На прошлой неделе в Молдове активизировалось протестное движение, почти замершее после смены власти в стране. Поводом для протестов в Кишиневе, Комрате и Оргееве стал безудержный рост тарифов и цен. При этом протестующие не ограничились обвинением властей в «организованном энергоморе», а требовали отставки правительства и президента. NM вместе с экспертами разбирался, могут ли эти протесты перерасти в единое общенациональное протестное движение, и почему в стороне от этого оказалась Партия социалистов.
Что за протесты
Кишинев, «Гражданский конгресс»
Партия «Гражданский конгресс» пригрозила властям протестами еще в начале января, обвинив правительство в «организованном энергоморе» населения. И призвала все оппозиционные силы присоединиться к протестам. Но на призыв откликнулась только партия Григория Петренко «Европейские левые». Спустя почти три недели, 29 января, «Гражданский конгресс» провел первый протест, объявив о нем в соцсетях за два часа до начала.
На протест собрались несколько десятков членов и сторонников партии. Они держали флаги с символикой «Гражданского конгресса», плакаты «Дадим газу режиму», «PAS, нет ни света, ни тепла от вас» и скандировали: «Энергомор стоп!». К плакатам были привязаны черные воздушные шары с «посланиями депутатам», например, таким: «Oameni buni — это не профессия». Протестную акцию начали у здания парламента, от которого прошли маршем до здания правительства. Протест поддержали проезжающие мимо водители такси, которые останавливались и приветствовали протестующих автомобильными сигналами.
kp.md
«Это всего лишь начало. Сегодня мы вышли со своими партийными знаменами. Только для того, чтобы разбудить политическую совесть у всей остальной дремлющей оппозиции», — заявил неформальный лидер «Гражданского конгресса» Марк Ткачук. Очередной протест партия намерена провести 5 февраля.
Комрат, активисты
На следующий день, 30 января, акция протеста прошла в Комрате. Ее организовали общественные активисты. Протестующие выступили против повышения тарифов, назвав их «неподъемными» для большинства населения. «Эта проблема затронет абсолютно всех. Думаю, что вся Молдова должна встать против диктатуры, диктатуры цен в энергетике. […] Ситуация сложная. Крик души», — сказал один из участников протеста.
На протесте звучали требования об отставке правительства, президента и башкана Гагаузии, а также призывы обратиться за финансовой помощью к России, Турции и ЕС: «Не надо делить страны на друзей и врагов. Надо обратиться ко всем за помощью, объяснить, что наш народ находится на грани гуманитарной катастрофы».
Кишинев, активисты
В этот же день еще один антитарифный протест прошел в Кишиневе у здания администрации президента. Его организовала общественная активистка Майя Лагута, которая в 2016 году баллотировалась в президенты. На протест собрались несколько десятков человек, в основном пожилого возраста, в том числе представители Совета ветеранов. Протестующие держали плакаты с надписями: «Требуем 100% компенсации за газ и электроэнергию», «Тарифы и цены назад, PAS под зад» и скандировали: «Тарифы назад». Участники акции также высказывали недовольство повышением пенсионного возраста.
Майя Лагута заявила, что власть в Молдове вновь узурпировали, и призвала участников протеста не стоять за забором, а подойти ближе к зданию администрации президента. Часть протестующих последовала за Лагутой и подошла вплотную к двери главного входа, скандируя: «Майя Санду выходи». В здание их не пустила полиция.
Оргеев, «Шор»
За несколько дней до этого «спонтанный» протест, как его назвала партия «Шор», прошел в Оргееве. Несмотря на «спонтанность», место протеста обустроили сценой и экраном, с которого перед протестующими по видеосвязи выступил находящийся в бегах депутат Илан Шор. Он завил, что единственный способ» избавиться от нынешней власти, которая повышает цены и тарифы — «это народное восстание».
Протестующие потребовали отставки правительства и президента и приняли декларацию, которую тут же утвердил районный совет Оргеева. Зампред партии «Шор», депутат парламента Марина Таубер объявила о начале обратного отсчета времени правительства и назвала Оргеев «бастионом свободы».
О новых акциях организаторы протеста не объявляли.
Возможно ли объединение протестов
Политаналитик Игорь Боцан не исключает, что эти протесты могут объединиться. «Очень важно, что появились эти центры протестов. Не исключено, что они сольются в один большой национальный протест. Это абсолютно нормальный процесс для демократического общества. Этого не надо бояться. Власть должна приводить свои аргументы. Если протесты объединятся, будет интересно посмотреть, под каким лозунгом. Мы слышали ранее призывы к объединению оппозиции, но они пока ни к чему не привели», — отметил эксперт.
Политолог Виктор Чобану, наоборот, считает маловероятным объединение протестов в один общий. «Это большой вопрос, поскольку у нас всегда за право находиться в руководстве протеста происходит внутренняя борьба. Все хотят оседлать волну и оказаться на пике. Но, как показывает опыт предыдущих протестов, даже когда какие-то политические силы объединяются, в конечном итоге их лидеры все равно ссорятся», — отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что в нынешней ситуации оппозиции «сам бог велел проводить протесты». Однако, по мнению Чобану, пока рано говорить о росте популярности оппозиционных сил. «Пока это локальные протесты. Но, может, это пока тренировка сил перед весной, когда потеплеет, и люди будут охотнее выходить на массовые акции. Думаю, сейчас [политики] разогревают ситуацию», — считает Чобану.
Что же касается одной из главных оппозиционных сил в стране Партии социалистов, то она, по мнению экспертов, пока не может выступать «объединителем» протестного движения. «Они пока не могут до конца разобраться с руководством партии. Сейчас официально партией руководит коллективное политбюро, но почетный председатель [Игорь Додон] тоже вроде как высказывает свое мнение. Пока в партии не будет нормального руководства, там будут происходить какие-то маневры. И это будет мешать социалистам выступать объединяющей оппозицию силой», — заключил Виктор Чобану.