Пенсионеры Кишинева, как и по всей стране, из-за коронавируса оказались запертыми в своих домах. Для них может быть опасным даже поход в магазин за продуктами. А социальная столовая, куда могли ходить наименее обеспеченные пожилые горожане, тоже закрылась на карантин. Как мэрия Кишинева пытается смягчить удар эпидемии, и как в этом помогают десятки, а иногда и сотни, волонтеров — в репортаже NM.
«Мы были шокированы»
Утром 8 апреля в центре Кишинева очереди можно было встретить лишь в двух местах: у отделений банков и у городской социальной столовой. Там, где обычно кормили обедами нуждающихся, в этот день собираются волонтеры, чтобы развезти «пайки» по домам. В пакетах — крупы, яблоки, одна курица, несколько литров подсолнечного масла. По расчетам управления соцзащиты мэрии, этого пенсионерам и получающим помощь людям с ограниченными возможностями должно хватить на месяц. В плане на этот день — более 200 адресов в центре города.
Как рассказывает координатор волонтеров Констанца Доготару, раньше большинство получателей пакетов ходили в социальную столовую. Но теперь ее, как и весь другой общепит, закрыли на карантин. Социальное управление мэрии решило компенсировать это продуктовыми пайками. «Мы с волонтерами помогаем их развозить, потому что в управлении просто нет для этого людей», — объясняет Констанца.
Не хватает, правда, не только персонала. «Мы были шокированы тем, как мало ресурсов выделено на продукты. Сейчас мы доставим примерно 220 пакетов. Но люди, которые сейчас получают их на месяц, в следующие два месяца ничего не получат. В следующий раз пакеты развезут другим живущим в центре людям. И так в каждом районе. Бюджет на время карантина не увеличился», — рассказывает Констанца. По ее словам, у социального управления мэрии только в Кишиневе более 100 тыс. подопечных. Но в этом месяце мэрия смогла закупить только 1200 продуктовых наборов. Тем не менее, по словам Констанцы, сейчас многие живут «только на этих продуктах», оставшись без возможности выходить из дома.
Именно поэтому волонтеры, кроме помощи городским социальным службам, запустили и краудфандинговую кампанию. Часть собранных денег направят именно на закупку продуктов. На «зеленую линию», открытую на время эпидемии, звонки с просьбами о помощи поступают ежедневно.
«Сначала звонили люди, у которых были деньги, и им просто надо было все купить и принести, потому что они из-за возраста находятся в самоизоляции. Но сейчас в большинстве случаев люди звонят и говорят, что им нечего есть, и продукты закончились или заканчиваются», — рассказывает Констанца. В таких случаях волонтеры проверяют, получили ли уже звонящие помощь от мэрии, или ищут способы оказать ее из других средств. Например, на днях волонтеры развозили продуктовые наборы, подаренные магазином Metro. Когда они закончатся, волонтеры, по словам Констанцы, закупят продукты на деньги, собранные через краудфандинг.
«Давно хотелось что-то сделать, но не знала, что»
Постепенно к дверям социальной столовой один за другим подъезжают волонтеры и выстраиваются в очередь за своим десятком пакетов для развоза. Большинство помогающих социальной службе — работающие горожане разных возрастов.
В разговоре с NM преподаватель английского Наталья Георгиу рассказывает, что о волонтерской группе ей рассказали друзья. «В Молдове многие живут на мизерную зарплату. Но есть ведь и старики, которые до карантина что-то продавали на улицах или попрошайничали. Если им нельзя выходить из дома, логично, что у них нет никакого дохода. Они оказываются один на один с бедностью, им нечего есть, нечем платить за коммунальные услуги», — объясняет она, почему решила помочь. И признается, что «давно хотелось что-то сделать, но не знала, что». Особенного страха перед вирусом Наталья, по ее словам, не испытывает. Но все предосторожности соблюдает — маска (из-за которой постоянно потеют очки), перчатки, антисептик.
Среди волонтеров несколько школьников и студентов. Даниил Ганжи учится в 12 классе и уже не первый раз участвует в благотворительных инициативах. Раньше, рассказывает Даниил NM, он уже помогал пожилым людям. «Сейчас, конечно, есть какой-то страх заразиться, и это логично. Но просто думаешь: раз есть люди, которые не могут выйти на улицу, у них попросту нет продуктов», — объясняет он, почему решил помочь социальным службам.
Родители, по его словам, к этой инициативе относятся по-разному: «Мама — верующий человек, и для нее это просто „вау“. А вот папа против, он паникует из-за вируса и волнуется за меня». Но Даниил говорит, что сам хочет стать врачом, и понимает все риски.
Почти каждому волонтеру достается такси и список из более десятка адресов. Уже не первый раз служба iTaxi помогает развозить продукты. Как рассказывают координаторы волонтеров, таксисты отлично знают город и за пару часов успевают объехать столько адресов, на которые у обычных горожан ушло бы полдня.
Перед отъездом все волонтеры проходят подробный инструктаж. На лице должна быть маска, на руках перчатки, которые надо продезинфицировать после каждого прикосновения к чему-нибудь. В квартиры заходить нельзя, приближаться к получающим помощь тоже. Обязательно нужно спросить о температуре. В виде исключения тем, кто получит пакеты, даже не нужно расписываться в документах: волонтеры раздают все под собственную ответственность. Как уточняет Констанца, в Италии социальные работники, разнося помощь и собирая после этого подписи, из-за лишних бумаг заразили сотни пожилых людей.
«А как измерять температуру, если нечем?»
С десятком адресов в списке и загруженным продуктами багажником такси отправляется в путь. Волонтер Владимир впервые участвует в развозе продуктов от мэрии: «Сейчас есть время, так почему не помочь?». Карантин не особенно мешает его работе, но он все же находит время и на почти постоянную помощь «соседям». Он помогает тем, кто обращается в «зеленую линию», просит купить на их деньги продукты и принести им домой. Как правило, это пожилые люди, которые не хотят рисковать заразиться, но вместо них некому сходить в магазин.
По первому адресу у ворот встречают двое. Пожилые женщина и мужчина живут в соседних квартирах старого двора, и оба получают социальную помощь. Сосед помогает 72-летней женщине занести в дом тяжелые пакеты. Пока она, едва слушая стандартные вопросы волонтера «из собеса», рапортует: «Температуры во дворе нет. Когда будет — скажем». А потом оговаривается: «В магазинах же измеряют».
Следующему адресату 86 лет. Он сам открывает калитку двора и медленно тянется за пакетами. На стандартный вопрос: «Какая у вас температура» медленно отвечает: «Температура? Наверное, нет ее. А как измерять, если нечем?». И тут же добавляет, что «здоровью взяться неоткуда», ведь сейчас никуда не выйти: ни в поликлинику не сходить, ни в «райсобес». Слова «никуда не выйти» он повторяет несколько раз.
К другой 84-летней жительнице центра пакет с продуктами попадает со второй попытки: в адресе, выданном управлением соцзащиты, затерялся номер блока. Но больше, чем опоздание, женщину расстраивает то, что такси останавливается на решетке ливневки. «Голова для того, чтобы думать!», — сетует она. Но настроение ее тут же меняется, когда из машины выгружают пакеты. «Это все мне? Ничего себе! Это кто о нас так заботится?», — восхищается она. «Государство», — с легкой усмешкой отвечает водитель такси. Волонтеру приходится нести пакеты с продуктами к дверям ее квартиры. Женщине некому помочь с тяжелыми мешками.
Путешествие по центру Кишинева оборачивается «экскурсией» по старым дворам. «У нас во дворе — семь квартир, во всех семи — пенсионеры», — рассказывает очередной получатель продуктового пакета. И недоумевает, когда же и как можно будет получить пенсию. Он не понимает, как теперь все работает и к кому обращаться.
Последнего адресата не удается даже увидеть. 72-летняя женщина не может самостоятельно встать с кровати. Открывает двери и забирает продукты постоянно находящийся с ней социальный ассистент.
***
Справка NM
- Записаться в волонтеры инициативы «Вместе против COVID-19» можно, заполнив небольшой формуляр.
- Помощь может понадобиться в приеме звонков «зеленой линии», покупке медикаментов или продуктов нуждающимся в этом, транспортировке волонтеров или социальных ассистентов, дезинфекции дворов и площадок. Помощь волонтеров направлена в первую очередь на пожилых людей, людей с ограниченных возможностями, одиноких родителей с маленькими детьми, и людей, которые находятся на карантине и не могут покидать квартиру. Волонтеры тесно сотрудничают с социальными службами мэрии Кишинева.
- Телефон «зеленой линии» по вопросам здоровья — 0 800 00080.
- Телефон «зеленой линии» по вопросам социальной помощи — 0 800 00090.
- Краудфандинговая кампания все еще продолжается. На собранные средства купят медикаменты, продукты питания и товары гигиены для нуждающихся.