«Прокуратура безвозвратно отрывается от прошлого». Стояногло рассказал прокурорам, как они теперь должны работать
10 мин.

«Прокуратура безвозвратно отрывается от прошлого». Стояногло рассказал прокурорам, как они теперь должны работать

На общем собрании прокуроров, которое прошло 28 февраля, генпрокурор Александр Стояногло предложил своим коллегам «окончательно и безвозвратно оторваться от прошлого», и объяснил, что это значит. О том, как прошло собрание, почему прокуратура деградировала, почему борьба с коррупцией «всем надоела», и как теперь должны работать прокуроры,  — в репортаже NM.

С самого утра к зданию Генпрокуратуры стали подъезжать автомобили: от джипов, на которых приезжали кишиневские прокуроры, до междугородних микроавтобусов, на которых приезжали прокуроры из районов. Всего на общее собрание прокуроров приехали 508 человек. Они радостно приветствовали друг друга, обменивались новостями, и занимали места в зале.

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Гимны и «сигналы тревоги»

Председателем собрания выбрали главу Высшего совета прокуроров Анжелу Мотузок, а секретарем Диану Лупашку. Прокуроры поддержали их кандидатуры практически единогласно. Собрание открыли гимном Молдовы и гимном прокуроров. Пока большинство прокуроров стояли, слушая гимны, сидевшие на задних рядах пытались открыть окно.

Открывая собрание, Анжела Мотузок коротко рассказала о работе Высшего совета прокуроров, отметив, что весь год совет находился «под лупой общественного наблюдения». Мотузок отметила, что недостойное поведение некоторых прокуроров негативно сказывается на имидже всей прокуратуры: «Уважаемые коллеги прокуроры, каждый из этих случаев — это сигнал тревоги. Мы должны их внимательно анализировать, помня, что наш идеал — это верховенство закона». Мотузок также отметила, что в 2019 году Высший совет прокуроров получил 270 петиций с требование проверить работу прокуроров и провел 170 дисциплинарных проверок .

Angela Motuzoc la adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

«Я увидел другую прокуратуру — оторванную от реальности»

Собрание прошло не так, как предыдущие. На нем было меньше статистики и больше критики о работе прокуратуры и предложений, как ее улучшить. И если генпрокурор Александр Стояногло высказался об общем положении дел, то его заместители сконцентрировались на более конкретных вещах.

Stoianoglo la adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Александр Стояногло, взяв слово, обратился прокурорам как к коллегам. Он отметил, что «выбрал такую форму обращения», потому что тоже был «обычным прокурором». «Я вернулся в систему через 12 лет и, к большому сожалению, увидел другую прокуратуру — как будто оторванную от реальности. Прокуратуру, в которой права человека перестали быть ценностью, прокуратуру, в которой культ страха и силы довели до положения «нормальности», прокуратуру, которая устраивала ежедневные шоу незаконных массовых арестов, в которой уголовные дела открывали по заказу, и всех прослушивали», — сказал Стояногло.

Он отметил, что и та прокуратура, в которой он работал 12 лет назад, не была идеальной, но тогда руководство прокуратуры несло ответственность за каждый случай незаконного ареста, задержания или обыска. Стояногло рассказал, что, хотя некоторые принципы работы той прокуратуры и утратили свою актуальность, сейчас «никто не давал прокурорам право нарушать элементарные права человека и видеть в каждом гражданине бандита».

Затем Стояногло сказал, что не станет подводить итоги работы прокуратуры за 2019 год, потому-что он возглавил ее только в конце года. Вместо этого, сказал генпрокурор, он поделится с прокурорами выводами по результатам  проверок в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и на основе этого объяснит, «как не надо работать».

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Как прокуроры разрушали бизнес

По словам генпрокурора, проверки, в частности выяснили, «как прокуроры разрушали бизнес». В пример Стояногло привел монополизацию рынка экспорта орехов. Стояногло рассказал, что государство много лет вкладывало деньги в то, чтобы вырастить ореховые посадки. По словам Стояногло, сотни людей собирали орехи и отправляли их на экспорт. Но прокуроры вмешались в этот бизнес, открыв против экспортеров десятки уголовных дел. Стояногло отметил, что специализированные прокуратуры приписывали задержанным совершение разных уголовных преступлений, которые на самом деле можно было квалифицировать как административные. В результате этого на рынке установилась монополия. По словам Стояногло, аналогичная ситуация произошла на рынке экспорта слив, яблок и меда.

Как граждан незаконно держали под арестом

По словам Стояногло, прокуроры незаконно следили за сотнями граждан. Он подчеркнул, что даже после двух месяцев проверок в специализированных прокуратурах не удалось выявить точное количество незаконно задержанных людей. «Прокуратуру использовали, как биту и инструмент против неудобных людей», — подчеркнул генпрокурор.

Stoianoglo la adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Незаконные действия прокуроров, отметил он, привели к тому, что на это обратили внимания в Совете Европы. Генпрокурор рассказал, что, хотя проверка «политических дел» только началась, «уже можно сказать, что в них допустили грубые нарушения». Стояногло возмутился тем, что людей, которых год держали под арестом в тюрьме № 13 (по закону людей нельзя держать больше года под предварительным арестом), выпускали и буквально в тот же день задерживали по новым обвинениям. В пример он привел бизнесменов Валерия Куку и Валентина Ешану. Также Стояногло напомнил случай Давида Давитяна, которого задержали по подозрению в убийстве. По словам Стояногло, прокуроры не нашли доказательств вины Давитяна, и поэтому возобновили против него расследования 12-летней и 4-летней давности. При этом срок привлечения к ответственности по одному из этих дел истек.

«Другой случай: [бывшая сотрудница Moldindconbank] Ольга Пунга, молодая женщина, которая три года находится в заключении. Ее приговорили в 8,5 годам тюрьмы,из-за того, что преступление неправильно квалифицировали», — рассказал Стояногло. Он подчеркнул, что эти дела показывают, насколько положение дел в прокуратуре «деградировало», и пообещал, что в ней «больше не будет заказных дел».

«Борьба с коррупцией уже всем надоела»

Стояногло подчеркнул, что его не столько интересует статистика, сколько то, чтобы «действия прокуратуры были адекватными и законными, без искусственной криминализации общества». Он также отметил, что прокуроры «должны перестать видеть в каждом человеке преступника».

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Также генпрокурор подчеркнул, что в прокуратуре не должно быть «интриг и группировок». «К моему большому сожалению, эта проблема существует, и я физически чувствую ее каждый день. В декабре все важные решения прокуратуры, и даже неважные, попадали [через неофициальные каналы] в прессу, конечно, с интерпретациями», — сказал он.

Стояногло также отметил, что «борьба с коррупцией уже всем надоела», поэтому он выскажется об этом коротко: «1. Прокуратура  — не место, где можно заниматься бизнесом 2. За стилем жизни всех прокуроров будут следить 3. Ответственность за коррупцию в прокуратуре лежит на руководителях прокуратур».

Отдельно Стояногло выделил проблему соблюдения прокурорами норм этики: «Где бы вы ни были, и что бы ни делали, прошу не забывайте, что вы прокуроры». Также Стояногло подчеркнул, что прокуроры не должны вмешиваться в работу политиков, а политики не должны вмешиваться в работу прокуроров: «Не ищите политической поддержки, в органах прокуратуры больше не будет политических назначений». Также он отметил, что диалог с политиками должно вести только руководство прокуратуры и только по вопросам, которые касаются законного функционирования учреждения.

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

В завершении выступления Стояногло предложил прокурорам три принципа работы: не вмешиваться в политические процессы, соблюдать закон и вести уголовные дела только с соблюдением закона. Также Стояногло подчеркнул, что «прокуратура окончательно и безвозвратно отрывается от прошлого».

«Кажется, что прокурор рассказывает сказку»

После генпрокурора выступил его заместитель Руслан Попов. Он представил кратко статистические данные о  криминогенной ситуации в стране, отметив, что, кроме прокуроров, этим должны заниматься и местные власти. В стране каждую неделю происходят убийства, изнасилования, действия развратного характера в отношении детей, сказал Попов, подчеркнув, что большинство таких преступлений происходит на почве алкогольного опьянения. Предотвращение таких преступлений, отметил Попов, — это ответственность не только полиции, но и местных властей.

Также Попов рассказал, что прокуроры не должны заводить уголовные дела по факту административных правонарушений. «Нет объяснений, почему прокуратура заводит дело о мошенничестве на человека, который пытается вернуть в магазин бытовую технику и требует за это деньги. Прокурор расследует его три года, а потом героически закрывает», — возмутился Попов.

Другая проблема, по словам Попова, заключается в том, что прокуроры некорректно предъявляют обвинение. «Когда читаешь их [обвинительные заключения], кажется, что один прокурор рассказывает сказку, а другой — забывает об объективной стороне обвинения. Я видел обвинение, где прокурор забыл указать преступление, а человеку вынесли обвинительный приговор», — рассказал Попов. Он попросил прокуроров, чтобы они внимательно читали Уголовно-процессуальный кодекс и выполняли все его требования перед тем, как выдвинуть обвинение.

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Также Попов рассказал, что недавно генпрокурору поступила жалоба от бывшего замглавы одной из специализированных прокуратур, который теперь стал адвокатом. Уже как адвокат он пожаловался на своих бывших коллег, на то, что они нарушают закон. Попов подчеркнул, что этот человек, будучи прокурором, сам пренебрегал подобными жалобами адвокатов. «Ничего не вечно, сегодня мы прокуроры, а завтра можем стать адвокатами, юрисконсультами, бизнесменами и преподавателями.», — сказал Попов, призвав прокуроров думать, что они делают и как это обернется, если они окажутся «по другую сторону баррикад».

Пока Попов говорил, у него раз пять переставал работать микрофон. Во время одной из пауз Мотузок попыталась перевести все в шутку, отметив, что перебои со звуком взбодрят прокуроров, чтобы «они не засыпали».

«Братцы, это же невозможно»

Взявший слово замгенпрокурора Мирча Рошиору продолжил шутку: «Надеюсь, мое магнитное поле не будет работать так, как у господина Попова». Перейдя на серьезный лад, Рошиору сказал, что курирует судебную часть работы прокуратуры. Он отметил, что зачастую прокурорам кажется, что с расследованием все в порядке, но, когда дело попадает в суд, оно принимает неожиданный оборот. Прокуроры, по словам Рошиору, прибегают «к процессуальной акробатике» лишь бы подсудимого не оправдали. Он несколько раз подчеркнул, что прокуроры не должны бояться оправдательных приговоров, но это не касается тех случаев, когда прокурор не приложил достаточных усилий, чтобы доказать вину подсудимого в суде.

Рошиору также возмутился тем, что рассмотрение многих дел в суде затягивается. Он отметил, что прокуроры должны внимательнее относиться к делам, которые больше года рассматривает суд. Рошиору привел в пример дело «о сомнительных тендерах в медицине», которое больше четырех лет находится на этапе предварительных слушаний: «Братцы, это же невозможно, чтобы столько времени продолжались предварительные слушания».

adunarea procurorilor

Максим Андреев, NewsMaker

Затем выступил замгенпрокурора Юрий Перевозник. «Уважаемые прокуроры, я понимаю, что вы уже устали, но надеюсь, что кондиционеры, которые работают на полной мощности, изменят ситуацию», — начал он с отступления. Затем Перевозник рассказал о важности расследования преступлений против окружающей среды. Отметил, что важно, чтобы с детьми, которые стали жертвами сексуальных преступлений, работали прокуроры, которые создадут для ребенка «дружественную обстановку». Подчеркнул, что прокуроры должны особенно тщательно расследовать случаи суицидов среди детей и попыток суицидов. В конце выступления он отметил, что в следующем году прокуроры должны «реабилитировать свое доброе имя».

«Да пошли уже домой»

Затем слово снова взял Стояногло. Он рассказал о приоритетах работы в следующем году. Среди прочего, генпрокурор отметил, что в следующем году надо будет разработать план работы прокуратуры на 2021-2025 год, снизить количество дел, расследование которых затягивается, и прекратить нарушение прав человека. В конце Стояногло спросил у собравшихся, есть ли у них предложения, но зал встретил его слова молчанием.

Стояногло наполнил прокурорам, что скоро им нужно будет заполнять декларации о доходах за 2019 год. «Пожалуйста, не допускайте … нет, не ошибки…», — начал Стояногло. Пока он пытался подобрать нужное слово, в первых рядах раздался смех. «Назовем их неточными данными», — предложила Мотузок. «Особенно это касается машин. Когда люди видят, что у прокурора в декларации авто за 1 тыс. леев или за 5 тыс. — это несерьезно», — сказал Стояногло.

После этого нескольким десяткам прокуроров вручили награды.

medalie pentru procuror

Максим Андреев, NewsMaker

Стояногло сказал, что надеется, что это последние общее собрание прокуроров, которое прошло в таком режиме: «В будущем, думаю, у нас будет и достоинство, и шансы изменить положение дел в прокуратуре и в обществе к лучшему». Его слова зал встретил бурными аплодисментами.

Когда слово взял один из прокуроров, и хотел сообщить о следующем заседании Ассоциации прокуроров, у него выключился микрофон. Пока он пытался его включить, кто-то с задних рядов выкрикнул: «Да пошли уже домой». И прокуроры стали расходиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: