Премьер-министр Словакии Роберт Фицо предъявил Украине ультиматум: если с 1 января 2025 года Киев прекратит транзит российского газа, то Украина не получит электричества из Европы в случае новых российских обстрелов. Остановки транзита опасаются также Австрия, Венгрия и Италия, которые все еще зависят от российского газа. Однако, в отличие от Молдовы, где прекращение транзита может привести к блэкауту, эти страны способны сравнительно быстро найти альтернативные источники.
Для Фицо, которого критики евроинтеграции часто приводят в пример руководству Молдовы, вопрос транзита связан не только с энергетикой. Его ультиматум продиктован также страхом, что Словакия потеряет значительные доходы от поставок российского газа в Европу — и именно эта перспектива вызывает у него наибольшую тревогу.
Энергетический шантаж
До возвращения Роберта Фицо на пост премьер-министра отношения между Братиславой и Киевом были партнерскими. В 2022 году словацкое правительство осудило агрессию России и начало поставлять вооружение Украине, вплоть до передачи ракет для системы противовоздушной обороны (ПВО) С-300. Словакия также предоставила свою территорию для транзита военной и гуманитарной помощи из других стран ЕС.
Кроме того, Братислава стала главным поставщиком недостающих энергомощностей Украине, после того как Россия начала наносить массированные ракетные удары по ее энергетической инфраструктуре. К моменту полномасштабного вторжения в 2022 году Украина была подключена к единой европейской энергетической системе (ENTSO-E), что позволило оперативно компенсировать потери.
Поддержка Украины словацкими властями, казалось, находила отклик в обществе. Соцопросы показывали, что более 50% словаков осуждают Россию за развязывание войны. Однако победа на парламентских выборах в Словакии в сентябре 2023 года партии популиста Роберта Фицо, выступавшего, в том числе, за сокращение помощи Украине, продемонстрировала изменения в общественных настроениях.
Возглавив правительство, Фицо не прекратил, но значительно сократил объемы военной помощи Украине. Он также начал критиковать ЕС и США за, по его мнению, чрезмерные военные расходы, заявляя, что усилия должны быть направлены на то, чтобы усадить Москву и Киев за стол переговоров. Практически сразу он стал лоббировать вопрос о сохранении поставок российского газа через Украину.
Интерес Фицо в сохранении этого маршрута объясняется тем, что почти весь газ для внутренних нужд Словакия получает из России. Кроме того, страна остается ключевым транзитным узлом для поставок российского газа в ЕС после Украины. Даже сейчас, когда российский газ покупают лишь Австрия, Венгрия, частично Италия и Чехия, транзит приносит Словакии до €500 млн в год — около 3% государственного бюджета. Для небольшой страны ЕС с населением всего 5,5 млн человек это значительный доход, от которого власти не готовы отказаться.
Когда стало понятно, что Украина стоит на своем и не намерена продлевать транзит, Фицо отправился на переговоры в Киев, а затем прибыл с необъявленным визитом в Москву, которую после 24 февраля 2022 года не посещал ни один европейский лидер, кроме премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Состоявшуюся встречу с Владимиром Путиным Фицо назвал «ответом» бескомпромиссному Зеленскому.
Впрочем, трудно назвать эти переговоры плодотворными. Кремль заявил, что не возражает против поставок газа через Украину, но заинтересованным странам придется договориться с Киевом самостоятельно. Понимая, что дипломатия не принесла результатов, Фицо перешел к угрозам. Он заявил, что в случае остановки транзита российского газа он прекратит поставки электроэнергии в Украину.
Реакция Киева последовала почти сразу. Украинские власти расценили слова словацкого премьера как шантаж, а Зеленский предположил, что Путин «поручил» Фицо «открыть второй энергетический фронт против Украины». При этом украинский президент сообщил, что во время встречи с Фицо предложил компенсировать убытки от транзита, оцениваемые в 500 млн евро, за счет замороженных российских активов.
Реверс имени Фицо
В Киеве изначально понимали, что с возвращением Фицо во власть отношения между странами ухудшатся. Ранее он уже дважды возглавлял словацкое правительство, и украинцам всегда было сложно выстраивать с ним диалог. Тогда причиной разногласий тоже были газовые вопросы.
Первый конфликт разгорелся в 2009 году, когда Россия накануне Нового года отключила поставки газа Украине, ссылаясь на неуплату долгов. Кроме того, был перекрыт украинский транзит в Европу. Больше всего это ударило по Молдове, Словакии и Болгарии, которые почти две недели оставались без тепла и света. Фицо был в ярости. Тогда он также отправился на переговоры в Киев, а затем в Москву. Позиция Кремля показалась ему более убедительной, и он публично обвинил Украину в препятствовании возобновлению поставок газа. Это привело к резкому ухудшению отношений между двумя странами.
Второй кризис разразился в 2014 году после оккупации Крыма Россией и начала войны на Донбассе. К тому времени Украина значительно сократила свою зависимость от российского газа, но полностью отказаться от него не могла из-за отсутствия надежных альтернатив. Тогда «Газпром» первым прекратил поставки газа Украине, снова ссылаясь на долги. Кризис снова пришелся на премьерство Фицо, который во второй раз возглавил словацкое правительство. Однако на этот раз конфликта удалось избежать.
Словацкий премьер предложил реверсные поставки газа в Украину — газ из России сначала идет в страны ЕС, а оттуда перенаправляется в Украину под видом европейского. Это позволило преодолеть кризис, и Россия возобновила транзит газа в Европу.
Однако и после этого отношения Киева и Братиславы не нормализовались окончательно. Это было связано с тем, что Фицо не присоединился к антироссийским санкциям и нейтрально высказался по поводу оккупации Крыма и войны на Донбассе. При этом, как тогда, так и сейчас, он не хотел разрывать энергетическое сотрудничество с Москвой и терять деньги от транзита.
Война и газ
Вообще тот факт, что Украина продолжала поставлять газпромовское топливо в Европу, несмотря на российскую агрессию и ракетные удары по энергетике, может показаться странным. Однако Киев придерживался обязательств по договору о транзите, заключенному с «Газпромом» в 2019 году. Отказ от поставок был чреват судебными разбирательствами с «Газпромом» и финансовыми взысканиями. К тому же внезапная остановка поставок могла привести к энергетическому кризису в странах, зависимых от российского газа. В то же время Украина заранее предупредила, что не будет продлевать контракт, истекающий в 2024 году, и призвала эти страны готовиться к прекращению транзита.
Нельзя сказать, что решение Киева стало полной неожиданностью для ЕС. Газовые споры между Россией и Украиной продолжаются с 2006 года, и с тех пор Европа активно ищет альтернативные источники газа. В то же время Россия, заинтересованная в сохранении европейского рынка, начала строить трубопроводы в обход Украины. Так, в 2011 году был введен «Северный поток», соединяющий Россию и Германию через Балтийское море. В 2017 году заработал «Турецкий поток», проходящий по дну Черного моря и связывающий Россию с Турцией. Кроме того, в конце 1990-х годов был построен Трансбалканский трубопровод, по которому газ поступал через Балканы и Турцию в Италию, Испанию, Грецию, Португалию, Сербию и другие страны.
Однако даже после введения в эксплуатацию новых трубопроводов украинский транзит продолжал действовать. Газ по нему обходился дешевле, поэтому ни Европа, ни Россия, ни сама Украина не спешили от него отказываться.
Ситуация кардинально изменилась после начала большой войны в Украине. Страны ЕС резко сократили закупки российского газа, а многие вообще отказались от него. Объемы прокачки газа по всем трубопроводам снизились. При этом те страны, которые продолжают покупать российский газ, получают его в основном через Украину. На данный момент основные его покупатели – это Австрия, Словакия, Венгрия и Италия. В случае прекращения транзита они смогут переключиться на альтернативные маршруты, хотя это потребует времени и усилий.
Так, Венгрия еще до войны начала закупать основные объемы российского газа через «Турецкий поток», а украинский транзит стал запасным. Австрия также имеет доступ к альтернативным трубопроводам, которые проходят по ее территории, и остановка украинского транзита, вероятно, скажется только на возможном увеличении тарифов. У Италии тоже есть альтернативы: она получает газ по трубопроводам из Алжира и из Азербайджана.
Пожалуй, самая сложная ситуация среди стран ЕС может возникнуть у Словакии, которая почти полностью зависит от украинского транзита. Теоретически страна может закупать газ реверсом из Австрии, но на практике это крайне сложно организовать. Поэтому ситуация с возможной остановкой украинского транзита вызывает такое недовольство у Фицо.
«Фицо можно упрекать в чем угодно, пенять ему за коррумпированность Москвой и непонятные траты денег, получаемых за транзит. Но следует признать, что остановка российского газа станет тяжелым ударом для экономики и энергетики Словакии. Отсюда его попытки сохранить транзит кажутся вполне логичными», — отметил в беседе с NM специалист по Центральной и Восточной Европе в Берлинском центре Карнеги Максим Саморуков.
Он полагает, что Фицо до последнего рассчитывал сохранить маршрут через Украину. «Тем более украинские власти давали понять, что готовы рассмотреть возможность транзита, если по нему будет транспортироваться нероссийский газ, и деньги от продажи в итоге тоже получит не «Газпром». Вероятно, Фицо надеялся сохранить транзит, поставляя по нему газ, который можно было бы представить как азербайджанский. Но в силу того, что все стороны на взводе, компромиссы стали невозможными», — считает Саморуков.
Он призвал не преувеличивать значение слов и действий Фицо. «Фицо, конечно, опытный политик, но его нынешний срок начался всего полтора года назад, и говорить о нем, как о втором Орбане, преждевременно. В целом Фицо пока не создает серьезных проблем ни внутри ЕС, ни для Украины. Он просто хочет сохранить транзит, от которого Словакия действительно сильно зависит. Австрия, Италия и Молдова тоже не против сохранения транзита, но их активность менее заметна», — полагает эксперт.
Без оглядки на Россию
Еще один вопрос, связанный с остановкой транзита — как Киев будет обеспечивать собственные потребности в газе. Прекращение транзита также означает остановку реверсных поставок газа из Европы в Украину.
«Словакия и Венгрия — ключевые страны, которые обеспечивали основные реверсные поставки газа в Украину. Это было выгодно всем сторонам, и, казалось, даже в большей степени Украине, чем, например, Венгрии. В 2024 году только около 1 млрд кубометров газа поступило в Венгрию через Украину, а около 3,5 млрд кубометров — с юга, через Сербию по газопроводу «Турецкий поток»», — пояснил NM директор венгерского экономического фонда исследований Oeconomus Антон Бендаржевский.
Впрочем, специалист по энергетике Берлинского центра Карнеги Сергей Вакуленко полагает, что Украина вполне может обеспечить себя газом сама. «В условиях войны Украина стала потреблять значительно меньше газа, и сейчас ей почти хватает того, что она добывает из собственных месторождений. В основном это Шебелинское месторождение в Харьковской области», — объяснил он.
Однако, отметил эксперт, некоторые районы Украины не связаны трубами с этим месторождением, а получают газ из транзитных трубопроводов. «Транспортировку от украинских месторождений к украинским же потребителям можно назвать виртуальным процессом: в некоторые районы на юге страны поступает российский газ, а украинский — в словацкую газотранспортную систему. Остановка транзита потребует организации физической транспортировки топлива, перестройки системы трубопроводов и увеличения затрат на перекачку. Затраты существенно возрастут», — пояснил Вакуленко.
Так или иначе, остановка украинского транзита станет новой реальностью для стран, которые продолжают зависеть от российских поставок газа. То, как они справятся, станет показателем успеха стратегии ЕС и, в частности, Молдовы по диверсификации энергоресурсов. К тому же это станет проверкой готовности к самостоятельному развитию без оглядки на Россию.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!