор»). В партии «Шор», правда, тогда это связали с состоявшимся ранее визитом в Госдуму депутатов этой партии Регины Апостоловой и Петра Жардана. Позже список пополнили еще четыре компании: Agro-Denisimus, Lauragro, GT Josan Maxim Andrei и ODL-AGRO. У последней — юридический адрес в Кишиневе.
Напомним, Россия ввела эмбарго на молдавскую плодоовощную сельхозпродукцию в августе этого года. В Москве причиной запрета назвали несоответствие продукции требованиям фитосанитарной безопасности. В молдавских фруктах и овощах, по информации ведомства, обнаружили карантинные объекты, другими словами, насекомых-вредителей: восточную плодожорку, плодовую муху и др. Как писал ранее NM, больше всего от эмбарго пострадали производители яблок, почти весь экспорт которых приходился на Россию.
Исключение сделали лишь для территории Приднестровья и Дубоссарского района. Последний фактически разделен на две части: часть района подконтрольна Тирасполю, а другая — Кишиневу. Таким образом, экспортировать сельхозпродукцию смогли фермеры всего Дубоссарского района.
Такой подход «списочного доступа» на российский рынок не нов. Таким же образом Россия уже вводила эмбарго на молдавскую продукцию после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году. Позже Россия начала допускать на свой рынок по спискам предприятий. Обращения для доступа оформлялось через Партию социалистов, в частности, депутатом-социалистом Раду Мудряком, который тогда возглавлял парламентскую комиссию сельского хозяйства.
Что говорят в Минсельхозе Молдовы
Госсекретарь минсельхоза Василе Шарбан в беседе с NM рассказал, что доступ на российский рынок по спискам предприятий действовал до весны этого года. При этом координацией списков занималось Национальное агентство безопасности пищевых продуктов (ANSA). «Предприятие, если хотело экспортировать в РФ, подавало заявку в ANSA, те — в Россельхознадзор», — уточнил Шарбан, добавив, что потом в Россельхознадзоре проводили проверку и принимали решение о допуске предприятия на рынок.
Весной, продолжил Шарбан, Россия сняла это ограничение, а в августе ввела эмбарго. После чего, по его словам, ANSA вместе с российским торгпредством в Молдове провели инспекцию предприятия в Бричанах, на котором раньше нашли карантинный объект.
Затем, отметил чиновник, агентство трижды направлял в Россельхознадзор запрос о возобновлении поставок сельхозпродукции, но не получило ответа. «И тут на сайте Россельхонадзора появляется одностороннее решение (о разрешении для некоторых предприятий из Оргеева — NM)», — посетовал госсекретарь минсельхоза.
На вопрос NM, считает ли он это решение политическим, Шарбан предложил сделать выводы самостоятельно, исходя из вышеуказанной информации о том, как принимали решения о доступе на рынок молдавской сельхозпродукции. В то же время, добавил он, «для нас важно, чтобы у фермеров был доступ к экспорту товаров туда, куда они хотят».
При этом он добавил, что российский рынок является рискованным не только из-за торговых ограничений, но и из-за российской госпрограммы импортозамещения, согласно которой к 2030 году страна планирует полностью обеспечить себя яблоками.
Что думают фермеры и эксперты
В оргеевской компании Rusmiliud, получившей право экспорта в Россию, NM рассказали, что в этом году уже завершили экспорт. «В этом году мы почти уже закончили. Экспортировали сливы, абрикосы, яблоки. [Разрешение пришло] уже поздновато. Но, может быть, для следующего года», — сказали в компании.
Глава компании Agro-Denisimus Сергей Тиорса в беседе с NM тоже отметил, что его компании важно иметь возможность экспорта продукции в Россию. При этом он уточнил, что ранее, когда был свободный доступ на рынок, экспортом напрямую не занимался, а работал с компаниями-экспортерами.
В обеих компаниях NM рассказали, что районные власти спрашивали, нужно ли им получить право на экспорт в Россию.
Исполнительный директор ассоциации сельхозпроизводителей Forta Fermierilor, экс-депутат от платформы «Достоинство и правда» Александр Слусарь считает решение Россельхознадзора постыдным и дискриминационным для других молдавских фермеров.
«Во-первых, так дискредитируют все органы власти. Это — подрыв государственности, потому что переговоры идут не на уровне властей, а с одним районом. Во-вторых, кто в этом случае гарантирует качество молдавской сельхозпродукции ? Человек, который находится не в Молдове и не разбирается в сельском хозяйстве (Илан Шор — NM)?» — задался вопросом Слусарь.
Власти, по его словам, могли бы объявить «долгосрочную программу поддержки садоводов для диверсификации рынков сбыта и отказаться от экспорта через список разрешенных фирм, предложенных Россельхознадзором».
Расширение списка, продолжил он, будет продолжаться, и это приведет к тому, что фермеры «политически» пойдут в партию «Шор». Слусарь не исключает также, что фермеры смогут наладить схему экспорта своей продукции на российский рынок через Оргеевский район.
«Видимо, увеличится урожай яблок, якобы собранных в Оргеевском районе, как они уже вырастали в Дубоссарском районе и Приднестровье», — сказал он.
Слусарь отметил, что Оргеев — «не яблочный район», там выращивают преимущественно абрикосы, виноград, вишню и черешню, а яблоки в основном выращивают на севере страны.
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ тоже считает, что через Оргеев вырастут поставки яблок в Россию. «На Оргеев приходится всего 2% молдавских яблок. Думаю, таким образом создали лазейку», — отметил он.
Впрочем, оргеевские компании не решат проблему экспорта молдавских яблок . «Ежегодный экспорт [яблок в Россию в денежном выражении был] $45 млн, из которых на Оргеев приходился $1 млн. Даже если экспорт из Оргеева вырастет в 10 раз, это не покроет [все яблоки]», — резюмировал Ионицэ.
Василе Шарбан на вопрос NM, может ли возникнуть ситуация, когда компании из Оргеевского района начнут вывозить яблоки из других районов, ответил, что «не может высказываться по этому поводу».
«В любом случае, будут работать правила экономики и рыночного сотрудничества. Каждый может покупать у кого угодно, а потом продавать», — сказал чиновник.
В пресс-службе партии «Шор», куда NM обратился за комментариями, попросили направить письменный запрос. К моменту публикации материала ответ на него не пришел.
Николай Пахольницкий