Однозначно
Самые важные тексты 2022 года
ВЫБОР РЕДАКЦИИ NM
В 2022 году мы все, того не хотя, попали на страницы учебника истории. Молдова оказалась у границ войны, и стала приютом для тысяч беженцев из Украины. Периоды сплочения вокруг помощи сменялись хейтерскими кампаниями, противоречивыми протестами и вот этим «все не так однозначно».

Весь год редакция NM, по-своему, боролась за мир во время войны: развенчивая пропагандистские мифы, рассказывая о тех, кто нуждается в поддержке, о том, что у Молдовы прямо сейчас есть шанс стать той страной, какой мы все хотели бы ее видеть. А еще — о том, что спасает нас самих, когда весь мир в огне.

Об этом читайте в нашей подборке важных материалов года, выбранных их авторами и командой NM.

Евгений Шоларь
Креативный редактор
На фоне происходящего вокруг глобального и локального ##здеца легко скатиться в беспросветный пессимизм. XXI век, мир в огне, а значит у нас, как у цивилизации, явно что-то не получилось. Но ничто не вечно, и никто не вечен, и все с этой цивилизацией будет хорошо.

А что с Молдовой? За 31 год независимости мы привыкли говорить о том, как все плохо, какие мы бедные и убогие, как постоянно идем не туда, и как у нас ничего не получилось. За этим мрачным брюзжанием мы часто не замечаем больших вещей. Например, что вопреки всему и всем, в непростых условиях постоянных внутриполитических распрей, олигархических войн, смен власти и региональной нестабильности — кое-что у нас все-таки получилось. И даже получилось немало.

Это текст о таких «незаметных» вещах, как мир, свобода, демократия, развитие. Вещах, которые мы воспринимаем как данность. И важность которых можем в полной мере понять, только когда лишимся их. Давайте ценить их, не дожидаясь катастроф, может это позволит их избежать. Такие тексты дают небольшую, но столь необходимую сейчас дозу оптимизма.
Молдове – 31. Что у нас получилось
Колонка Евгения Чебана

Николай Пахольницкий
Корреспондент
В этом году для меня самым важным был мой материал о том, как сразу после начала войны в Украине и первой волны беженцев Молдова столкнулась с пропагандистской кампанией. В стране целенаправленно разжигали ненависть к украинским беженцам.

После того, как проблема беженцев на какой-то момент сплотила молдавское общество, тут же стали появляться ролики о якобы «наглых» украинских беженцах.

Пропаганда обрела новые формы. Теперь она не только в телевизоре, который смотрит старшее поколение, но и в молодежном ТикТоке.

В этом материале — о том, почему не стоит поддаваться на подобные провокации, с какой целью их выпускают, и как единичные случаи пытаются представить каким-то массовым явлением. И, конечно, о российском телевизоре.
Поджигатели вражды
Кто и зачем раскручивает тему «наглых украинских беженцев» в Молдове

Дарья Слободчикова
Видео-корреспондент и creator
Этот год для Молдовы стал переломным, а начало войны в соседней стране отразилось не только на экономике, но и на нас самих. Если первые несколько месяцев была тишина, и многие не могли сформулировать свою позицию от происходящего ужаса и страха, то спустя время начали появляться категоричные и не очень обвинения и оправдания.

В обиход вошли фразы «не все так однозначно», «мы за мир», «нейтралитет» и пр. И все это, как оказалось, легко уживается в нашем обществе, где люди, живущие рядом друг с другом, смотрят по-разному на одни и те же события. Но вместо того, чтобы искать пути и налаживать диалог — мы все дальше отдаляемся, пытаемся побольнее задеть и обидеть, и продолжаем жить в параллельных Молдовах.

Еще одна знаковая история этого года — протесты Шора. Это была явная попытка дестабилизировать ситуацию и создать картинку массового недовольства. Конечно, на фоне ухудшающейся экономической ситуации и энергетического кризиса.

Поэтому моя рекомендация — история Нины и Натальи. Две женщины выходили по разные стороны этого протеста. Они точно хотели лучшего своей стране, но по-разному.

Этот репортаж — о том, чтобы услышать и не превращать прошлое в настоящее. Иногда достаточно протянуть руку. Тогда будет меньше соблазнов искать поддержки среди нечистых на руку политиков и не чувствовать себя чужим в своей стране.

Екатерина Дубасова
Корреспондент
Для меня самым важным текстом стал материал о Молдавской православной церкви (МПЦ МП) и ее связях с российской православной церковью (РПЦ).

Война, которую начала Россия в феврале 2022 года, перевернула жизни многих людей с ног на голову, а наша реальность разделилась на до и после. РПЦ фактически поддержала политику президента России Владимира Путина, поддержала убийство сотен мирных жителей. Патриарх говорил о прощении грехов всем, кто пойдет воевать. И это в 21 веке. Люди, призванные проповедовать мир и любовь к ближнему, открыто поддержали войну и убийство. Оставаться в стороне от подобного безумства невозможно. Но, кажется, у Молдавской православной церкви это получилось...

