Башканом Гагаузии, по предварительным данным, избрана кандидат от партии «Шор» Евгения Гуцул. Если суд признает результаты, она станет первым башканом из Вулканештского района. До сих пор автономией руководили «комратские» и «чадыр-лунгские». Интересно, что оба финалиста выборов — родом из одного села. В день выборов NM поехал в село Етулия Вулканештского района, чтобы рассказать, как голосуют на малой родине будущего башкана, кто бы им ни стал.
Утро на родине кандидатов
Етулия — один из самых южных населенных пунктов Молдовы, почти в 200 километрах от Кишинева, зато до границы с Украиной — около километра. В воскресное солнечное утро к дому культуры постепенно подходят люди. Здесь — единственный в селе избирательный участок и сюда с самого утра идут голосовать: кто-то семьями, кто-то парами, кто-то в одиночку. Скоро здесь ждут «важного избирателя» — кандидата в башканы от партии «Шор» Евгению Гуцул. Журналисты регистрируются, фотографы занимают удобные позиции, а избирательные урны разворачивают так, чтобы герб попал в кадр.
Избиратели тем временем спокойно продолжают голосовать. Председатель участка Татьяна Кулаоглу рассказывает, что у них «в принципе спокойный участок», и первый тур прошел без происшествий. Второй тур, по ее ожиданиям, пройдет так же.

Дубасова Екатерина / NewsMaker
Мужчина, представившийся Евгением, проголосовал за несколько минут до прихода Гуцул. Он сказал, что для него главное, чтобы выигравший кандидат выполнил свои обещания, а остальное неважно. У входа в участок Евгений встречает своего брата Николая. Николай говорит, что хочет новой жизни. «Хочу, чтобы в нашем селе было так же хорошо, как и в городе, чтобы у пенсионеров была нормальная пенсия, чтобы места рабочие места были», — говорит Николай.
Он возмущен тем, что центральные власти вмешиваются в выборы автономии (Центральная избирательная комиссия Молдовы и Генеральный инспекторат полиции Молдовы уведомил ЦИК Гагаузии о нарушениях, выявленных в первом туре). «Полиция не должна вмешиваться. Как люди решат на выборах, так и будет», — считает мужчина.
Диалог с ним прерывает приход Гуцул. Евгений и Николай, как и другие избиратели, приветствуют ее. Кандидат пришла в сопровождении семьи и кишиневского мунсоветника Сергея Бургуджи — выходца из Гагаузии. Когда Гуцул бросила бюллетень в урну для голосования, весь избирательный участок зааплодировал.
Позже кандидат вышла к прессе и сказала, что осуждает обыски, прошедшие в ее штабах. На вопрос NM, что будет делать, если выборы признают недействительными, Гуцул не смогла ответить. Ей помог Бургуджи: «Это мы решим после закрытия участков». На этом выступление для прессы закончилось.
Етулия — не простое село в этой предвыборной кампании. Это родина обоих кандидатов. Оппонент Гуцул — кандидат, поддерживаемый Партией социалистов (ПСРМ) Григорий Узун — проголосовал по месту прописки, в Вулканештах, там он живет с 2014 года.

Виталий Шмаков | NewsMaker
После ухода Гуцул и ее команды участок продолжил жить своей жизнью. Вот по лестнице к входу поднимается пожилая пара — Домника и Иоан. «Хочу, чтобы в Етулии все было хорошо, да и вообще везде. Мы одна страна, тут нации не имеют значения. Главное, чтобы все было хорошо», — говорит Домника и неспешно поднимается наверх под руку с мужем.
«Это игры Шора и Санду»
Выше избирательного участка находится небольшой магазинчик с забавным названием «Кабачок». Его владелец Михаил не еще проголосовал. «Но я обязательно это сделаю», — обещает Михаил.
Напротив магазина стоит женщина, представившаяся Анной. Она рассказала NM, что знает обоих кандидатов лично, знает и их родителей.
— Вот только одного давно не видела, — добавляет женщина.
— Узуна? — предположила корреспондент, так как Григорий Узун долгое время жил в России.
— Нет, Женю. Она как уехала учиться, так потом я ее только по телевизору и увидела.
Анна рассказала, что еще не голосовала, так как у нее есть традиция — всегда приходить на избирательный участок в 20:30, за полчаса до его закрытия. Причин для этого никаких нет, просто она так привыкла. Дочка Анны живет в Европе, а сын в России, и она мечтает, чтобы им хотелось приезжать домой хотя бы на лето. В возможность непризнания выборов Анна не верит. «Если бы ее хотели дисквалифицировать, то уже бы сделали это, а так это игры Шора и Санду, чтобы поднять Гуцул рейтинг. Весь мэрский корпус почему-то перешел на ее [Гуцул] сторону. На сторону человека, который никогда не был в политике», — размышляет женщина.
По ее словам, жизнь в Гагаузии не проста: хоть деньги и поступают в автономию, результатов люди не видят. Несмотря на это, Анне удалось исполнить свою маленькую мечту. Рядом с Етулией расположено озеро Кагул. Там у побережья есть родник. Анна с мужем хотели его облагородить и сделать зону для отдыха. И им это удалось, с помощью одного из европейских проектов. Правда, не без приключений: во время одной из посадок растений в той зоне, домашний скот съел все саженцы, рассказывает женщина.
— Мы жаловались и в полицию, и в мэрию — и тишина, — сокрушается Анна. — Мы даже отправили письмо в министерство окружающей среды.
— И какой был их ответ?
— Ээй, приехали с инспекцией, уехали с пятью баранами и все.
— Вы имеете в виду, то пастухи дали им взятку баранами?
— Ну да…
Спускаемся вниз от магазинов. Там в глаза бросается дом: на его калитке развевается красный флаг с белыми буквами — УЗУН.
К дому подъезжает машина, из нее выходит крупный мужчина с бородой. Это Юрий. Ему 32 года. Он не член ПСРМ и не член команды Узуна, а просто его ярый сторонник.
«Я поддерживаю Узуна, потому что вижу его лидером в Гагаузии. Он разговаривает уверенней и выглядит уверенней. […] Да и мы с ним похожи внешне», — улыбаясь говорит Юрий.
Он добавляет, что очень не хочет, чтобы случилось, «как в Украине», а для этого, по его словам, «надо дружить и с Европой, и с Россией».
Встречаем и людей, поддерживающих кандидата от «Шора». Виктор, сидя на остановке, рассказывает, что «Гришу он не знает», а вот «с Женей они вместе выросли». Виктор сокрушается, что в Гагаузии нет рабочих мест.
— Посмотрите вон туда, — Виктор показывают на серебристую крышу на горизонте — Там винзавод. Вот там работают люди. И у меня на орехах (сборе орехов — прим. NM) парочка. И все.
— А мне 55 лет, я не могу уже на орехах работать, — перебивает его стоящая рядом женщина по имени Мария, — и вот как мне жить?
— Додон нам и так очень много обещал, и что? В общем, пусть победит сильнейший, — заключил Виктор.
Безработица волнует не всех. Наталья, стоящая у кафе напротив избирательного участка, считает, что самое главное — «сохранить автономию». «Нам нужна стабильность. Мы не хотим, как в Украине», — говорит она корреспонденту NM. И добавляет, что главные партнеры Гагаузии — это Турция и Россия.
На вопрос корреспондента о европейских проектах Наталья уточняет, что «ничего против Европы не имеет».
Наталья училась в параллельном классе с Гуцул: «Думаю, что она хороший человек и мать, но не башкан».

Дарья Слободчикова / NewsMaker
В Вулканештах — районном центре — тоже силен фактор «знаю/не знаю» кандидата. Юле 30 лет. Она сидит на лавочке на детской площадке в Вулканештах, пока ее сын катается на качелях. Юля говорит, что знает Узуна очень хорошо, так как он ее сосед. «К тому же он мужчина. Мужчина — голова», — добавляет Юля.
А вот Виталий, который неспешно прогуливался по одной из улиц Вулканешт, не скрывает, что искренне желает победы Шору. «Он обещал нам дешевый газ», — говорит Виталий. И тут же рассказывает о подкупе избирателей — правда этим, по его утверждениям, занимались социалисты.
В центре Вулканешт пусто. Скопления людей нет, да и гуляющих мало. Варвара сидит у цветочного магазина, она тоже говорит о подкупе избирателей: «9 мая прямо в колонне деньги давали. Не в шоровском марше, а в другом», — утверждает женщина. Главная мечта Варвары — чтобы дети хотели вернуться домой.
«Как этот Шор будет управлять Гагаузией с телеэкрана»
Подкуп избирателей стал одним из самых обсуждаемых вопросов этой предвыборной кампании. Когда мы еще были в Етулии и общались с людьми у участка, пожилая женщина из группы поддержки «Шора» перепутала журналистов NM со «своими». Подойдя к корреспонденту, она сказала: «Вы правильно стоите, не то что социалисты». И указала на группу людей, стоящих прямо напротив избирательного участка. Они, по словам женщины, стоят слишком близко к участку и скрытно снимают на камеру приходящих голосовать.
Корреспонденты NM попытались поговорить с несколькими группами людей, организованно стоящими у участка, но все тщетно: все отрицали причастность к любой партии.
У самого крупного избирательного участка в Вулканештах тоже кучковались люди, явно представляющие партии конкуренты. Участок располагается в школе № 3. Тамошний председатель Феодора Доцу рассказала, что обстановка на участке спокойная. Правда, один из наблюдателей на участке захотел поговорить с NM отдельно и анонимно. Он рассказал, что обстановка на участке вовсе не такая, и повсюду «дежурят группы социалистов», которые призывают голосовать за Узуна. Корреспонденты NM решили это проверить, но, когда мы приблизились к группе людей, те разбежались, пряча лица.
Тогда NM отправился к другому избирательному участку. Там корреспонденты не нашли социалистов, зато обнаружили «шоровцев». Пожилая женщина и молодая девушка с коляской рассказали, что находятся на допустимом от участка расстояния и «следят за порядком». Молодая девушка рассказала, что в первой половине дня к «черному входу» на участок подъехал бусик, предположительно с социалистами. Девушка вызвала полицию.
Рассказывали и об участке № 20 в Вулканештах. Тамошний председатель Алена Шишку рассказала, что на участке все спокойно, но вот жители дома напротив так не считают. Женщина, сидящая на скамейке у дома напротив, рассказала, что ранним утром сюда приехали автобусы из Оргеева и Тараклии. Зачем приезжали эти люди, не ясно, но полиции, по рассказам женщины, пришлось вмешаться.
Под конец разговор с женщиной свернул в политическое русло. Она оказалась ярой сторонницей Узуна и заявила, что «не верит сказкам» Гуцул, «и вообще: как этот Шор будет управлять Гагаузией с телеэкрана?»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!