Гибель годовалой девочки в парке Alunelul потрясла столицу. На коляску, в которой находился ребенок, упало дерево. Прокуратура завела уголовное дело, в мэрии проводят внутреннее расследование. А пока идут расследования, столичные и республиканские ведомства перекладывают ответственность друг на друга. NM рассказывает, кто кого обвиняет в случившемся, и как можно решить проблему вырубки деревьев, представляющих угрозу.
Что произошло
Трагедия случилась в субботу, 14 мая. На коляску, в которой была девочка, упало дерево. Ее доставили в больницу в тяжелом состоянии, но спасти ребенка не удалось. Мэр Кишинева Ион Чебан назвал случившееся «страшной трагедией» и отметил все культурные мероприятия в городе 15 мая. Чебан также сообщил, что мэрия проведет внутреннее расследование этого инцидента.
Прокуратура Буюкан открыла уголовное дело по факту служебной халатности, приведшей к смерти человека. Наказание по этой статье — от двух до шести лет тюрьмы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от пяти до 10 лет.
Кто отвечает за деревья в Кишиневе
За зеленые насаждения и их состояние отвечает в городе муниципальное предприятие «Зеленое хозяйство» (Spatii verzi). Но вырубку и чистку деревьев предприятие может проводить только с разрешения Агентства защиты окружающей среды, которое подведомственно правительству.
Процедура такая: Spatiu Verzi передает Агентству список деревьев, которые считает нужным вырубить или очистить от веток, Агентство проводит экспертизу на месте и разрешает или не разрешает вырубку. Spatiu Verzi может самостоятельные принять решение, только если дерево или его часть уже упали.
Что говорят в мэрии
Мэр Чебан, комментируя ситуацию, отметил, что Агентство защиты окружающей среды дает разрешение на вырубку далеко не всех деревьев, которые указывает Spatiu Verzi. При этом, как отметил мэр, ответа от ведомства приходится ждать до трех месяцев. По информации Чебана, с января по май мунпредприятие Spatiu Verzi предложило вырубить 620 деревьев, получило разрешение на 242, предложило к чистке 3066 деревьев, получило разрешение на 2288.
Тем не менее на время внутреннего расследования мэрия отстранила от работы руководство Spatiu Verzi, Чебан пообещал представить результаты расследования через три дня.
Что говорят в Агентстве
В Агентстве охраны окружающей среды, в свою очередь, сообщили, что дерево, которое упало на коляску с ребенком, в списках Spatiu Verzi не было. При этом в агентстве отметили, что полностью удовлетворили запрос на чистку и вырубку деревьев в парке Alunelul. В ведомстве также заявили, что мэрия перекладывает любую проблему на центральные власти, что говорит об «использовании админресурса в политических целях».
Как решить проблему
О том, как можно решить проблему, NM поговорил с архитектором Анатолом Пынзару. По его словам, начать надо с инвентаризации всех зеленых насаждений в городе: «Надо пройти по всем секторам, улицам и паркам и определить, где и что нужно спилить и чем заменить».
У столичных властей также должен быть план новых посадок в городе, отметил Пынзару. «Сейчас создают отдельные планы чистки деревьев и новых посадок на определенных улицах. Но должен быть общий план», — подчеркнул Пынзару, добавив, что даже здоровое, но массивное дерево может представлять угрозу.
Еще одной проблемой Анатол Пынзару считает посадку деревьев, которые непригодны для города. В пример он привел вяз шершавый, который, по его словам, не годится для города из-за массивной кроны и слабой упругости. Ветки этой породы деревьев очень легко ломаются. Как, впрочем, и у берез, которые, по словам архитектора, нуждаются в вырубке, так как все деревья этой породы в городе больны. Их кроны сухие и представляют опасность. Еще одним не подходящим для городской среды деревом Пынзару назвал пирамидальный тополь.
Есть, по его словам, и другие вопросы к посадкам в городе. Как отметил Пынзару, в городской среде надо сажать крупномеры, то есть деревья высотой 4-6 метров. «Это дороже, но маленькие саженцы, как правило, плохо приживаются в городской среде», —пояснил эксперт.