Голосование диаспоры на выборах президента Молдовы в последние недели стало главной темой предвыборной повестки. Оппозиция обвиняет власть в попытке сфальсифицировать выборы из-за решения ЦИК открыть больше избирательных участков в России. Социалисты считают, что так оппозиция в лице Майи Санду готовится проиграть президентские выборы. NM с экспертами разбирался, почему политики так рьяно спорят из-за голосования диаспоры, и как число избирательных участков за рубежом может повлиять на исход выборов.
Участки преткновения
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) 26 сентября приняла решение открыть за рубежом 139 избирательных участков для голосования на выборах президента Молдовы.
В Италии откроют 30 избирательных участков, в России — 17, в Румынии — 13, в США — 12, во Франции — восемь, в Великобритании — семь, в Германии — шесть, в Испании — пять, в Ирландии — четыре, в Польше — три, в Украине, Турции и Израиле — по два. Еще в некоторых странах откроют по одному участку.
Первоначально ЦИК отправил в МИДЕИ запрос об открытии за границей 202 участков (из них 45 — в Италии, 38 — в России, 18 — в США, 15 — в Румынии и т.д.). Но для этого нужно согласие стран, где предполагается открыть участки. В итоге в МИДЕИ сообщили, что получили согласие на открытие 139 участков. При этом их число может измениться в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Отметим, что на парламентских выборах в 2019 году в России было открыто 11 избирательных участков, а на предыдущих выборах президента в 2016 году — всего восемь.
Предложению увеличить число избирательных участков в России предшествовал скандал с предварительной регистрацией диаспоры для участия в президентских выборах. Журналисты TV8 выяснили, что в списках избирателей, зарегистрировавшихся для голосования в России, много людей, которые не знают, что их данные использовали для предварительной регистрации. Более того, в списках для голосования за границей регистрировались люди, которые уже несколько лет не покидали свой населенный пункт.
В Национальном инспекторате полиции заявили, что проверят списки граждан Молдовы, живущих в России, которые зарегистрировались для голосования на президентских выборах, а оппозиция в лице партии «Действие и солидарность» (PAS) обвинила власть в попытке сфальсифицировать выборы.
Члены и активисты PAS 23 сентября провели акцию протеста у здания ЦИК с требованием честных выборов. А спустя три дня пять молдавских политиков, намеренных баллотироваться на пост президента, выступили с открытым письмом к внешним партнерам. Они призвали не допустить фальсификации результатов выборов, которую, по их мнению, готовят президент Игорь Додон и Партия социалистов с помощью голосования диаспоры и жителей Приднестровья.
Письмо внешним партнерам подписали лидер PAS Майя Санду, председатель «Нашей партии» Ренато Усатый, лидер Либеральной партии Дорин Киртоакэ, председатель Партии национального единства Октавиан Цыку и кандидат в президенты от Либерально-демократической партии Тудор Делиу.
Фальсификация или дискриминация?
Собеседники NM в PAS отмечают, что у них вызывает вопросы решение резко увеличить число избирательных участков в России, особенно в контексте скандала с подписями. На замечание корреспондента NM о том, не является ли такой подход к избирателям в России дискриминационным, собеседник NM ответил, что никакой дискриминации нет.
«Вопрос только в количестве участков. Мы не против того, чтобы их было больше, но мы должны быть уверены, что выборы будут честными. Если на предыдущих выборах в Москве было два избирательных участка, то сейчас предлагают открыть восемь. Почему не четыре? Чем объясняется эта цифра?» — задался вопросом представитель оппозиции.
По его словам, опасения PAS связаны также с тем, что они не могут быть уверены в том, что на избирательных участках в России не будет фальсификаций.
«Если нам не позволят отправить туда своих наблюдателей, а на месте у нас просто никого нет, как мы потом сможем доверять результатам выборов? Может, там будут вбросы бюллетеней или другие нарушения, но мы не сможем об этом узнать», — поясняет собеседник NM.
В ПСРМ отвергают обвинения в фальсификации списков для предварительной регистрации избирателей в России. Глава фракции ПСРМ в парламенте Корнелиу Фуркулица в беседе с журналистами сказал, что в предварительной регистрации участвуют граждане «независимо от их политической принадлежности». Он предположил, что списки были собраны по гражданской инициативе и отметил, что сам этих списков не видел.
Собеседник NM в ПСРМ заявил, что не понимает, о какой возможной фальсификации говорит оппозиция. «Если речь о списках предварительной регистрации, то это просто вспомогательный инструмент, чтобы понять, где и сколько участков открывать. Но это не процедура, которая к чему-то обязывает», — сказал социалист.
«Наша скромная оппозиция всегда кричит о фальсификации выборов, но никогда не может объяснить, как эти выборы будут сфальсифицированы. Мало того, что глава ЦИК [Дорин Чимил] — человек, которого они предложили, так еще в каждое избирательное бюро выдвигают по одному представителю от партии. Мы в меньшинстве в избирательных бюро и комиссиях, так как же мы можем сфальсифицировать выборы?» — задался вопросом собеседник NM.
Он также отметил, что последнее слово по итогам выборов всегда говорит Конституционный суд, который возглавляет Домника Маноле, выдвинутая партией «Платформа Достоинство и правда».
«Они говорят о фальсификации, но, если кто и может сфальсифицировать, так это они сами. Процесс выборов будет под 100-процентным мониторингом национальных и международных наблюдателей. На сегодняшний день версию фальсификации педалирует Майя Санду и ее соратники, потому что знают, что проиграют эти выборы», — считает представитель ПСРМ.
Оценивая пропорциональность числа избирательных участков за рубежом числу молдавских граждан в диаспоре, он подчеркнул, что «больше всего наших граждан в России, а уже на втором месте Италия». «Я не говорю с потолка. Так показывают цифры и практика. Я не ясновидящий, но знаю, что скоро начнут говорить, что в Европе открыли слишком мало участков», — считает собеседник NM.
Золотые голоса
Глава Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан в беседе с NM напомнил, что в 2016 году на выборах президента Молдовы в диаспоре проголосовали 138 тысяч граждан.
«Это 9% избирателей. Разница между кандидатами во втором туре, напомню, была 4%, поэтому 9% голосов это очень много и важно», — отметил эксперт.
По его словам, число молдавских граждан за рубежом превышает 800 тысяч человек, а закон обязывает власти помогать голосованию граждан в диаспоре.
«С учетом Приднестровья у нас в избирательных списках 3 млн 200 тысяч избирателей, получается, что 800 тысяч за рубежом — это четверть общего числа избирателей», — сказал Боцан.
Он напомнил, что для открытия избирательных участков за границей существуют определенные критерии: данные предыдущих выборов, предварительная регистрация и число граждан Молдовы, живущих в той или иной стране.
«Если у всех этих критериев одинаковый вес, то легко посчитать число участков, которые нужно открыть. Но есть страны демократические, а есть с авторитарными режимами. Некоторые политические силы считают, что в авторитарных режимах возможно давление на избирателей или договоренность кандидатов с властями тех стран для того, чтобы повлиять на исход выборов», — предположил эксперт и отметил, что это проблема, которую «мы не можем решить».
Также, по его словам, есть проблема с так называемой кластеризацией, когда по результатам предварительной регистрации смотрят местонахождение людей и определяют оптимальное расположение избирательного участка, чтобы избирателям из нескольких населенных пунктов было удобно туда добираться.
«Мы не знаем, как реализовали этот механизм. Поэтому появляются домыслы. Есть еще один фактор — пандемия. Для Москвы и Питера этот критерий учитывается: в Москве вместо двух участков открыли семь, то есть приняли во внимание пандемию. А в Лондоне, Милане, Риме и других крупных городах, где наши граждане очень массивно голосовали, не видно, чтобы пандемию приняли во внимание, там все то же число участков», — сказал эксперт, подчеркнув, что все это только домыслы.
Политический комментатор, бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре считает понятным шум, поднятый оппозицией в связи с открытием большего числа избирательных участков в России.
«Речь идет о преимуществах, изначально созданных для одного из кандидатов. Выборы в условиях пандемии в любом случае неблагоприятны для проевропейского кандидата», — считает он.
Алексей Тулбуре объясняет, что вокруг этой темы так много разговоров в связи с тем, что в 2016 году на выборах президента мобилизация диаспоры на Западе была такой большой, что позволила фактически уравнять шансы левого и правого кандидатов. «Диаспора показала, что она серьезный фактор», — считает эксперт.
По его словам, на Западе из-за эпидемиологической ситуации могут возникнуть проблемы с голосованием, могут открыть меньше избирательных участков. При этом диаспора на Западе преимущественно голосует за Майю Санду.
«Сейчас мы видим попытку уравнять шансы. Проевропейские партии пытаются не дать явного преимущества Додону. На ситуацию влияет еще и то, что в России возможности для фальсификации выше, чем на Западе», — отметил Тулбуре.
Он добавил, что открытие избирательных участков для Приднестровья тоже воспринимается оппозицией как создание благоприятных условий для Игоря Додона. Правда, пока неясно, смогут ли приднестровцы проголосовать на правом берегу в условиях, когда Тирасполь решил продлить карантин и ограничения на выезд из региона.