tsn.ua

В Молдове трудно наказать плохого судью и легко — хорошего. Как так вышло?

Система наказания судей в Молдове слишком сложная и поэтому неэффективная. Ее надо упростить. К таким выводам пришел судья трибунала в Клуже, доктор юридических наук Кристи Данилец. Его исследование «Дисциплинарная ответственность судей в Молдове. Оценка законодательства и практик» представил 10 июля Центр юридических ресурсов.

Кристи Данилец, изучив реформы в сфере юстиции, которые молдавские власти проводили последние несколько лет, пришел к выводу, что «судебная система в Молдове находится на пути становления подлинной независимости». По его мнению, в молдавском законодательстве есть современные нормы, которые позволяют сохранять эту независимость, кроме того, в Молдове есть новое поколение судей, которые осознают ценность этой независимости. «Однако в первую очередь надо защитить независимость судей и только потом повышать их дисциплину», — подчеркнул Данилец.

Эксперт указал на то, что Высшая судебная палата (ВСП) испытывает кризис доверия после скандала в 2019 году. Тогда в публичном пространстве появилась информация о существовании доказательств того, что глава ВСП давал указания судьям по конкретным делам, связанным в основном с политикой или с политически аффилированными группами.

«Тот факт, что все судебные дела в итоге попадают в ВСП, снижает авторитет нижестоящих судебных инстанций. И, если информация о вмешательстве председателей судов в работу подчиненных правдива, очевидно, что в ВСП подобное давление значительно выше», — считает эксперт.

Кроме того, по его мнению, существуют вызывающие озабоченность заявления представителей судебной системы о том, что судьи, принимавшие не те решения, которых от них ждали, или судьи, которые пытались заявить о давлении руководства, стали объектом дисциплинарных или других процедур, их признавали слабыми специалистами или вынуждали покинуть систему.

«Некоторым судьям недостает смелости, чтобы заявить о вмешательстве или давлении извне. Судебная инспекция неэффективно расследует заявления о попытках влияния. Интересно, что в последние месяцы некоторые политики публично сообщали о том, что судьи жаловались им», — отметил Данилец.

Он также обратил внимание на то, что некоторых судей продвигают по карьерной лестнице, хотя известно, что они влияли на подчиненных. Данилец напомнил, что СМИ писали о том, что одного из судей не переназначили на должность после истечения пятилетнего срока (дело судьи Мургульца), что брат одного из членов ВСМ находится под следствием (на брата Дорела Мустяцэ завели уголовное дело, которое сам Мустяцэ классифицирует как политическую расправу),  что четверо судей Конституционного суда утверждали, что за ними следят.

«Все это необходимо прояснить, чтобы восстановить доверие к системе. При этом следует понимать, что независимость правосудия тесно связана с ответственностью. Эта ответственность должна быть и на системном, и на индивидуальном уровне», — отметил Данилец.

Одним из решений, по мнению эксперта, может стать простая и быстрая дисциплинарная система. Нынешняя дисциплинарная система в Молдове, на его взгляд, чрезвычайно сложная и провоцирует рост недоверия к процедурам, и общества, и тех, кто пишет жалобы, и самих судей.

«Новый закон о дисциплинарной ответственности судей и новый Административный кодекс затруднили проверку деятельности судей и загрузили профильные органы. В 2019 году начали дисциплинарные процедуры против 13 судей. При этом каждый раз запускался механизм, включающий от 30 до 38 человек (в том числе 16 судей), а рассмотрение дисциплинарного взыскания занимало минимум полтора года. Такая система неэффективна», — уверен Данилец.

Одна из причин, по его мнению, — слишком сложный механизм дисциплинарной ответственности: пять государственных учреждений и более 30 человек должны решить, можно ли судье вынести предупреждение за то, что он опоздал на работу, не надел мантию на заседание или на четыре месяца опоздал с оглашением решения. По его словам, дисциплинарная процедура может включать всего три звена: орган, который проводит дисциплинарное расследование (судебная инспекция), орган, который разрешает обвинение (дисциплинарный коллегия) и судебный орган (ВСП).

В своих рекомендациях Кристи Данилец указал на необходимость уважать, гарантировать и продвигать свободу выражение мнения судей и регламентировать возможность отзыва с должности руководителя судебной инстанции из-за несоответствия руководящей должности, а не как дисциплинарное наказание.

Также он отметил, что молдавская юстиция сталкивается с системной проблемой: несправедливым распределением дел между судебными инстанциями. Это, по мнению эксперта, приводит к перегрузке некоторых судей, которые, таким образом, становятся уязвимыми, и их легко подвергнуть наказанию.

«В связи с этим ВСМ должен проанализировать рабочую нагрузку судей, чтобы определить, какой объем работы приемлем для судей, и как адекватно регулировать число судей в каждой инстанции. В этом контексте также необходимо учитывать сложность рассматриваемых дел», — рекомендовал Кристи Данилец.

***

Исследование румынского судьи занимает 70 страниц. При разработке исследования Данилец опирался на молдавское законодательство в сфере юстиции, статистические данные и на интервью с представителями судейского корпуса и профильных органов, которые он провел в феврале 2020 года.

 

 

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

PAS и DA снова вместе, но есть нюанс. Почему идея объединения проевропейского фланга в Молдове не удалась

Предвыборная кампания в Молдове, едва начавшись, уже подарила избирателям два любопытных политических события. Правящая партия PAS включила в свой избирательный список двух представителей партии «Платформа DA», которую тут же исключил из своих рядов блок Împreună. А основатель DA Андрей Нэстасе и бывший член PAS Олеся Стамате объявили о своем участии в выборах как независимые кандидаты. NM разбирался, что получают от такого расклада PAS и DA, что будет с проевропейской оппозицией, и смогут ли независимые кандидаты помешать планам PAS.

Как PAS исключила DA из выборов

В конце прошлой недели лидер правящей партии PAS Игорь Гросу рассказал, что партия вела переговоры с блоком «Вместе» (Împreună) о создании коалиции в будущем парламенте. По словам одного из лидеров блока, председателя Партии перемен Штефана Глигора, PAS предлагала представителям блока три места в своем избирательном списке.

Но из партий, входящих в блок, лишь «Платформа Достоинство и правда» (DA) выразила готовность участвовать в выборах по спискам PAS. Это подтвердил лидер DA Дину Плынгэу, отметив, что переговоры идут уже не один месяц, а их цель — «не допустить прихода к власти пророссийских сил». Позже в DA сообщили, что партия не будет самостоятельно участвовать в выборах: двое ее представителей — Дину Плынгэу и Стелла Макарь будут баллотироваться по спискам PAS.

После этого блок «Вместе» исключил партию DA из своих рядов, обвинив PAS в «разрушении проевропейского политического фланга. Таким образом, в блоке «Вместе» остались лишь Партия перемен и Зеленая экологическая партия.

Свои действия в PAS объяснили желанием консолидировать проевропейский электорат, чтобы не допустить прихода к власти партий, ориентированных на сотрудничество с Россией. При этом речь идет не о создании электорального блока. Плынгэу и Макарь, которых включили в список кандидатов PAS, покинут «Платформу DA».

Политолог Ион Тэбырцэ отметил, что выгода от такого шага для самой «Платформы DA» неочевидна, поскольку прохождение ее представителей в парламент не гарантировано, а партия при этом полностью отказывается от участия в выборах. По его словам, чтобы Плынгэу и Макарь, находящиеся на 42-м и 47-м местах в списке, попали в парламент, PAS необходимо набрать почти большинство голосов.

«Большинство политических обозревателей считают такой исход маловероятным. Очевидно, что PAS таким образом пытается устранить конкурентов с правого политического фланга. Они стремятся поставить проевропейский электорат перед безальтернативным выбором: есть только PAS и все», — считает он.

Какую проблему пытается решить PAS

Следует отметить, что правящая партия доминирует на проевропейском фланге. Другие партии, выступающие за европейскую интеграцию, не пользуются большой популярностью у избирателей и, согласно опросам, практически не имеют шансов пройти в следующий состав парламента. Именно это и является ключевой проблемой для PAS. Если бы у блока «Вместе» были шансы преодолеть избирательный барьер 7%, то в соглашении не было бы особого смысла, поскольку с блоком можно было бы создать коалицию.

Согласно недавнему опросу социологической компании Ateș Research, за PAS готовы голосовать 27,4% респондентов, за Партию социалистов (ПСРМ) — 10,4%, за блок «Альтернатива» — 6,6%, блок «Победа» — 6,2% и за «Нашу партию» — 5,4%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе и блок «Вместе», который готовы поддержать 2,2% участников опроса.

Если учитывать только определившихся респондентов, то PAS набирает 39,31% голосов. Этого может не хватить для получения большинства мест в будущем парламенте и формирования правительства. Здесь нужно сделать две оговорки: опросы не учитывают голоса диаспоры и жителей приднестровского региона, а социологи отмечают, что неопределившиеся избиратели более склонны голосовать за оппозиционные партии.

Молдавская избирательная система устроена так, что голоса, отданные за партии, не преодолевшие избирательный порог, пропорционально распределяют между прошедшими в парламент. Другими словами, если бы блок «Вместе» получил на выборах, предположим, 4% голосов, то они бы распределились между PAS, ПСРМ, блоком «Альтернатива», «Нашей партией» и блоком «Победа» (если последнему удастся оспорить или обойти отказ Центризбиркома в регистрации для участия в выборах). В таком случае голоса проевропейских избирателей достанутся, в том числе, сторонникам России и политикам, более скептически относящимся к евроинтеграции Молдовы.

Однако Тэбырцэ сомневается, что весь электорат «Платформы DA» (2–3%) проголосует за PAS. «Скорее всего, этот электорат распределится и, возможно, проголосует за блок «Вместе» или за другую партию. Какая-то его часть может поддержать Андрея Нэстасе, который уже объявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат», — сказал он.

Что будет с проевропейской оппозицией

Лидеры блока «Вместе» 21 июля объявили, что, несмотря на решение бывших коллег, намерены участвовать в парламентских выборах 28 сентября. Однако после исключения «Платформы DA» из блока его шансы пройти в парламент стали еще ниже.

«К сожалению, ни лидеры PAS, ни Дину Плынгэу, ни другие представители „Платформы DA“ не проявили необходимой зрелости, чтобы понять, что узкие партийные интересы — такие как идти в этой избирательной кампании под желтым цветом и с теми, кто износился в процессе управления последние четыре года, — не должны превалировать», — заявил Глигор.

Тем временем бывший председатель «Платформы DA» Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться в парламент как независимый кандидат, рассчитывая на голоса разочарованных в существующих партиях. Кроме него, о планах участвовать в выборах как независимый кандидат заявила и бывший член PAS, депутат Олеся Стамате.

Тэбырцэ считает, что Нэстасе вряд ли сможет оттянуть голоса у PAS, поскольку он практически потерял тот электорат, который был у «Платформы DA». А вот появление Стамате, по словам аналитика, — более интересное явление, так как изначально ожидалось, что она пойдет на выборы по спискам какой-либо партии. «Возможно, не было предложений или они ее не устроили. Скорее всего, госпожа Стамате думает о своем политическом будущем, и эта кампания может стать для нее трамплином. Она попытается создать себе независимый политический имидж», — полагает эксперт.

В то же время он предполагает, что в первую очередь Стамате попытается избавиться от ярлыка, который на нее повесили бывшие коллеги по партии после скандала с амнистией. Кроме того, по мнению Тэбырцэ, Стамате сможет накопить определенный политический и электоральный капитал, чтобы в будущем попытаться создать свою партию или возглавить одну из существующих.

Директор социологической компании iData Михай Бологан в своем телеграм-канале написал, что Нэстасе и Стамате будут делать то же, что делал бы блок «Вместе» или «Платформа DA», участвуй они в выборах: бороться с PAS за голоса на правом фланге. «Лично я не верю, что какой-либо независимый кандидат когда-либо пройдет в парламент при 2-процентном барьере, который недостижим для подавляющего большинства партий», — подчеркнул он.

В истории Молдовы еще не было случая, чтобы независимый кандидат прошел в парламент в условиях пропорциональной избирательной системы. Ближе всех к этому был Олег Брега, набравший в 2014 году 0,88%, или 14 тыс. голосов. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, для прохождения в законодательный орган независимому кандидату необходимо получить около 30 тыс. голосов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: