«Она говорила, что на предприятии нельзя ходить в туалет». Как в Чадыр-Лунге наказали журналистку за посты в соцсетях
6 мин.

«Она говорила, что на предприятии нельзя ходить в туалет». Как в Чадыр-Лунге наказали журналистку за посты в соцсетях

В Чадыр-Лунге редактора районной газеты Наталью Чеботарь оштрафовали за «клевету» из-за нескольких постов в Facebook. В них Чеботарь на основе сообщений нынешних и бывших сотрудников компании писала о проблемах на предприятии «Асена-Текстиль». Заявление в полицию на Чеботарь написала региональный директор компании Анна Ябанжи, посчитавшая посты клеветой.  Специально для NM в ситуации разбирался журналист из Комрата Петр Гарчу.

«Директор требовала раскрыть имена женщин»

В конце марта Наталья Чеботарь на своей странице в Facebook написала пост о том, что предприятие Асена-Текстиль продолжает работать в условиях карантина и режима ЧП в Молдове. Пост сопровождал скриншот сообщения одного из сотрудников фабрики, который просил Чеботарь написать о ситуации на производстве, где работает много людей из разных населенных пунктов, и есть вероятность заразиться коронавирусом.

После этого Чеботарь написала еще несколько постов, связанных с деятельностью предприятия. В них, на основании информации, полученной от нынешних и бывших сотрудников, говорилось о тяжелых условиях труда, жестких методах общения руководства с подчиненными и отсутствии средств защиты. Скриншоты у Чеботарь сохранились и, по ее словам, она представит их в суде как доказательство.

В одной из публикаций она также изложила позицию руководства предприятия.

«Сначала мне начала звонить Ябанжи и требовала раскрыть имена женщин, которые мне сообщали обо всем, что происходит на фабрике, и с чьих слов я писала свои публикации. Я ответила, что как журналист имею право не раскрывать источник до требования суда. Поэтому имена не назову», — сказала Чеботарь.

После этого «Асена-Текстиль» отправила по почте «предварительное заявление», в котором просила опровергнуть информацию и принести письменные извинения предприятию. Кроме журналиста, заявление получила и жительница Чадыр-Лунги Софья Маринова, которая тоже активно комментировала ситуацию на предприятии и получала сообщения от сотрудников компании.

«Я ответила, что писала свои посты на основании некоторых статей Конституции, опровергать их не буду, потому что считаю, что они содержат важную для общества информацию. Извиняться не буду, потому что мои посты не содержат клевету и базируются на сообщениях нынешних или бывших сотрудниц фабрики», — рассказала Чеботарь.

Руководство фабрики отправило также два письма с жалобой на публикации Чеботарь в исполком Гагаузии и администрацию Чадыр-Лунгского района.

«Заплатите штраф, извинитесь, и все закончится»

В конце минувшей недели к Чеботарь пришел участковый, который выписал протокол о штрафе 2400 леев за клевету. С заявлением в полицию обратилась Анна Ябанжи.

«Участковый сказал: „Заплатите штраф, извинитесь, и все закончится. А, если этого не сделаете, тогда вас уже поведут, в суд и все разложат по полочкам“», — рассказала Чеботарь.

По словам журналистки, беря показания, участковый говорил, что откажет в жалобе из-за отсутствия состава административного преступления. Спустя три дня. однако, он пришел с протоколом о штрафе.

Чеботарь со штрафом не согласна и намерена обжаловать его в суде.

В беседе с NM Анна Ябанжи сообщила, почему подала заявление в полицию.

«Она говорила, что на предприятии не разрешается ходить в туалет, что является ложью. Говорила, что на предприятии есть штрафы для работников, что тоже является ложью. В своих статьях (имеются в виду посты в Facebook) Чеботарь говорила, что мы унижаем и оскорбляем человеческое достоинство работников. Это неправда», — прокомментировала Ябанжи.

Претензии Ябанжи к журналистке связаны и с ее высказываниями о том, что «Асена-Текстиль» не защищает должным образом сотрудников, у которых нет масок и других защитных средств. Региональный директор компании уверяет, что и это неправда.

«Она не имела морального права, не зная лично людей, не посетив предприятие, не выслушав другую сторону, заходить так далеко в дебри», — сказала Ябанжи.

Она отметила, что в адрес Чеботарь готовится еще один иск, но уже со стороны «Асена-Текстиль». В чем именно будут заключаться претензии компании, Ябанжи не рассказала, отметив, что этим занимаются юристы.

«Из-за публикаций предприятие могут перевести в Конгаз»

В начале мая руководитель предприятия написала пост о том, что вскоре сотрудников ждет реорганизация, и фабрика в Чадыр-Лунге закроется. Такое решение она объяснила экономическими причинами.

Через день мэр города Анатолий Топал встретился с сотрудниками компании, поддержав предприятие.

«Работники предприятия, а их свыше 470 человек, выразили возмущение непрекращающимися нападками в адрес руководства […] в интернет- пространстве, и как результат наше предприятие могут перевести в село Конгаз», — написал Топал.

По словам Чеботарь, после этого она и Софья Маринова стали получать гневные сообщения, в которых их обвиняли в уходе из города инвестора, и в том, что люди останутся без работы.

О возможном переезде «Асена-Текстиль» из Чадыр-Лунги, между тем, говорили еще с 2018 года. Основной причиной называли плохое состояние здания, которое они арендуют у исполнительного комитета Гагаузии.

Руководство компании в 2018 году предложило властям выделить ей землю под строительство нового здания на краю города, однако, статус участка не позволял это сделать. Необходимо было решение парламента Молдовы. По словам Топала, депутаты проголосовали лишь в первом чтении. За два года проблему так и не решили.

В беседе с NM Ябанжи и Топал признали, что переезд связан с несколькими причинами, а скандал с публикациями «стал последней каплей».

«Из-за этих публикаций у турецкого руководства предприятия сложилось впечатление, что Чадыр-Лунга ненавидит эту фабрику», — сказала Ябанжи

По словам директора, все сотрудники продолжат работать, но уже на фабрике в селе Конгаз.

«Она выполнила свой журналистский долг»

Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает наложенный на Чеботарь штраф «вопиющим случаем нарушения свободы выражения мнений».

«Никаких реальных мотивов штрафа я не вижу. Журналисты в регионах влияют на общественное мнение, поэтому к ним обращаются много людей и рассказывают различные факты. Через свою страницу Наталья передала комментарии, которые делали нынешние и бывшие сотрудники фабрики. […] Она выполнила свой журналистский долг», — отметил Маковей.

Юрист Татьяна Пую многие годы защищала различные СМИ в судебных инстанциях. По ее словам, в 2018 году в Кодекс о правонарушениях в статью о клевете внесли изменения, из-за чего стало возможным наказывать журналистов за клевету.

«В предыдущей версии статьи 70 Кодекса (до 2018 года) преследование за клевету было возможно только за распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, сопряженное с обвинением в совершении особо тяжкого или чрезвычайно тяжкого преступления или преступления, повлекшего тяжкие последствия», — отметила Пую.

По ее мнению, прецеденты, подобные ситуации с Чеботарь, могут привести к росту самоцензуры. При этом Пую отметила, что до сих пор не встречала случаев, когда журналиста привлекли бы к ответственности за клевету.

Материал написан в рамках Школы NM для региональных журналистов

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: