Правительство выделит из резервного фонда $243 тыс. на оплату услуг трех авокатских компаний, которые будут защищать интересы Молдовы в суде по иску офшорной компании Gater Assets Ltd, требующей выплатить $27,4 млн (более полумиллиарда леев) для погашения долга двадцатилетней давности перед «Газпромом» за импорт газа. В 2017 году эти компании уже получили от молдавских властей $170 тыс., передает moldpres.md.
Эти три адвокатские компании будут представлять Молдову по ожидающему рассмотрения делу в окружном суде Нью-Йорка в США.
Напомним, что в феврале прошлого года нью-йоркский суд постановил, что Молдова и предприятие с госкапиталом Moldovagaz должны выплатить $27,4 млн (более полумиллиарда леев) офшорной компании Gater Assets Ltd. Речь идет о долге перед «Газпромом» двадцатилетней давности. Как выяснил тогда RISE Moldova, возглавляет офшор бывший директор страховой компании «Согаз» — дочки «Газпрома», которая «унаследовала» право требовать от Молдовы эту сумму.
По информации RISE, Gater Assets Ltd подала судебный иск еще в 2000 году. По решению американского суда, ответчики должны выплатить истцу $27,4 млн, а если эти деньги не будут выплачены в срок, пеня за каждый месяц просрочки составит более $4 тыс. (за год — почти $50 тыс.). Из материала RISE неясно, какой срок суд определил для выплаты $27,4 млн.
Согласно документам, оказавшимся в распоряжении RISE Moldova, долг образовался из-за неуплаты за поставки в Молдову российского газа в конце 1990-х годов.
По данным «Панамского досье», у Gater Assets Limited сейчас единственный владелец — 43-летний россиянин Алексей Ольшанский, который в 1999-2003 годах работал в компании «Согаз». Сначала он возглавлял департамент инвестиций, затем был финансовым директором, а после произошедшего в 2002 году убийства гендиректора год исполнял обязанности руководителя компании.
Алексей Ольшанский и Gater Assets Limited уже не в первый раз выигрывают такие дела. Так, в 2007 году британский суд обязал украинскую компанию «Нафтогаз» выплатить офшорной фирме, которую представлял Ольшанский, $88 млн. Схема, по которой было вынесено решение, была такой же, как и в случае с Молдовой.