МИД Приднестровья прокомментировал заявления кандидата в президенты Молдовы от Партии социалистов (ПСРМ) Игоря Додона о разрешении приднестровского конфликта путем федерализации. В Тирасполе отметили, что сейчас преждевременно переходить к обсуждению модели политического урегулирования, а базовая позиция приднестровской стороны — «цивилизованный развод» с Кишиневом. Додон, впрочем, считает, что есть хорошие шансы урегулировать конфликт уже в следующем году — после выборов на обоих берегах Днестра.
О том, что в случае своего избрания на пост президента он намерен урегулировать приднестровский конфликт путем федерализации Молдовы, лидер социалистов Игорь Додон заявил российскому изданию «Известия». «Что касается приднестровского конфликта, существующего достаточно продолжительное время, то решить его можно через политическое урегулирование. Нужно создавать федерацию и затем предложить Тирасполю статус субъекта федерации. Это одна из основных задач», — сказал Додон.
«Известия» попросили приднестровский МИД прокомментировать заявления лидера ПСРМ. В комментарии приднестровского ведомства имя Додона не упоминается. «Озвучиваемые разными политиками суждения, в сущности, во многом дублируют „генеральную линию“ официального Кишинева по вопросам отношений с Приднестровьем и отличаются неким рамочным, умозрительным и зачастую оторванным от реальности характером», — заявили в ведомстве.
Там отметили, что Тирасполь в переговорах исходит «из тактики малых шагов» — необходимости первоочередного урегулирования существующих острых социально-экономических проблем. «В связи с этим убеждены в том, что на текущем этапе переходить к обсуждению модели политического урегулирования конфликта как минимум преждевременно, а с учетом острого характера неразрешенных противоречий, диаметрально противоположных взглядов на будущее всего Евразийского пространства безответственно и весьма опасно», — отметили в приднестровском МИДе.
Там также добавили, что тем, кто «реально заинтересован» в достижении урегулирования конфликта, «следовало бы в текущих условиях сосредоточиться не на ультимативных заявлениях, а на снятии блокад и санкций в отношении Приднестровья, построении доверия между двумя странами, урегулировании проблем, осложняющих жизнь людей как в Приднестровье, так и в Молдове».
В заключение там отметили, что как единственно возможную модель окончательного урегулирования конфликта в Тирасполе рассматривают «цивилизованный развод» с Кишиневом «при условии дальнейшего построения мирных, равноправных и добрососедских отношений как двух независимых государств».
Лидер социалистов Игорь Додон не впервые говорит о необходимости разрешения приднестровского конфликта путем федерализации Молдовы. В ноябре 2013 года он представил документ «Концепция федерализации Республики Молдова». Согласно документу, Приднестровью и Гагаузии будет предложен статус субъектов федерации, а Кишиневу отводится роль федерального центра.
Тезис о федерации был включен и в программу Партии социалистов на парламентских выборах 2014 года.
А в ходе состоявшегося в начале октября этого года пресс-клуба «Социальный резонанс» Игорь Додон высказался по теме урегулирования приднестровского конфликта заметно жестче, чем прежде. Он заочно обратился к жителям Приднестровья, призвав их смириться с тем, что их не признают, и они не станут субъектом РФ.
«Вы — граждане Молдовы. У нас единая страна. Вы должны понимать, что второго Калининграда не будет. […] Единственное будущее для Приднестровья — в составе Молдовы. Других вариантов нет. И в ближайшем будущем не появятся», — сказал Додон, обращаясь к приднестровцам.
«Давайте садиться за стол переговоров и принимать решение. Я открыто выступаю за федеративное устройство государства», — сказал Додон. Молдова, по его словам, и сегодня уже фактически федерация, поскольку в ней есть Гагаузская автономия.
Говоря о реальности урегулирования приднестровского конфликта, лидер ПСРМ отметил, что председательствующая в этом году в ОБСЕ Германия очень конструктивно подошла к вопросу: «По моей информации, сейчас работают эксперты и с левого, и с правого берега Днестра, и международные эксперты для того, чтобы прощупать какой-то политический статус [Приднестровья] и политическое решение этого вопроса». Он добавил, что в следующем году, когда выборы на правом и левом берегу Днестра останутся позади, «есть хорошие шансы, чтобы договорились — и на международном плане — и к чему-то пришли».