За месяц войны в Украине погибли тысячи российских и украинских военных и более тысячи мирных жителей. Более 3,7 млн украинцев были вынуждены покинуть свои дома. Почти одна шестая территория Украины заминирована. NM рассказывает о главных событиях минувшего месяца: что происходит на полях сражений, где нашли приют беженцы, как отреагировало международное сообщество, и сколько еще это может продлиться.
Военные действия и потери
24 февраля жители Украины проснулись около шести утра от взрывов. Их слышали в Киеве, Харькове, Одессе, Краматорске и Днепре. То, что в Украине называют войной, в России считают «спецоперацией». Президент России Владимир Путин утверждает, что вторжение в Украину было вынужденной мерой: «Москве не оставили выбора».
С начала войны основные бои идут вокруг Киева, Харькова, Мариуполя и Донецка. Военные действия также идут на севере Херсонской и Николаевской областей. Единственным областным центром, захваченным российской армией, остается Херсон. Минобороны России также утверждает, что взяло под контроль 90% Луганской области.
Сколько погибло за месяц военных с обеих сторон, неизвестно. Украина и Россия не сообщают о своих потерях. В минобороны России только раз сообщили о потерях —2 марта. Тогда ведомство объявило о 498 убитых и 1597 раненых военнослужащих.
Подсчет мирных жителей, погибших во время войны, ведет ООН. По данным на 24 марта, в Украине погибли как минимум 1035 мирных жителей, еще 1650 человек получили ранения. В организации отмечают, что реальные цифры могут быть выше, так как в условиях войны сложно вести точные подсчеты. По данным Офиса генпрокурора Украины на 24 марта, за время войны погибли 128 детей, 172 получили ранения.
Беженцы
Уже в первый день войны Украину покинули тысячи человек. За месяц, по данным ООН, Украину покинули более 3,7 млн человек. Больше всего украинцев прибыло в Польшу — около 2,2 млн. По данным ЮНИСЕФ, ежедневно 75 тыс. украинских детей становятся беженцами.
Эксперты уже называют ситуацию самым масштабным кризисом беженцев в Европе со времен Второй мировой войны.
Украинских беженцев готовы принять во многих странах мира, там для них открывают специальные центры и вносят изменения в законы, чтобы облегчить им пребывание в стране. Так, 3 марта Евросоюз принял решение о временной защите граждан и жителей Украины, спасающихся от войны, начатой Россией. Согласно документу, беженцы из Украины смогут в течение трех лет жить, учиться и работать в странах Европейского Союза. Если боевые действия затянутся, срок продлят еще на два года. В Канаде инициировали создание программ для беженцев из Украины (для тех, кто собирается въехать в Канаду на время, и для тех, кто собирается остаться в стране).
Не осталась в стороне и Молдова. С первого дня войны республика принимает тысячи беженцев. Уже 24 февраля в стране организовали волонтерское движение, а вскоре на основе этого движения под эгидой правительства создали рабочую группу «Молдова за мир». К помощи беженцам подключились правительственные и неправительственные организации. По данным пограничной полиции, за этот месяц в Молдову прибыли 339,8 тыс. жителей Украины. Большая часть из них направилась дальше, в ЕС, в стране остались около 100,6 тыс. жителей Украины. 49 тыс. из них дети.
Переговоры
На пятый день войны, 28 февраля, состоялись первые переговоры между делегациями Украины и России. Первые три раунда переговоров прошли в Беларуси. Далее они продолжились в режиме онлайн.
Российскую делегацию возглавляет один из помощников президента Владимира Путина Владимир Мединский. В нее также вошли замглавы МИД России Андрей Руденко, посол России в Беларуси Борис Грызлов, глава международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий, заместитель министра обороны Александр Фомин. В украинскую делегацию входят министр обороны страны Алексей Резников, глава фракции «Слуга народа» в Верховной Раде Давид Арахамия и советник главы офиса президента Михаил Подоляк.
Требования России:
Отказ Украины от вступления в НАТО. Нейтральный статус Украины, одним из гарантов которого должна стать Россия.
«Денацификация». Запрет деятельности ультранационалистических, нацистских и неонацистских партий и общественных организаций.
«Демилитаризация Украины». Отказ от наступательных вооружений.
Признание Украиной Крыма российским.
Признание Украиной независимости «ДНР» и «ЛНР» в административных границах областей.
Требования Украины:
Немедленное прекращение огня. Перемирие. Возмещение ущерба за разрушенную инфраструктуру Украины.
Периодически стороны сообщают, что движутся к компромиссу. Но их информация по этому поводу нередко не совпадает. Например, 16 марта Мединский заявил, что киевская делегация предлагает создать в Украине австрийский или шведский вариант демилитаризованного государства, имеющего собственную армию. Подоляк, комментируя это, заявил, что модель демилитаризации страны «может быть только украинской». Пока единственным ощутимым результатом переговоров остается создание гуманитарных коридоров. Но и тут стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренностей.
При этом переговорщики согласны в том, что решающий этап переговоров должен пройти между Путиным и Зеленским. Оба президента уже выразили готовность встретиться. Но, как отметили в Кремле, проводить такую встречу пока рано: «Им пока нечего будет фиксировать, нет договоренностей».
Зеленский, говоря о возможных договоренностях по Крыму, Донбассу и гарантиям безопасности, сказал, что их необходимо будет утвердить на всенародном референдуме.
23 марта в МИД России заявили, что переговоры идут тяжело, так как Киев постоянно меняет свою позицию.
Реакция в мире
После вторжения России в Украину страны ЕС, США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония ввели санкции против России, российских предприятий, банков, бизнесменов и высокопоставленных чиновников, включая президента Путина. В течение месяца эти санкции расширяли и ужесточали. Так, у России арестовали $300 млрд — половину ее золотовалютных резервов, США запретили поставлять в Россию наличные доллары и евро, крупные российские банки фактически отрезали от мировой финансовой системы, авиакомпании лишились доступа к небу, самолетам и запчастям, США к тому же отказались покупать российские нефть и газ.
По оценкам главы МИД России Сергея Лаврова, к 18 марта против России применили более 5 тыс. индивидуальных санкций. Санкции, в том числе, коснулись директора «Первого канала» Константина Эрнста, миллиардера Романа Абрамовича, премьер-министра Михаила Мишустина и зампредседателя Совбеза России Дмитрия Медведева.
2 марта Генассамблея ООН приняла резолюцию с требованием вывести российские войска из Украины. Против голосовали только Россия, Беларусь, Сирия, КНДР и Эритрея. 24 марта Генассамблея ООН приняла еще одну резолюцию с требованием к России прекратить военные действия в Украине.
15 марта Парламентская ассамблея совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию об исключении России из Совета Европы. В документе говорится, что Россия представляет угрозу безопасности в Европе. Такой вывод, по мнению ПАСЕ, можно сделать с учетом «военной агрессии против Грузии в 2008 году и последующей оккупации двух ее регионов, незаконной аннексии Крыма, роли России в событиях на востоке Украины, кульминацией которых стало незаконное признание „независимыми государствами“ самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, а также военной агрессии против Молдовы и, соответственно, оккупации ее приднестровского региона».
16 марта Международный суд ООН вынес предварительное решение по иску Украины против России. В иске говорится, что Россия ложно обвинила Украину в геноциде населения Донецкой и Луганской областей, на основании чего Россия признала независимость этих областей, а затем начала «специальную военную операцию». Суд ООН постановил, что Россия должна немедленно остановить «военное насилие» в Украине, так как существует риск того, что, пока суд вынесет окончательное решение по делу, Украине и ее гражданам будет нанесен непоправимый ущерб.
Также 16 марта Сенат США единогласно принял резолюцию, в которой признал российского президента России Владимира Путина военным преступником.
Что изменилось в России с начала войны
После начала «военной операции» в Украине в российских городах прошли многочисленные антивоенные акции. Практически каждая акция сопровождалась задержаниями. По данным правозащитной организации «ОВД-инфо», с 24 февраля по 23 марта в России задержали 15089 человек за участие в антивоенных протестах.
С 24 февраля в России заблокировали два десятка СМИ, в том числе The Village, сайт телеканала «Дождь», «Медуза», «Радио Свобода», «Эхо Москвы», «Русская служба Би-би-си».
Госдума приняла закон о борьбе с «фейками», согласно которому за распространение заведомо ложной информации о действиях российских военных граждан могут привлечь к уголовной ответственности. Максимальное наказание за это — 15 лет лишения свободы. В тот же день многие СМИ сообщили, что вынуждены удалить материалы о войне, и решили прекратить писать на эту тему, чтобы не подвергать опасности сотрудников. The Bell, «Сноб», Baza. Би-би-си, Bloomberg и CNN временно приостановили работу в России.
Закон о военной цензуре коснулся даже глянцевых изданий. Международный издательский дом Condé Nast, который издает журналы Vogue, GQ, Glamour и Tatler, приостановил работу в России. Компания Hearst отозвала лицензию на издание журнала Esquier. Он продолжит работать в онлайн-режиме.
Отразилась военная цензура и на соцсетях. 21 марта компанию Meta, которая владеет соцсетями Facebook и Instagram, а также мессенджером WhatsApp, признали экстремистской по требованию Генпрокуратуры России. К тому времени и Facebook, и Instagram уже заблокировали по требованию Роскомнадзора.
Кроме того, международные корпорации и бренды стали массово отказываться от работы в России или приостанавливать свою деятельность там. По оценкам «Би-би-си», так поступили не менее 70 крупных компаний, в том числе четыре крупнейшие нефтесервисные компании: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford. От работы в России отказались также Netflix, Microsoft, Apple, Nike, IKEA, Starbucks, McDonald’s, Siemens, Merck.
Сколько это может продлиться
В России утверждают, что «спецоперация идет по плану», но точных сроков ее завершения не называют. Об этом, в частности, неоднократно заявлял Владимир Путин. Глава Росгвардии Виктор Золотов, в свою очередь, отметил, что «спецоперация идет не так быстро, как хотелось бы». Советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович 20 марта заявил, что война продлится еще не меньше месяца.