Ни одного окончательного приговора. Как за три года продвинулось дело о смерти Андрея Брагуцы
5 мин.

Ни одного окончательного приговора. Как за три года продвинулось дело о смерти Андрея Брагуцы

Спустя три года после смерти в СИЗО Андрея Брагуцы, всех виновных еще не привлекли к ответу. Из 140 судебных заседаний более 100 перенесли или отложили. Об этом рассказали адвокаты его семьи на пресс-конференции 26 августа. Они опасаются, что из-за бездействия властей случившееся с Брагуцей может повториться с другими заключенными.

После смерти Брагуцы правоохранительные органы завели три уголовных дела. Одно из них завели против четырех сокамерников, избивших Брагуцу, и трех полицейских, наблюдавших за этим. Второе дело касается 13 полицейских из тюрьмы № 16, которых обвиняют в бесчеловечном обращении с Андреем Брагуцей и пытках. Третье уголовное дело завели против двух врачей тюрьмы № 16, которые не оказали ему медицинскую помощь. Всего по этим трем делам назначили 140 судебных заседаний, однако, 100 из них перенесли или отменили.

Дело об избиении Брагуцы

Адвокат Вадим Виеру рассказал, что по делу об избиении Брагуцы полицейскими и сокамерниками уже есть решение первой инстанции, и сейчас его рассматривает Апелляционная палата (АП). Он отметил, что в первой инстанции двое судей решили, что действия полицейских по отношению к Брагуце нельзя назвать пыткой. Третья судья все же написала особое мнение, в котором назвала произошедшее пыткой. (19 июля 2019 года одного из полицейских, наблюдавших за жестоким избиением Брагуцы, суд приговорил к четырем годам тюрьмы, второго — к пяти годам условно, третьего — оправдали. Избивавших Брагуцу сокамерников приговорили к пяти годам тюрьмы с отсрочкой отбытия наказания с испытательным сроком). Вадим Виеру отметил, что рассмотрение этого дела в АП затягивают более года, и по нему не прошло еще ни одно рабочее заседание. «По такому важному делу у нас до сих пор нет окончательного решения», — отметил Виеру.

Дело 13 полицейских

Дело 13 полицейских из тюрьмы № 16 более двух лет  рассматривает суд первой инстанции. Адвокат Виктор Мунтяну возмутился тем, что подсудимые и их адвокаты затягивают рассмотрение дела. Он подчеркнул, что по статье о пытках нет срока давности привлечения к уголовной ответственности. «Я не понимаю, эту тактику […] оглашение приговора — по этому делу, это неизбежная вещь», — отметил Мунтяну. Также адвокат уверен, что полицейских не оправдывает то, что они не знали, как вести себя с Брагуцей. «В 2017 году был четкий регламент, который предусматривал, что, если человек отказывается есть и пить, к нему надо вызвать врачей. Нужно составить специальный протокол. В некоторых случаях человека могут кормить насильно. В случае Брагуцы этого не сделали», — рассказал Мунтяну.

Кроме того, Мунтяну отметил, что государство несет ответственность за жизнь и здоровье каждого задержанного. «Попытки оправдать бездействие нехваткой персонала не работают», — отметил адвокат. Также он подчеркнул, что сейчас нет гарантии того, что случившееся с Брагуцей не повторится с другим заключенным.

Дело о бездействии врачей

Дело двух врачей, которые не оказали помощь Брагуцэ, суд первой инстанции тоже рассматривает с 2018 года. Адвокат Виктория Гамурарь отметила, что дело находится на одном из начальных этапов. Гамурарь подчеркнула, что дело против врачей демонстрирует общую системную проблему — оказание медицинской помощи в тюрьмах. Гамурарь подчеркнула, что в Молдове только у тюрьмы № 16 есть статус госпиталя. При этом адвокат отметила, что тюрьма до сих пор не получила аккредитацию минздрава и по закону не может работать. Гамурарь напомнила, что в свидетельстве о смерти Брагуцы говорится, что он умер от гнойной двухсторонней бронхолегочной пневмонии. Адвокат отметила, что тюрьма № 16 не подготовлена к лечению пациентов с такими заболеваниями и подчеркнула, что этот вопрос особенно остро стоит в контексте эпидемии коронавируса. Она подчеркнула, что сейчас в тюрьме есть только один аппарат искусственной вентиляции легких.

Кого еще (не) наказали

Кроме этих трех уголовных дел, после смерти Брагуцы завели гражданское дело против сотрудников тюрьмы № 13, которые тоже не оказали ему медицинскую помощь. Адвокат Виктор Мунтяну отметил, что Апелляционная палата вернула это дело на пересмотр. По словам адвоката, все осложняет то, что у дела истек срок исковой давности.

Также после смерти Брагуцы возбудили дисциплинарные дела против судьи и прокурора, которые настояли на аресте Брагуцы, несмотря на то, что у Брагуцы было психическое заболевание и его должны были поместить в больницу. По словам Вадима Виеру, и прокурор и судья пытаются вернуться в систему. Адвокат подчеркнул, что судья пытается доказать в Конституционном суде, что его отставка — это посягательство на «независимость судьи».

***
Полиция задержала Андрея Брагуцу 15 августа 2017 года. По официальной версии, он сопротивлялся патрульным, которые остановили его за превышение скорости, и вел себя «неадекватно». Его доставили в инспекторат Чекан и продержали в СИЗО 72 часа, после чего судья Юрий Обадэ по ходатайству прокуроров поместил его под предварительный арест на 30 суток.
Брагуца скончался через две недели после ареста. Во время следствия прокуроры пришли к выводу, что травмы, которые Брагуце нанесли сокамерники во время избиения (переломы, ушибы и другие повреждения) не могли привести к смерти. Однако, согласно обвинению, «сокамерники Брагуцы три часа запрещали ему подниматься с бетонного пола камеры, из-за переохлаждения у него развилась бронхопневмония, затем начались осложнения, что и привело к смерти».

Прокуратура также установила, что сокамерники Андрея Брагуцы действовали с молчаливого согласия полицейских.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: