Накал церквей. Чем закончился очередной конфликт двух митрополий в Молдове, и что дальше
7 мин.

Накал церквей. Чем закончился очередной конфликт двух митрополий в Молдове, и что дальше

Православная церковь Молдовы (ПЦМ) сохраняет свой статус в составе Русской православной церкви, несмотря на призыв некоторых священников перейти под покровительство Румынского Патриархата. Тем временем другие священники продолжают самостоятельно выходить из Молдавской митрополии и присоединяться к Бессарабской митрополии. NM рассказывает о противостоянии Молдавской и Бессарабской митрополий, «исходе» священников и возможных дальнейших сценариях.

«Присоединение к Румынскому патриархату обсуждать не будут»

13 ноября священник церкви Святого Димитрия отец Павел (Павел Борщевский) опубликовал обращение к главе Молдавской православной церкви митрополиту Владимиру (Николай Кантарян) с призывом присоединиться к Румынской православной церкви. 16 ноября ПЦМ провела собрание настоятелей церквей и монастырей, на котором было решено сохранить актуальный статус церкви.

«На заседании приняли решение, согласно которому Православная церковь Молдовы сохраняет свой актуальный статус. Духовенство и народ остаются верными Православной церкви Молдовы и митрополиту Владимиру. Вопрос о присоединении Православной церкви Молдовы к Румынскому патриархату обсуждать не будут», — заявил представитель ПЦМ Иоан Мошнегуцу.

«Патриарх Кирилл мне не начальник»

Сейчас Православная церковь Молдовы находится под юрисдикцией Русской православной церкви (РПЦ). В 1992 году, после обретения Молдовой независимости, Синод РПЦ объявил Православную церковь Молдовы самоуправляемой частью РПЦ. Согласно томосу (церковный указ — NM), подписанному в 1994 году патриархом Алексием II, ПЦМ самостоятельна в церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских делах, но остается при этом в канонической юрисдикции Московского патриархата.

В обращении Павел Борщевский указал на непростые отношения с Россией в связи с развязанной ею войной в Украине и подчеркнул, что глава РПЦ патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) после вторжения России стал политически ангажированной персоной, а не церковным духовным наставником. Действительно, с начала войны в Украине патриарх Кирилл не раз высказывался в поддержку вторжения и повторял нарративы российской власти.

Борщевский указал, что с обращением согласны большинство священников и прихожан церкви Святого Димитрия и церквей столичного сектора Ботаника в целом. При этом на самом обращении стоит лишь подпись отца Павла.

Павел Борщевский достаточно известен в церковных кругах. Он неоднократно давал интервью различным СМИ. NM говорил с Борщевским о войне в Украине и о позиции церкви в этом вопросе. Тогда он заявил, что патриарх Кирилл «ему не начальник», потому что тот «отвернулся от Христа».

«Письмо не сработало»?

«Письмо митрополита Владимира патриарху Кириллу, в котором отмечается, что наш народ латинского происхождения не имеет ничего общего с русским миром, позволяет нам верить, что пришло время исправить исторические ошибки и вернуть достоинство, украденное русской оккупацией», — призвал отец Павел в обращении.

Письмо митрополита Владимира патриарху Кириллу, о котором идет речь, было отправлено еще в начале сентября и вызвало резонанс в обществе. До этого Владимир не называл Россию агрессором и продолжал тесное сотрудничество с Москвой. В письме же он продемонстрировал четкую антивоенную позицию, а также описал проблемы, с которыми сталкивается ПЦМ. Среди них — слабая поддержка со стороны РПЦ, в том числе финансовая, уход священников в Бессарабскую митрополию и падение уровня доверия к церкви в Молдове в целом.

Эксперт в теологии и масс-медиа Виктор Готишан отметил, что письмо митрополита Владимира должно было призвать к спокойствию духовенство Православной церкви Молдовы. «Но, насколько мы можем судить, это не сработало. Более того, письмо произвело обратный эффект — усложнило ситуацию и заставило некоторых священников еще смелее говорить о своем желании покинуть ПЦМ и присоединиться к Бессарабской митрополии», — сказал Готишан.

Реакции из России не поступило, по крайней мере, ответного письма в общественном пространстве нет. NM еще 24 октября направил запрос в РПЦ с просьбой рассказать, был ли ответ из Москвы и в чем его суть. Ответа на запрос не поступило. Близкий к Бессарабской митрополии экс-депутат от Христианско-демократической партии Влад Кубряков отметил, что ответ из Москвы помог бы разобраться во многих вопросах: «Здесь необходима доза прозрачности — для объективной оценки того, что реально происходит».

Возможен ли переход в румынскую церковь?

В Молдове уже есть митрополия, подведомственная Румынской православной церкви — Бессарабская митрополия. То есть переход в Румынскую православную церковь означает смену митрополии. Если бы Православная церковь Молдовы приняла такое решение, то митрополит Владимир лишился бы своего статуса, так как в Бессарабской митрополии уже есть глава — митрополит Петр. Молдавская митрополия и Русская православная церковь его не признают и считают раскольником.

«Единственное реалистичное, законное и каноническое решение, которое есть у священников и приходов, монахов и монастырей — это свободное присоединение к Бессарабской митрополии», — убежден, тем не менее, Кубряков.

Молдавская православная церковь «находится в агонии»?

«Отношения между метрополиями никогда не были очень хорошими и дружественными», — отмечает Готишан. Сейчас же, по его словам, ситуация обострилась.

Одна из причин обострения — священники все больше переходят из ПЦМ в Бессарабскую митрополию. Например, в ноябре стало известно о 13 приходах, которые решили сменить митрополию. «Явление, когда священники переходят из Молдавской митрополии в Бессарабскую, растет и продолжит расти», — уверен Кубряков.

ПЦМ, в свою очередь, такие действия представителей духовенства осуждает. 25 октября на заседании синода ПЦМ лишили сана шесть перешедших в Бессарабскую метрополию священников, а на заседании 15 ноября — еще пять. Влад Кубряков считает лишение сана священнослужителей недействительным. «Напомню, что в Патриаршем и Синодальном акте Румынского Патриархата о признании возобновления деятельности Бессарабской митрополии максимально четко прописано, что все клирики, которые уже являются или станут членами Бессарабской митрополии, находящейся в каноническом подчинении Румынского Патриархата, являются каноническими клириками», — пояснил Кубряков. Он добавил, что Молдавская православная церковь «находится в агонии», а решения о лишении сана принимаются из желания митрополита Владимира отомстить священникам.

Готишан называет две причины ухода священников: «Во-первых, влияние и значение ПЦМ в Молдове снизилось. Нынешнее правительство дало четкий сигнал: „мы — светское государство, никаким культам не должно отдаваться предпочтения“. Во-вторых, Бессарабская митрополия становится все более представленной и влиятельной в обществе. Иными словами, интересы одной стороны (Бессарабской митрополии) растут в ущерб другой (Молдавской митрополии), а это может привести только к росту напряженности в отношениях между ними».

По словам Готишана, от сложившейся ситуации страдает «православие в целом». «Не будем забывать, что вера, разделяемая обеими метрополиями — одна и та же. В результате, на мой взгляд, доверие к церкви, а точнее, доверие к православию как к религии, как к культу, будет падать. Я не удивлюсь, если через некоторое время доверие к Церкви как институту упадет в опросах до 50-55%», — подчеркивает эксперт. Отметим, что согласно Барометру общественного мнения (БОМ), до 2022 года церкви доверяли более 70% опрошенных. В 2022 году этот показатель составил 62,5%, а в 2023 году — 58%.

Возможен ли третий путь?

Кубряков изначально назвал письмо Борщевского неискренним. По его словам, это — часть плана «Кантарян Борщевский», реальной целью которого является дискредитация Бессарабской митрополии, а также обострение взаимоотношений между РПЦ и Румынской православной церковью.

Готишан, в свою очередь, отметил, что верит в искренний порыв Борщевского, однако предполагает, что отец Павел хотел бы перейти в Румынскую православную церковь в обход Бессарабской митрополии.

Так или иначе, пока Православная церковь Молдовы сохраняет актуальный статус. То есть, несмотря на письма и призывы ПЦМ, остается в юрисдикции Русской православной церкви. А есть ли третий вариант: и не РПЦ, и не Румынская православная церковь? Теоретически такой вариант есть — предоставление автокефалии. По такому пути, к примеру, пошла Православная церковь Украины (ПЦУ). В 2018 году ей предоставил автокефалию Константинопольский собор.

Пока такой сценарий мало кто рассматривает всерьез. «Возможная молдавская автокефалия, отличная от румынской, канонически нежизнеспособна и противоречит естественному ходу нашей истории», — убежден Кубряков.

Виктор Готишан не понимает, как реализовать сценарий с предоставлением автокефалии. «Я предполагаю, что ПЦМ может расколоться на несколько церквей. Одни перейдут в Румынскую православную церковь, другие останутся в составе РПЦ, третьи будут бороться за автокефалию», — заключил эксперт.

NM пытался связаться с отцом Павлом для уточнения деталей, содержащихся в опубликованном им обращении, и дальнейших действий, однако священник не ответил на звонки редакции.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: