NewsMaker продолжает рассказывать о важных экономических событиях недели, которые влияют или будут влиять на нашу с вами жизнь. Сегодня — о взлетевших ценах на картофель, подорожании бензина и солярки, активной скупке Нацбанком валюты после выборов и о том, почему молдавский работник производит за год столько товаров и услуг, сколько немец за 18 дней.
Начнем с картошки, цена на которую вдруг влетела почти в два раза. Как выяснил NM, цены на картофель выросли из-за его дефицита, связанного с низким урожаем в прошлом году. К тому же молдавские фермеры в прошлом году сократили плантации картофеля из-за его перепроизводства в 2016-2017 годах. Эксперты говорят, что сельхозпредприятия воспользовались этой ситуацией и взвинтили цены. Но считают, что через неделю-две цены начнут снижаться.
Еще один ценовой удар на этой неделе ждал автовладельцев: сети АЗС существенно подняли цены на бензин и солярку. Бензин подорожал на 1-1,1 леев за литр, а солярка — на 75 банов. В частности, сеть Petrom повысила цену на Аи-95 — с 18,37 леев до 19,37 леев, а на солярку — с 16,74 леев до 17,49 леев за литр. Совет по конкуренции нашел подозрительным, что многие импортеры одновременно подняли цены. И решил проверить, нет ли тут картельного сговора. А завтра в центре Кишинева пройдет протест против повышения цен на топливо. Власти пока на этот счет не высказались.
Нацбанк тем временем продолжает активно скупать валюту, чем он занялся сразу после февральских выборов. До это Нацбанк несколько месяцев не менее активно валюту продавал. И курс лея тогда был стабильным. А весной начал падать. Глава Нацбанка Октавиан Армашу утверждает, что какой-либо связи этих операций НБМ с выборами нет. Тем временем телеканалы, подконтрольные Демпартии, объясняют падение лея после выборов неспособностью новоизбранных депутатов сформировать правящее большинство.
Интересное исследование опубликовал на этой неделе Всемирный банк — о причинах плачевной ситуации в молдавской экономике. Как выяснили эксперты ВБ, сотрудник, например, немецкой компании в среднем производит за 18 дней столько же товаров и услуг, сколько молдавский работник за целый год. Такая низкая производительность труда в Молдове вкупе с плохими условиями ведения бизнеса, засильем госмонополий и убыточных госпредприятий не позволяет Молдове конкурировать на глобальных рынках. Отдельная тема — наше высшее образование, которое очень мало соответствует требованиям рынка труда.