Высший совет прокуроров (ВСП) приступил к рассмотрению отчета спецкомиссии, которая оценивала работу Александра Стояногло на посту генпрокурора. На заседание пришел сам Стояногло. Отметим, комиссия оценила его работу как неудовлетворительную. Это может быть основанием для его увольнения.
В повестке заседания два вопроса: один касается рассмотрения отчета комиссии, второй — запроса адвоката Стояногло Юрия Марджиняну о приостановлении рассмотрения отчета. Председатель Совета Анжела Мотузок сообщила, что первым рассмотрят запрос адвоката.
(ОБНОВЛЕНО 17:37) Мутозок объяснила, что адвокат Стояногло оспорил результаты работы комиссии в суде. На заседание пригласили Александра Стояногло, председателя спецкомиссии Артура Регуша и секретаря комиссии Анжелу Попил. Мотузок спросила Стояногло намерен ли он заявить отвод кому-то из членов Совета прокуроров. «Нет смысла» — отметил Стояногло.
(ОБНОВЛЕНО 17:42) Член Совета прокуроров Эдуард Варзарь заявил, что намерен взять самоотвод. Он объяснил это тем, что когда по указу Стояногло в Антикоррупционной прокуратуре прошла проверка, после которой против него начали дисциплинарное дело. Варзарь подчеркнул, что может быть субъективным. Другие члены Совета решили, что он может участвовать в рассмотрении отчета.
(ОБНОВЛЕНО 17:45) Анжела Попил отметила, что нет смысла откладывать рассмотрение отчета из-за того, что его требуют анулировать в суде. Артутр Регуш также отметил, что отчет нужно рассмотреть на этом же заседании.
(ОБНОВЛЕНО 17:48) Заявление адвоката Стояногло отклонили. Совет приступил к рассмотрению отчета.
(ОБНОВЛЕНО 18:12) Анжела Попил рассказалала об организационных моментах работы комиссии. Также она отметила, что список людей, которых можно заслушать рекомендовала Генпрокуратура после того, как получила список вопросов от комисии.
(ОБНОВЛЕНО 18:19) Стояногло спросил почему комиссия допросила бывших прокуроров Антикоррупционной прокуратуры. Он отметил, что комиссия могла заслушать бывших прокуроров из прокуратуры Кишинева или Прокуратуры по борьбе с огрпреступностью. Он отметил, что комиссия создает видимость того, что он преследовал этих уволенных прокуроров.
(ОБНОВЛЕНО 18:24) Стояногло также возмутился, что комиссия не заслушала прокурора Марию Виеру, котоая была ответсвенной за связь с прессой. Он подчеркнул, что комиссия посвятила целый раздел внешней коммуниакации, но учла мнение людей, которые «понятия не имеют о внешней коммуникации». Стояногло возмутился, что вместо Марии Виеру комиссия заслушала прокуроров Георгия Борша и Марьяну Керпек. Стояногло подчеркнул, что оба были подчиненным Эдуарда Булата, который два года пытался оспорить его победу в конкурсе на пост гепнрокурора.
(ОБНОВЛЕНО 18:26) Попил закончила выступление. Совет дал возможность представить свою позицию Стояногло. Он заявил, что Венецианская комиссия отметила, что процедуара оценки не может касаться действующего генпрокурора. Также Стояногло отметил, что у многих членов комиссии не было опыта работа в прокуратуре, чтобы оценить его работу. Он подчеркнул, что членов комиссии назначили по политическим критериям. Также Стояногло подчернкул, что у него не было доступа к материалам прокуратуры, чтобы представить аргументы в свою защиту. Попил отметила, что эту информацию в прокуратуре запросил его представитель.
(ОБНОВЛЕНО 18:31) Министр юстиции Сергей Литвиненко возмутился, что Стояногло не высказывается напрямую о процедуре. Он предложил перейти к рассмотрению отчета по существу.
(ОБНОВЛЕНО 18:37) «В обществе сложилось мнение, что оценивали лично господина Стояногло. Нет, нас интересовала деятельность генпрокурора, как менеджера публичного учреждения», — сказала Попил.
(ОБНОВЛЕНО 18:42) Анжела Попил рассказала, что комиссия выяивила рзличные проблемы с менеджментом. Она отметила, что в прокуратуре не было регламента, который регулирует делегирование полномочий. Также она отметила, что комиссия выявила проблемы со внутренней коммуникацией в прокуратуре. Попил подчеркнула, что у комиссии вызвало вопросы то, что Стояногло упразднил аппарат генпрокурора и перевел финансовое управление под свое руководство.
(ОБНОВЛЕНО 18:58) Попил также подчеркнула, что комиссии не ясно, как в прокуратуре формируют следственные группы и распределяют дела.
(ОБНОВЛЕНО 19:00) Она отметила, что в работе Стояногло были и «позитивные моменты». Попил рассказала, что в начале работы он принял некоторые документы, которые касаются политик и стратегий работы прокуратуры, но не завершил их внедрение. Также она отметил, что у комиссии возникли вопросы к тому, как Стояногло «управлял рисками» связанными с делом турецких учителей или Ландроматом. «Для нас было достаточно странно, что ни генпрокурор Александр Стояногло, ни его заместитель (который курировал судебную часть работы прокуратуры) Мирча Рошиору не знали, как рассматривалось дело против Василия Ботнаря, которое связано с высылкой турецких учителей», — сказал она. По ее словам Стояногло и Рошиору объяснили это тем, что полагались на независимость прокурора, который вел дело и оценку суда, которая его рассматривал. Попил подчеркнула, что комиссия посчитала дело турецких учителей примером плохого мэнэджмента. Она считает, что Стояногло должен был уделить ему больше внимания.
(ОБНОВЛЕНО 19:13) Попил привела, как примеры плохого менеджмента и то, что против прокурора Михаила Иванова завели 7 дисциплинарных дел и два уголовных дела, а потом все это закрыли и то, что экс-главе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью Николаю Китороагэ выплатили пособие по увольнению, несмотря на уголовное дело. Также она напомнила, что Стояногло назначил своим заместилем Руслана Попова, к репутации которого были вопросы.
(ОБНОВЛЕНО 19:30) Также ее особо возмутило то, что Стояногло прибег к помощи Вячеслава Платона к составлению иска о взыскании $100 млн с Газпромбанка в связи с делом кражи миллиарда. «Это стыдно», — подчеркнула она.
(ОБНОВЛЕНО 20:04) После того, как Попил представила отчет комиссии, члены Совета дали Стояногло возможность представить свою позицию. Он заявил, что считает методологию комиссии «абсолютно неправильной». Стояногло отметил, что его обвинили в упущениях, которые допустили его предшественники. «Это говорит либо о том, что комиссия либо некомпетентна, либо она действовала со злым умыслом», — сказал он. Стояногло подчеркнул, что по его мнению, верны оба этих предположения.
(ОБНОВЛЕНО 20:07) Стояногло возмутило и то, что комиссия ссылалась на отчеты неправительственных организаций. «IPRE, CJRM — те организации, которые проводили секретные заседания, против меня. Одну из них даже возглавляет один из претендентов на пост генпрокурора. Тут не увидели ни одного признака конфликта интересов», — сказал он.
(ОБНОВЛЕНО 20:17) Он отметил, что не успел завершить многие свои начинания, потому что был в должности только четверть мандата. Стояногло считает выводы комиссии «тенденциозными».
(ОБНОВЛЕНО 20:33) Стояногло не согласен с выводами о том, что внешняя коммуникация прокуратуры была плохой. Он утверждает, что под его руководством прокуратура стала одним из самых открытых учреждений. Также Стояногло возмутился, что пока его оценивали, на сайте прокуратуры заблокировали не менее 20 пресс-релизов с инфографикой.
(ОБНОВЛЕНО 20:39) Отдельно он высказался и о процедуре ревизии по делу Ольги Пунги. В отчете комиссии его обвинили в том, что не ясны критерии, по которому он настаивал на ревизии. Стояногло подчеркнул, что ЕСПЧ подтвердил, что ее необоснованно держали под арестом на протяжении года. Также он отметил, что его обвинили в том, что он «преследовал прокуроров» обвинив их в фабрикации дела Vento. Стояногло пояснил, что в отчете шла речь о том, что суд отменил указ генпрокурора о начале уголовного дела. Он утверждает, что это решение уже отменила Апелляционная палата и вопрос снова должна рассмотреть первая инстанция.
(ОБНОВЛЕНО 20:56) Говоря о деле турецких учителей, Стояногло отметил, что расследование засекретили еще до его прихода в прокуратуру. Он подчеркнул, что Ботнарь «не был козлом отпущения», а был одним из приближенных Владимира Плахотнюка.
(ОБНОВЛЕНО 21:09) Также Стояногло отметил, что под его началом по делу о краже миллиарда впервые завели уголовные дела против банкиров. Высказался он и о деле «Ландромат». В отчете комиссии его обвинили в том, что прокуратура отказалась от обвинений в адрес 13 судей, которые участвовали в «Ландромате». Стояногло подчеркнул, что уголовное дело против этих судей завели в 2015 году и до 2021 года их вину не доказали.
(ОБНОВЛЕНО 21:14) Говоря об освобождении Платона, Стояногло отметил, что того приговорили к тюремному заключению за преступление которое совершили Илан Шор и Владимир Плахотнюк. Он подчеркнул, что прокуроры заинтересовались дело Платона, расследуя дело Victoriabank в связи с кражей миллиарда.
(ОБНОВЛЕНО 21:20) Член Совета прокуроров Светлана Балмуш перебила Стояногло, отметив, что он рассказывает слишком много деталей. Стояногло отметил, что вынужден ответить на все обвинения, которые прозвучали в его адрес.
(ОБНОВЛЕНО 21:30) Заседание прервали. Его возобновят в понедельник.
Напомним, комиссия посчитала работу Стояногло неудовлетворительной. Ему поставили оценку 2,19. При этом баллы, которые ставил представитель Стояногло в комиссии аннулировали, посчитав предвзятыми. Стояногло комментируя полученную «оценку», отметил, что новая власть пыталась избавиться от него любым способом. Для этого против него возбудили уголовные дела и начали «абсурдный процесс проверки», который сопровождался «постоянным изменением правил оценки, регламентов, подбором нужных людей и критериев оценки». Стояногло также удивился тому, что члены комиссии оценивали расследование уголовных дел, «хотя у них не было к ним доступа».