В разгар войны ее глава Митрополит Владимир читает молитвы в московских храмах и получает награды от патриарха. А поместная церковь, в свою очередь заявляет, что она за мир, но вот кто на кого напал — очень старается не упоминать.

В этом спецпроекте мы вместе с заместителем главного редактора Ольгой Гнатковой разбирались в том, какие настроения среди священников МПЦ МП и попытались, наконец, понять, какая же все-таки позиция у самой крупной православной церкви в Молдове. Мы говорили с разными священниками и экспертами. Ответы получились... читайте сами.

Текст вызвал целую волну реакций. Пророссийские политики и подконтрольные им Telegram-каналы объявили о запуске «кампании по дискредитации церкви», а NewsMaker окрестили чуть ли не самым безбожным и богохульным СМИ в Молдове. А мы просто называем войну войной, а агрессора — агрессором, и не боимся задавать вопросы самым разным людям и институциям. В этом материале есть разные мнения, стороны и взгляды. Поэтому, если вдруг вы еще не прочитали этот текст, то обязательно это сделайте.
Патриарх всея войны
Как Молдавская церковь служит и дружит с Москвой

Алина Михалкина
Корреспондент
Для моего поколения, а мне уже 31 и у меня уже есть поколение (!), «Гарри Поттер» Джоан Роулинг — больше, чем сказка. Это — вообще не сказка, а инструкция по тому, как остаться человеком в любом мире и в любые времена. «Евангелие XXI века», по определению Дмитрия Быкова.

Оттуда же и цитата Альбуса Дамблдора: «Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету». В этом году на нас обрушились по-настоящему темные времена. И моим личным фонарем света стала еженедельная рубрика арт-гида NM по Кишиневу.

Каждый четверг я, словно маленький фонарщик в средневековом городе, зажигаю от своего сердца чуть-чуть теплого пламени, чтобы согреть себя и чтобы согреть других. Это, возможно, получается и не очень: чаще всего я думаю, что это никому не нужно, кроме меня самой и небольшого количества людей. Но я продолжаю.
Встретить Новый год и забыть
Арт-гид NM на выходные в столице. #ВлюбитьсяЗа48часов

Екатерина Кравченко
Комьюнити-менеджер
Этот год повлек за собой много потрясений, переживаний и боли. Не зря говорят, что в беде познаешь человека. За этот год, я уверена, многие увидели настоящие лица своих знакомых, знаменитых людей и целых организаций.

В ком-то все события пробудили светлые и добрые чувства. Люди находили в себе силы помогать, оберегать нуждающихся. В ком-то, к сожалению, проявилось зло. Этот текст именно про таких людей.

Становится страшно, когда понимаешь, что на одной планете с тобой есть люди, которые готовы обидеть беззащитного и лишенного всего человека. Такие тексты нужно читать, чтобы выходить из своего информационного пузыря, чтобы знать, как оно бывает. Знание спасает, наполняет силой и обезоруживает зло.

Из беженок — в рабство

Каким рискам подвергаются женщины, бегущие из Украины


Татьяна Булгак
Дизайнер, бильд-редактор
Что спасало вас в этом страшном 2022 году? Для меня одним из способов хоть ненадолго отвлечься от ужаса были книги.

Если вы любите книги, спецпроект NM «Читай, Молдова!» вам точно понравится. Это не просто разговор о любимых книгах и культуре чтения в Молдове. «Читай, Молдова!» — это комфортное место, куда можно сбежать от тревожных новостей, тот самый домик из детства из стульев и покрывала, с фонариком и книгой.

Присоединяетесь к нашему книжному клубу и читайте вместе с нами.
Читай, Молдова!
Спецпроект NM

Александр Нугманов Корреспондент
Чего мы хотим от каждого следующего нового года? Чтобы он был лучше, чем прошлый. Да, 2022 год для Молдовы был самым сложным за последние десятилетия, но этот совсем не значит, что 2023 год будет таким же плохим. Если верить людям, участвующим в опросах социологов, то дела в нашей стране уже больше 20 лет идут в неверном направлении. Но объективные факты говорят об обратном.

Этот текст хорошо показывает, что цифры без контекста могут ввести читателя в заблуждение. Я хочу, чтобы в следующем году все мы научились смотреть глубже. Если это нам удастся, то мы увидим больше поводов для оптимизма, а не для уныния. Как ни крути, за последние 20 лет наша жизнь стала богаче и безопаснее. Этот 2022 год пройдет, а следующий обязательно будет лучше.
Плохо, а будет еще хуже?
Почему жители Молдовы такие пессимисты
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: