Законопроект об Антикоррупционном суде, вызвавший год назад много споров, в декабре могут принять в окончательном чтении. При этом текст проекта претерпел значительные изменения, включая отказ от создания специализированного суда. Проект поправок обсудили на общественных консультациях в парламентской юридической комиссии 27 ноября. NM рассказывает о ключевых изменениях законопроекта, инициированного в прошлом году президентом.
Создание Антикоррупционного суда инициировала президент Майя Санду весной прошлого года. Соответствующий законопроект, подготовленный администрацией президента, парламентское большинство приняло в первом чтении год назад. Оппозиция от голосования воздержалась. Проект вызвал споры и дискуссии, эксперты сомневались в целесообразности создания Антикоррупционного суда (подробно об этом мы писали здесь). После этого парламентская юридическая комиссия провела консультации с заинтересованными сторонами, получила рекомендации Венецианской комиссии и министерства юстиции и подготовила проект поправок, который и обсуждали на общественных консультациях 27 ноября.
Главное изменение касается концепции Антикоррупционного суда. Если первоначальный вариант законопроекта предусматривал создание отдельной судебной инстанции первого уровня, то обновленная версия предполагает создание специальной антикоррупционной коллегии в суде Буюкан, где уже рассматриваются дела о коррупции и связанных с нею преступлениях.
В суде Буюкан уже действует коллегия по делам о коррупции, которая занимается наиболее значимыми делами. Член Высшего совета магистратуры (ВСМ) Александру Постика отметил на консультациях, что опыт работы коллегии за прошедший год доказал ее эффективность. А временно исполняющая обязанности председателя Кишиневского суда Ливия Митрофан подчеркнула, что создание новой инстанции нецелесообразно.
«Но я бы хотела отметить кое-что по поводу компетенции. Коллегии должны будут рассматривать уголовные дела, направленные в суд Антикоррупционной прокуратурой, а также акты Национального органа по неподкупности, чем сейчас занимается Апелляционная палата. Однако с момента создания в феврале специальных коллегий по делам о коррупции нам передали всего 36 уголовных дел. Мне кажется, что создание новой коллегии займет минимум полгода, а к этому моменту дела, находящиеся сейчас на рассмотрении, подойдут к завершению. Получается, что новая коллегия будет заниматься только новыми делами от Антикоррупционной прокуратуры. В такой ситуации либо следует укрепить возможности этой прокуратуры (поскольку 36 дел за девять месяцев — это очень мало), либо надо пересмотреть компетенции Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PCCOCS)», — пояснила Митрофан.
Другие участники дискуссии, включая депутатов, отметили, что расширение списка уголовных дел, рассматриваемых антикоррупционными коллегиями, может привести к нежелательным последствиям. В этом контексте председатель юридической парламентской комиссии Вероника Рошка предложила оставить список таким, как он есть сейчас, но в будущем рассмотреть возможность его расширения. Депутаты опасаются, что слишком большое количество дел на одного судью не позволит приоритетно и оперативно проводить судебные заседания.
Предлагается также изменить критерии отбора членов коллегий. Если в первом чтении допускалось, что судьей Антикоррупционного суда может стать юрист, не входящий в судейский корпус, то новые поправки предполагают выбор кандидатов только из числа действующих судей. Постика отметил, что у ВСМ сейчас нет возможностей для проверки профессиональной этики и неподкупности судей, как это делают комиссии Vetting, поэтому в случае принятия законопроекта полномочия ВСМ надо будет расширить.
Отдельно участники консультаций обсудили повышение оплаты труда судей новых специализированных коллегий. По мнению Митрофан, судьи первой инстанции не захотят работать в этих коллегиях при текущем уровне зарплат, так как никто не хочет подвергать себя рискам и «каждый день читать о себе в различных Telegram-каналах». На это депутаты ответили, что судьям коллегий предоставят дополнительные гарантии, включая финансовые. Однако цель законопроекта — не увеличение зарплат, а ответ на запрос общества о справедливости, отметили депутаты.
В завершении консультаций Рошка сообщила, что до 3 декабря комиссия будет принимать предложения по улучшению законопроекта. Кроме того, комиссия проведет еще один раунд консультаций, после чего проект поправок зарегистрируют в парламенте, и в декабре законопроект об Антикоррупционном суде могут принять в окончательном чтении.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!