Максим Андреев, NewsMaker

Протестная этика. Евгений Шоларь о феномене Майи Санду

 

По итогам первого тура президентских выборов в соцсетях часто можно встретить вопрос: кто голосует за Майю Санду? Кто ее избиратели и откуда они взялись?

Порой складывается впечатление, что даже в команде самой Санду не до конца понимают, кто их избиратели. По крайней мере, месседж, кандидата и ее окружения, выглядит противоречиво.

С одной стороны, сама Санду и лидер Платформы DA Андрей Нэстасе делают упор на борьбу с коррупцией и олигархическим режимом Плахотнюка, на освобождение захваченного государства. Майя Санду обещает стать «президентом для всех граждан» — независимо от языка, на котором они говорят, политических взглядов и даже внешнеполитических предпочтений.

С другой стороны, выступающие в ее поддержку лидер ЛДПМ Виорел Чиботару и глава фракции Народно-европейской партии в Мунсовете Кишинева Оазу Нантой продвигают жесткий геополитический месседж — о «гибридной угрозе», Донбассе и «кандидате Москвы».

Избирателей Майи Санду можно условно разделить на две части. Первая и пока большая часть — геополитический электорат. Это традиционный правый сегмент избирателей, разочаровавшийся в прежних кумирах, стремительно ушедших в политическое небытие — Владимире Филате (ЛДПМ), Юрие Лянкэ (НЕПМ), Михае Гимпу с Дорином Киртоакэ (ЛП).

Именно на них ориентирован довольно примитивный мобилизационный геополитический месседж, продвигаемый известными и понятными им спикерами вроде Нантоя и Чиботару.

Но если бы этим все исчерпывалось, Санду никогда бы не вышла за пределы 30-процентного электорального бассейна, в котором на протяжении последних лет барахтались правые. И стала бы просто преемником старых политиков, переняв вместе с их электоратом и их пороки: семейственную клановость, продажность, популизм и политическое бескультурье.

Но Санду удалось привлечь и другую часть общества. Далеко не всю, но многих. Это этический избиратель.

Это те, для кого вся эта политика не имеет никакого смысла в отрыве от культуры и этики. У кого вызывают внутреннее неприятие попытки политиков играть на самых низких и примитивных общественных эмоциях, фобиях, предрассудках и невежестве.

Кого тошнит от политических хейтеров и языка ненависти. От сальных шуток и пошлости. Когда в политике разыгрывается гендерная или ЛГБТ-карта. Когда спекулируют на семейных и «традиционных» ценностях, а попы с кадилом начинают заниматься политической агитацией.

Это те, кто считает подобные приемы личным оскорблением в свой адрес — как избирателя, как гражданина, как человека. Кому просто надоело, что его держат за идиота, и испытывать стыд за тех неглупых людей, которым по политическим соображениям приходится публично притворяться идиотами.

Это либо не политизированные избиратели, либо те, кто давно разуверились во всех политиках, и в том, что что-то можно изменить. Они не ходили на выборы или выбирали меньшее из зол, полагаясь на интуицию, этику, критическое мышление.

Среди них — и это важно — в равной степени и румыноязычные, и русскоязычные. Есть и западники, и те, кому исторически и культурно близка Россия. И левые, и правые. Когда есть социальная, политическая и общая культура, в какой-то момент именно она становится общим языком, а лингвистические и геополитические вопросы отходят на второй план. И более того становятся досадной помехой.

Поэтому, когда экс-советник Михая Гимпу Дан Дунгачиу советует Санду включить на полную катушку геополитический месседж, то прежде чем прислушиваться к этому, сперва стоило бы взглянуть на рейтинг Гимпу, которого тот консультировал.

И когда другие эксперты в том же геополитическом русле рассуждают о шансах избрать «проевропейского» президента, то стоит опять же задуматься. Возможно, Молдове сейчас нужен не «проевропейский», не «пророссийский» и даже не «промолдавский» президент, а «прочеловеческий». Для откатившегося в феодализм, утратившего смыслы и расколотого по многим линиям общества это куда важнее, чем дешевая демагогия про «вашингтонский обком» или «руку Москвы».

Да, с политтехнологической точки зрения для победы Санду кажется важным мобилизовать правый электорат. Для этого его надо хорошенько запугать «российской угрозой», «приднестровизацией», «кровавым Донбассом». Чем и занимаются Чиботару с Нантоем. То есть используют те же примитивные технологии и играют на тех же низких эмоциях и фобиях, что и их оппоненты.

Репутации Чиботару и Нантоя уже вряд ли что-то повредит: политического будущего у них нет и терять им, в общем, нечего. Майе Санду, в отличие от них, есть что терять. Надежды проще убить, чем оправдать. Соглашаясь на использование в своей кампании грязных методов, пусть и чужими руками и голосами, не выйдет не запачкаться.

В Facebook можно выбрать аудиторию, которая увидит конкретное сообщение. Когда ты выступаешь на пресс-конференции или по телевизору, это видят все. Не выйдет одних пугать «русской угрозой», а другим говорить об отходе от геополитики и президенте для всех. Кто-то точно останется обманутым, а, скорее всего, все. И разочарование придет очень быстро. Так уже случалось не раз.

Говоря о необходимости построения принципиально новых отношений между государством и гражданином, надо, в первую очередь, самому быть открытым для всех граждан. Обращаться ко всем жителям Молдовы на понятном им языке, никого не отчуждая, не игнорируя, не отодвигая на обочину.

Говоря о намерении качественно изменить власть и привести туда новых людей, мыслящих по-новому, с иными «принципами и ценностями», надо начать с себя. Если избирателей пока мало, а другие ведутся на примитив — их надо воспитывать, вести за собой и поднимать до своего уровня, а не опускаться вниз, потворствуя слабостям и невежеству и уподобляясь тем, кого критикуешь.

Говорят, лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Иногда лучше проиграть выборы, но сохранить себя и надежду на будущее, чем выиграть любой ценой. Для меня, например, Андрей Нэстасе, который до выборов полтора года месил грязь на протестах, подвергаясь шквалу атак со стороны медиахолдинга Плахотнюка, а потом нашел в себе силы и ответственность уступить и передать весь накопленный политический капитал в пользу Санду, — выигравший, а не проигравший.

Поэтому, завершая этот текст и предвидя обвинения в каком-то предвыборном умысле, хочу сказать, что он не про выборы. Было бы наивным думать, что статьей, которую до этого места дочитают в лучшем случае несколько тысяч человек, можно как-то повлиять на итоги голосования (куда эффективнее, например, запустить вирусный фейк про «30 тысяч мигрантов»).

И он даже не про Майю Санду. Мне многое не нравится в ее кампании. Я не знаю, как она распорядится своим политическим ресурсом, какую линию выберет и станет ли президентом. И понятия не имею, как поведет себя дальше в том или ином случае. Мне было бы интересно на это посмотреть. Но, повторюсь, текст не про нее. Он про нас всех. И про наш внутренний выбор, который важнее любой политики.

 

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

В Молдове еще двух экс-судей признали виновными по делу о «Ландромате»: Они избежали наказания

Двух бывших судей из Молдовы признали виновными по делу «Ландромат». Суд установил, что они сознательно выносили решения, противоречащие закону. Об этом 17 декабря сообщила Антикоррупционная прокуратура. При этом виновные избежали наказания из-за истечения срока давности преступления.

В Антикоррупционной прокуратуре сообщили, что решения вступят в силу сразу после их принятия, однако их можно обжаловать в Верховной судебной палате.

По информации ведомства, 16 декабря уголовная коллегия Апелляционной палаты Центр признала виновным одного из бывших судей по делу «Ландромат». Ранее, 30 апреля 2024 года, суд сектора Буюканы его оправдал.

Во втором случае Апелляционная палата отклонила апелляцию обвиняемого и оставила в силе обвинительный приговор, который суд сектора Чеканы вынес еще 26 февраля 2021 года.

«Суд установил вину обоих судей в вынесении заведомо незаконных решений, однако освободил их от наказания в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности», — заявили в Антикоррупционной прокуратуре.

В ведомстве сообщили, что Антикоррупционная прокуратура сама выявила нарушения по делу «Ландромат» и сообщила об этом. После этого в сентябре 2016 года по инициативе генерального прокурора возбудили уголовные дела.

Подробности дела

Первый судья.
В декабре 2011 года, работая в суде Унген, он рассмотрел заявление компании из Новой Зеландии. Компания потребовала взыскать $300 млн с нескольких должников и выдать судебный приказ. По данным прокуратуры, заявление основывалось на непроверенных, неполных и официально не подтвержденных документах, поэтому суд должен был отказать. Несмотря на это, судья удовлетворил запрос.

В результате на счета судебных исполнителей перевели более $600 млн. Эти деньги затем использовали в международной схеме отмывания средств, сообщили в Антикоррупционной прокуратуре.

Второй судья.
Как отметили в прокуратуре, в августе 2011 года в суд Комрата поступило заявление от компании из Великобритании с требованием взыскать $300 млн. Судья, который тогда занимал и должность вице-председателя суда, сам распределил себе это дело — за день до автоматического распределения через электронную систему.

Позже он удовлетворил заявление и вынес судебный приказ, хотя в деле находились только официально не подтвержденные копии документов — без подписей, печатей, официальных переводов и банковских реквизитов. В этих условиях судья должен был отказать в выдаче приказа, подчеркнули в Антикоррупционной прокуратуре.

По данным ведомства, «этими действиями судьи серьезно подорвали авторитет и доверие к судебной системе, нанеся ущерб имиджу Молдовы как внутри страны, так и за ее пределами».

***

«Ландромат» считают одной из крупнейших схем отмывания денег через молдавские банки. По этой схеме с 2010 по 2013 год отмыли как минимум $22 млрд, выведенных из России.

В 2016 году в Молдове возбудили уголовные дела против 15 судей, которые принимали решения по делу «Ландромат». Виктор Орындаш стал единственным из них, кому удалось покинуть Молдову до задержания.

В мае 2024 года Апелляционная палата Кишинева вынесла первый приговор по делу «Ландромат». Суд признал бывшего судью Георге Маркитана виновным, однако освободил его от уголовной ответственности из-за истечения срока давности.

Суд установил, что в 2011 году Маркитан умышленно вынес решение, противоречащее закону. Это решение привело к финансовым последствиям на сумму около $200 млн.

Еще один судья также избежал тюремного срока, несмотря на признание вины по делу «Ландромат». Уголовное расследование длилось около четырех месяцев, а судебное разбирательство растянулось на семь лет. Из-за этого истек срок давности. Если бы этого не произошло, суд мог назначить штраф или лишение свободы сроком до пяти лет. Приговор суд вынес в апреле 2024 года.

В июле 2024 года суд вынес еще один приговор по делу «Ландромат». Он признал бывшего судью виновным, но освободил его от уголовного наказания — снова из-за истечения срока давности.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: