Портал Anticoruptie.md взял интервью у бывшего налогового инспектора Евдокима Стогу, который занимал разные должности в то время, когда правительство возглавлял Влад Филат, и позже, во времена правления Демократической партии (ДПМ). Сейчас Стогу находится в розыске по обвинению в вымогательстве. В 2018 году он сбежал за границу, поэтому интервью дал по Skype. Он рассказал журналистам, как несколько лет был звеном в схемах отмывания денег и либерал-демократов, и демократов, что получил за свои услуги, кто еще в этом участвовал, и кто это придумал.
Как сообщает Anticoruptie.md, Евдоким Стогу работал налоговым инспектором, после этого был директором тюрьмы № 4 в Криково, а в 2014 году Антикоррупционная прокуратура задержала его по обвинению в коррупции и вымогательстве. В марте 2014 года Стогу поместили под домашний арест, но он сбежал. Четыре месяца спустя его задержали в Кишиневе, и несколько месяцев он провел в столичной тюрьме № 13, после чего его перевели под судебный контроль. В 2018 году Стогу покинул Молдову. Сам он утверждает, что был лишь звеном в схемах отмывания денег — одной, которой управляли либерал-демократы, и второй под руководством демократов. Он заявил журналистам, что уголовное дело против него — это часть схемы бывшего лидера ДПМ Владимира Плахотнюка для того, чтобы «вывести из игры Филата».
О схемах ЛДПМ и ДПМ
Летом 2013 года я искал работу. Тогдашний башкан Гагаузии Михаил Формузал позвал меня работать в Налоговую службу Гагаузии. Но глава Главной государственной налоговой службы Ион Присэкару отказался меня назначать. Тогда мою проблему взялся решить бизнесмен Леонид Кока. Он поговорил с Присэкару и меня взяли, но сказали, что я должен буду помочь людям, которые за меня вступились. Кока рассказал мне, что у него есть указание от руководства ЛДПМ собирать деньги с экономических агентов для партии. Этим занимались сотрудники налоговой, НЦБК и МВД. Но эта группировка делилась на две группы. Одна, из сотрудников НЦБК, налоговой, прокуратуры и МВД под руководством Константина Ботнаря (генсек ДПМ, приближенный Плахотнюка), собирала деньги для ДПМ. Вторая, тоже из сотрудников налоговой и МВД под руководством Леонида Коки, собирала деньги для ЛДПМ.
Налоговая инспекция должна была выдавать налоговые накладные компаниям, через которые отмывали деньги и не проверять их. МВД тоже защищало этих людей. НЦБК не должен был блокировать их счета, а прокуратура — заводить против них уголовные дела. Моя роль была следить за обеими группировками, чтобы они друг друга не подставляли. Так, в 2013 году я стал частью этих схем и проработал там до февраля 2014 года. Деньги отмывали через несколько фирм — около 200 млн леев в месяц. Только за полгода им удалось отмыть около 3 млрд леев. Из этих 3 млрд леев 1% шел НЦБК, налоговая получала 1,8%, МВД — 0,6%, прокуратура — 1%. Остальное делили между партиями. Я развозил деньги. Каждый месяц я отвозил около $18-20 тыс. главе налоговой инспекции сектора Центр Александру Парфински, главе налоговой Буюкан Альбине Ершовой — $23-25 тыс., замдиректора налоговой Прокопию Дуке — $23-25 тыс. А Присэкару получал от Коки $30-33 тыс. ежемесячно.
Об оплате услуг
За курьерские услуги я не получали ничего. Я делал это, чтобы получить должность главы налоговой в Гагаузии.
Об аресте
В какой-то момент Константину Ботнарю показалось, что ЛДПМ получает слишком много, и он решил «прикрыть лавочку». Так арестовали меня, Леонида Коку и Василе Попушоя. Остальные продолжили работать. Эта схема продержалась еще три года, только уже эксклюзивно для ДПМ.
Об участниках схем в МВД, прокуратуре и НЦБК
Я был курьером только для налоговой. Но знаю, что в НЦБК за отмыванием следил глава службы предупреждения и борьбе с отмыванием денег Василе Шарко. Знаю, что Шарко получал около $50 тыс. в месяц. В прокуратуру деньги носил Андрей Мунтяну, там ответственным был Николае Китороагэ. Кто был в МВД, я не знаю.
О компаниях, через которые отмывали деньги
Это компании, которые занимались импортом леса, стройматериалов, бытовых приборов и продуктов питания. Многие компании ввозят все это контрабандой.
Кто главный
Всей схемой занимался Константин Ботнарь. Сначала он контролировал прокуратуру и НЦБК, а потом и МВД, и налоговую. До тех пор, пока власть не сменилась, он все это контролировал.
Кто автор
Первыми придумали схему либерал-демократы. Никакие денежные операции или экономическая деятельность не обходятся без налоговой. Все схемы уклонения от налогов, контрабанды и отмывания денег проходили через налоговую, а тогда ее контролировала ЛДПМ.
В ДПМ схемы разрабатывали Лункашу и Яралов. Плахотнюк не был у них прямо марионеткой, но это не его работа, он был исполнителем и ему это нравилось. Когда Плахотнюк только продавал налоговые, Лункашу уже был миллионером. Лункашу — основатель компании GB, которая экспортировала вино в Россию, он научил Плахотнюка делать деньги. Яралов придумывал схемы, согласовывал их с Лункашу, а потом они передавали их Плахотнюку. Лункашу и Яралов пришли в политику, чтобы делать деньги. Все, что произошло в молдавской политике в последние годы — это их влияние, они распространили его на всю Молдову.
Об угрозах
Я хотел все рассказать, когда меня задержали, но мне угрожал Яралов. Мои показания никто не слушал. Я ничего не мог поделать.