Проевропейские партии сохранили контроль над большинством районов страны по итогам выборов, хоть и получили и чувствительные удары: в Бельцах мэром избран лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, набравший 72,46% голосов. Еще в ряде ключевых населенных пунктов, включая Кишинев и Комрат, борьба продолжится через две недели и обещает сюрпризы. Эксперты констатируют еще один важный итог выборов: низкий результат Партии коммунистов. По их мнению, эра этой партии закончилась.
«Альтернатива нынешнему правлению только формируется»
В главной избирательной битве — за мэрию Кишинева — точка еще не поставлена. По предварительным данным, действующий градоначальник либерал Дорин Киртоакэ набрал 37,52% голосов, а его главный оппонент кандидат от Партии социалистов Зинаида Гречаная — 35,68%. Второй тур с их участием состоится 28 июня, и в нем многое будет зависеть как от мобилизации электората социалистов и либералов, так и от позиции выбывших кандидатов.
Киртоакэ может рассчитывать на существенную часть электората занявшего третье место с 10,18% голосов кандидата от блока «Европейская народная платформа — Юрие Лянкэ» Оазу Нантоя. О намерении поддержать «кандидата от проевропейских партий» уже заявили также либерал-демократы. Их кандидат Серафим Урекян занял шестое место с результатом 2,97%. Поддержать действующего мэра может и часть сторонников Демпартии. Кандидат демократов Моника Бабук получила 2,17% голосов.
В поддержку Зинаиды Гречаной во втором туре с большой вероятностью выступит «Наша партия». Ее руководитель Ренато Усатый ранее договорился с лидером социалистов Игорем Додоном о взаимной поддержке кандидатов во втором туре, а также о создании коалиций на местах. В первом туре кандидат «нашистов» в Кишиневе Илиан Кашу занял четвертое место с 4,87% голосов. С идеологически близких социалистам позиций выступал на выборах и кандидат от Партии коммунистов Василий Киртока, набравший в итоге 4,04% голосов.
Второй тур выборов состоится 28 июня — в день, который часть общества считает днем советской оккупации, а другая — освобождения от румынской оккупации. По мнению директора центра политического анализа Politicon Анатола Цэрану, это неизбежно придаст голосованию дополнительный геополитический оттенок. При этом решающим фактором, по его словам, станут мобилизационные способности проевропейских и проевразийских сил. Пока, отметил эксперт, итоги первого тура продемонстрировали неожиданно высокую мобилизацию проевропейского электората.
«Результат Дорина Киртоакэ говорит о том, что левый сегмент дезорганизован после падения коммунистов и социалисты силы не набрали. Левый пророссийский лагерь пока не в состоянии в полной мере использовать промахи и слабость проевропейцев. Если Кишинев останется за Киртоакэ, это укрепит проевропейский лагерь и более отчетливо проявит слабость антиевропейцев»,— сказал NM Цэрану.
Курирующий избирательные кампании ПСРМ депутат-социалист Богдан Цырдя в беседе с NM сказал, что стратегия социалистов на второй тур выборов в Кишиневе еще не выработана. Отвечая на вопрос о том, довольны ли социалисты результатами по Кишиневу, Цырдя заметил, что в столичном мунсовете социалисты «на первом месте», а кандидат в мэры Гречаная — «во втором туре с двухпроцентной разницей». «Все понимают, что в пригородах [Кишинева] были массовые фальсификации. Причем была куча кандидатов, левых партий, некоторые из них пользовались поддержкой олигархов. К примеру, ПКРМ. Причем все били по социалистам»,— утверждает социалист.
В то же время Цырдя не исключает возможности создания на местах коалиций не только с «Нашей партией», но и с коммунистами. По его оценке, в этом случае левые партии могли бы взять власть в 50% районов страны. Результат социалистов на выборах в районные советы депутат считает вполне убедительным: «Мы на третьем месте по стране. Без телевидения, без админресурса, без возможности встречаться с нашими зарубежными партнерами во время выборов».
Политический аналитик и бывший постпред Молдовы при ООН Алексей Тулбуре признается, что ждал от социалистов большего. «Относительно скромный результат социалистов (ожидания, мне кажется, были выше) объясняется, по-моему, тем, что ПСРМ еще не воспринимается как сильная, бескомпромиссная оппозиция,— сказал он NM.— Очень откровенная пророссийская ориентация этой партии сразу же лишает ее поддержки большой части молдавских избирателей».
По оценке Тулбуре, либералы, напротив, показали очень хорошие результаты в Кишиневе, а «Наша партия» удачно выступила в Бельцах, Комрате и райцентрах на севере страны. «У этих формирований, мне кажется, неплохие политические перспективы на будущее. Местные выборы 2015 года показали со всей очевидностью, что альтернатива нынешнему правлению только формируется»,— добавил аналитик.
В целом же, по словам Тулбуре, голосование 14 июня подтвердило, что на местных выборах избиратели голосуют за конкретных людей, меньше обращая внимание на партийную принадлежность. «Этим можно объяснить высокие результаты ЛДПМ и ДПМ — партий, замешанных в грабеже миллиарда евро из валютных резервов страны,— в районных советах»,— сказал Тулбуре.
«Пик могущества Партии социалистов, похоже, пройден»
Через две недели решится и судьба руководства в Комрате. Бессменно правивший гагаузской столицей на протяжении 12 лет Николай Дудогло на этот раз близок к поражению. Ранее он трижды побеждал в первом туре. На этот раз Дудогло получил 38,04% голосов. И этим, по мнению местных экспертов, его потенциал исчерпан.
Во втором туре Дудогло будет противостоять выдвиженец «Нашей партии» — бизнесмен Сергей Анастасов, получивший 34,05% голосов. Поддержать его во втором туре готов и социалист Александр Суходольский, занявший третье место с 17,02%. Крайне критически отзывались о Дудогло в ходе кампании и другие кандидаты.
«Эра Дудогло, скорее всего, уходит в прошлое»,— говорит в беседе с NM глава организации «Пилигрим-демо» Михаила Сиркели. По его словам, тот факт, что впервые за последние 12 лет в Комрате будет второй тур мэрских выборов, говорит об ослаблении позиций Дудогло и появлении в городе политической конкуренции. По оценке Сиркели, «миграция избирателей» выбывших конкурентов, вероятно, пойдет в пользу Сергея Анастасова.
Важную роль, по словам эксперта, сыграет и позиция башкана Гагаузии Ирины Влах. «В первом туре башкан никого открыто не поддержала, если не считать поддержкой участие в различных мероприятиях с кандидатами от ПСРМ без прямых призывов голосовать за них. Подобного поведения с ее стороны стоит ожидать и во втором туре местных выборов»,— считает Сиркели.
Он также обратил внимание на то, что социалистам не удалось укрепить свой результат в Гагаузии по сравнению с парламентскими выборами. «Партия социалистов выиграла выборы на должность мэра с первого тура в пяти мэриях из 26, и еще в пяти мэриях кандидаты ПСРМ вышли во второй тур»,— заметил эксперт.
О том, что «пик могущества Партии социалистов в регионе, похоже, уже пройден», говорит и экс-советник башкана Гагаузии Вячеслав Крачун. «Это, без сомнения, все еще самая влиятельная партия в Гагаузии, однако наблюдавшийся до сих пор процесс расширения влияния социалистов явно забуксовал. На фоне относительных успехов в селах, в столице они заняли третье место. В двух других городах предстоит напряженная борьба во втором туре»,— сказал NM Крачун.
Он также обратил внимание на снижение поддержки Дудогло, «который три срока подряд добивался победы в первом туре и чьи политическое влияние и амбиции распространялись на всю Гагаузию». «На этот раз его отрыв от ближайшего конкурента составил всего 500 голосов, а успех во втором туре вовсе не очевиден. Учитывая, что политические неудачи Дудогло начались после вступления в крайне непопулярную в крае правящую Демпартию, этот пример окажет поучающее влияние на других политиков региона»,— считает эксперт. А монополия на политическое поле Гагаузии, по его словам, еще долгое время будет сохраняться за левыми и пророссийскими партиями.
«Мы приближаемся к стадии, когда олигархов начнут вытеснять на обочину»
Нынешняя кампания зафиксировала еще один тренд: продолжающееся падение популярности Партии коммунистов (ПКРМ), которая еще в середине прошлого года рассматривалась многими как сила, способная вернуться к власти. Политические маневры лидера коммунистов Владимира Воронина, который запутал свой электорат метаниями между Востоком и Западом, потом организовал внутрипартийную чистку, а затем, по сути, создал негласную коалицию с партиями власти, многих оттолкнули от партии. Неудивительно, что Василий Киртока, претендовавший на пост мэра Кишинева от ПКРМ, финишировал с унизительным результатом. Кроме того, уверенное большинство коммунисты получили лишь в одном районе — в Дубоссарском.
«У коммунистов есть какие-то показатели, инерционно они получили что-то. Но это скорее заслуга людей на местах. Непонятно за что выступает ПКРМ, какие у нее планы и программы. На следующих парламентских выборах коммунисты могут исчезнуть, а их место займут социалисты и «Наша партия»,— не исключает Тулбуре.
Комментарий Анатола Цэрану тоже звучит как приговор: «Выборы показали девальвацию Партии коммунистов в широком смысле слова. Коммунисты больше никогда не будут иметь в Молдове той силы, которую имели до 2009 года. Коммунистическая страница в политической истории страны перевернута».
Падение коммунистов, полагает аналитик, привело к тому, что пророссийский лагерь в стране оказался сегментированным. «Если раньше там доминировала одна партия, то теперь их много. И именно этим было затруднено организованное выступление на выборах пророссийских сил»,— говорит Анатол Цэрану. Он полагает, что понижение пророссийского влияния было бы более явственным, если бы не слабость проевропейского лагеря.
Но и правящие партии, по мнению Цэрану, ничего хорошего не ждет. «Идет острая борьба между двумя компонентами проевропейцев — олигархами с одной стороны и теми, кто за ЕС и реформы с другой. Те, кто не завязан на олигархическое влияние, пока не могут представлять серьезной угрозы для олигархов. Но они есть — к примеру, платформа «Достоинство и права», и Европа их поддерживает»,— отмечает Анатол Цэрану.
В обозримом будущем, прогнозирует аналитик, эта аутентичная часть проевропейцев проявится и будет столкновение между олигархической составляющей и условными чистыми проевропейцами. «Чем все кончится, говорить рано, но ясно, что олигархов в перспективе отбросят. Пока они сильны, но их доминирование ограничено по времени. Молдова, как все страны постсоветсткого пространства, проходит период олигархического капитализма, и она наиболее близка к выходу из этого цикла. Мы приближаемся к стадии, когда олигархов начнут вытеснять на обочину»,— резюмировал эксперт.