Депутаты не смогли создать парламентскую комиссию для расследования «предполагаемой рейдерской атаки на Moldasig с участием Вячеслава Платона». Многих смутило, что инициатива исходит от беглого депутата Илана Шора. Некоторые предположили, что подпись Шора под проектом решения о создании комиссии поддельная. Также депутаты стали обвинять друг друга в лояльности Шору и Платону. О том, в чем еще депутаты обвиняли друг друга и почему так и не создали комиссию, хотя за это проголосовало большинство присутствующих на заседании — в репортаже NM.
«Комиссия даст политико-юридическую оценку»
Депутат от парламентской платформы Pentru Moldova (в которую входит и фракция «Шор») Сергей Сырбу предложил создать парламентскую комиссию для расследованию «рейдерской атаки» на Moldasig. Он считает, что за рейдерской атакой стоит Вячеслав Платон. Сырбу также отметил, что Нацкомиссия финансового рынка (НКФР) обеспокоена действиями Платона, связанными с Moldasig.
Депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Мария Чобану, взяв слово, поинтересовалась, насколько правильно использовать имя Платона в названии парламентской комиссии. Также она отметила, что в происходящем должны разбираться правоохранительные органы. «Вы хотите привлечь депутатов к обыкновенному сведению счетов, […] а вашу комиссию будет представлять [Илан] Шор ? Я жду Илана Шора, чтобы он представил эту комиссию в парламенте», — сказала Чобану.
Депутат от DA Юрие Реницэ спросил Сергея Сырбу, как он поступит, если выяснится, что за Платоном стоят политики или какие-нибудь институты. Сырбу ответил, что комиссии это и предстоит выяснить.
Депутат от DA Александр Слусарь, в свою очередь, спросил, что конкретно будет делать эта комиссия с юридической точки зрения. На это Сырбу ответил, что комиссия даст «политико-юридическую оценку» происходящему, но не будет «подменять расследование правоохранителей». После этого Слусарь спросил главу НКФР Валерия Кицана, как он оценивает предложение Сырбу создать «кризисную ячейку по вопросу Moldasig» (ранее НКФР предложила создать такую комиссию на уровне правительства).
Кицан ответил, что его смущает решение суда Кишинева по Moldasig. Также он отметил, что есть еще «несколько компаний», акционеры которых ведут себя так же, как и акционеры Moldasig, и тоже уже обратились в суд. Кицан при этом не уточнил, о каких компаниях говорит. В то же время он подчеркнул, что речь шла о создании комиссии на уровне правительства.
«Шор подписал документ своей рукой»
Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Думитру Алайба спросил, как Илану Шору удалось подписать проект решения о создании комиссии. Алайба подчеркнул, что, если подпись поддельная, то весь документ считается поддельным. Алайба попросил объяснить, отправляли ли документ с курьером, приезжал ли Шор в Молдову или Сырбу летал к нему.
Тут слово взяла депутат от партии «Шор» Марина Таубер. Она заявила, что Илан Шор подписал проект «своей рукой». Затем Таубер обратилась к Марии Чобану и напомнила, что та проголосовала за проект, на котором была подпись «определенного человека». «Вы так много говорите о том, что хотите встретиться с Иланом Шором, и ведете себя так активно, что я думаю, может, вы встретились с господином Вячеславом Платоном? Если вы хотите, мы можем вам организовать встречу с Иланом Шором, а, может, вы хотите вступить в Pentru Moldova?» — поинтересовалась Таубер.
Алайба на это отметил, что депутаты должны расследовать, как подпись Шора появилась под документом. Алайба подчеркнул, что, если выяснится, что подпись поддельная, стоит обратиться в Генпрокуратуру.
В свою очередь депутат от Партии социалистов (ПСРМ) Богдан Цырдя напомнил, что в 2010 году в новостях о рейдерских атаках всегда шла речь о двух людях — Вячеславе Платоне и Владимире Плахотнюке. «Я хочу получить четкий ответ на вопрос: если мы создадим эту комиссию, то на чьей стороне выступит парламент? На стороне Плахотнюка или на стороне Платона?» — спросил Цырдя. На это Сырбу сказал, что комиссия рассмотрит действия всех людей, замешанных в произошедшем.
«Мне не стыдно сказать спасибо господину Воронину»
Депутат от Демпартии Александр Жиздан тоже поинтересовался, откуда под проектом решения подпись Шора. Он напомнил, что с 2019 года Шор находится в международном розыске. «Утверждение, что он поставил подпись собственной рукой, — это издевательство […] Если создавать комиссию, то почему бы не расследовать, почему Апелляционная палата (АП) три года затягивает рассмотрение дела Илана Шора», — сказал Жиздан. Он подчеркнул, что поддержал бы инициативу создать парламентскую комиссию, если бы только она исходила от другого депутата.
«Если вам так нравится создавать парламентские комиссии, давайте проверим, как вы стали замглавы СИБа. Я могу выступить свидетелем [по этому вопросу] и по многим другим», — сказал Сырбу.
На это Жиздан ответил: «Господин Сырбу, я знаю, что делал в своей карьере. Поэтому предупреждаю вас: будьте очень внимательны, когда говорите о законности моего карьерного роста». Жиздан также сказал, что вырос в обычной семье, и никто никогда ни в чем ему не помогал.
Сырбу в ответ предложил Жиздану «не забыть поблагодарить человека, который помог ему построить карьеру». «Не надо говорить мне спасибо, но не надо забывать того, кто помог вам и многим из этого сектора, включая меня. И мне не стыдно сказать спасибо господину Воронину, в первую очередь, но не только ему», — сказал Сырбу, указав рукой на фракцию ДПМ. В зале раздался смех.
После этого депутат от PAS Игорь Гросу предложил депутатам «прекратить цирк». Он заявил, что «гарант» дал одно и то же обещание «философу, который вышел из тюрьмы», и человеку, «который путешествует» и имеет отношение к неформальной коалиции, сформированной в парламенте. Гросу при этом подчеркнул, что сознательно не называет имена. Но из метафор Гросу можно понять, что речь шла о президенте Игоре Додоне, Вячеславе Платоне и Илане Шоре. «Я предлагаю гаранту самому решить эту проблему, как он хочет, в зависимости от того, что пообещал одному и другому. А господину Кицану, генпрокурору и другим мальчикам в эполетах желаю много здоровья и взяться за дело», — завершил свое выступление Гросу.
«Парламент превращают в курятник»
Спикер парламента Зинаида Гречаная назвала Гросу «философом», а депутат от DA Кирилл Моцпан отметил, что парламент превращают в «курятник». Он отметил, что «впервые парламент втягивают в разборки между двумя преступниками». Моцпан подтвердил, что поддержал бы создание подобной комиссии, если бы ее предложил создать другой депутат (а не Шор).
Марина Таубер, снова попросив реплику, напомнила, что Шору еще не вынесли окончательный приговор. Затем она напомнила, что Жиздан достаточно близко общался с Шором и с ней. Она пригрозила Жиздану, что опубликует скриншоты и фотографии, которые подтверждают ее слова. Также она повторила, что Алайба и Чобану встречались с Платоном. Жиздан в ответ заявил, что не общался с Шором, и предложил Таубер опубликовать доказательства, чтобы все убедились, что она манипулирует фактами.
Председатель юркомисии и депутат от ПСРМ Василий Боля отметил, что юркомиссия проголосовала единогласно за создание комиссии. Затем спикер Зинаида Гречаная предложила, чтобы инициатива о создании комиссии исходила от юркомиссии, а не от парламентской группы Pro Moldova. В свою очередь глава юридического управления парламента Ион Крянгэ отметил, что в таком случае речь пойдет о двух разных проектах решений.
Неаффилированный депутат Октавиан Цыку заявил, что голосование за создание комиссии будет означать свадьбу между Pentru Moldova и ПСРМ. Лидер фракции ПСРМ Корнелиу Фуркулицэ ответил на это, что Цыку сам «предатель» и не должен никого ни в чем обвинять. Затем перешли к голосованию.
Гречаная объявила, что большинство депутатов проголосовали за создание комиссии. Депутаты из оппозиционных партий отметили, что требуют пересчета голосов. Однако Гречаная сказала, что для утверждения комиссии достаточно голосов половины депутатов, находящихся в зале.
ПСРМ предложила, чтобы от социалистов в комиссию вошел Владимир Миздренко. Но депутаты от Демпартии, PAS, DA и Pro Moldova отказались выдвигать своих депутатов в эту комиссию. От платформы Pentru Moldova в комиссию предложили Сергея Сырбу, а от партии «Шор» — Марину Таубер. Но Ион Крянгэ пояснил, что комиссию невозможно создать только из трех депутатов. Поэтому ее так и не создали.