esp.md

Пытки в полиции Сорок? Что стало известно из отчета Народного адвоката

Офис народного адвоката провел расследование по факту избиения двух мужчин полицейскими из инспектората Сорок. Правозащитники выяснили, что мужчин не просто избили, а пытали. Полицейские пытались скрыть этот факт, а мужчинам вовремя не оказали медицинскую помощь. Также в отчете раскритиковали прокуратуру за промедления в расследовании. Правозащитники считают, что дело можно квалифицировать по более весомой статье и расследовать не только пытки, но и незаконное лишение свободы.

Что случилось

Офис народного адвоката опубликовал 27 мая отчет по итогам расследования избиения Виктора Гуцу и Георгия Ковальчука. Инцидент произошел 31 января 2022 года. Тогда Гуцу и Ковальчук отправились на заправку за сигаретами. У них произошел конфликт с пятью другими посетителями. Гуцу и Ковальчук вызвали полицию. Однако, когда полицейские приехали, на заправке остались только Гуцу и Ковальчук. Трое полицейских начали их избивать.

Гуцу успел еще раз позвонить в службу 112, и сообщить об избиении. В отчете Народного адвоката отметили, что вызов зарегистрировали, но указали, что Гуцу требовал, чтобы инспекторат полиции отвез его домой. Эту информацию сообщили и начальству. Правозащитники считают, что полицейские поступили так, чтобы отвлечь внимание от того, что Гуцу и Ковальчука пытали.

После звонка в 112 Гуцу и Ковальчука силой усадили в полицейскую машину, и привезли в сорокский инспекторат полиции. Там их удерживали и избивали более трех часов. При этом полицейские не зарегистрировали их как задержанных.

В отчете также отметили, что, согласно медицинскому заключению, Гуцу и Ковальчук получили серьезные травмы, а у инцидента были долгосрочные последствия: сломанные ребра, невыносимые головные боли, тревога, страх, беспокойный сон, повреждение ног и черепа,, и т.д.). Также правозащитники подчеркнули, что оба пострадавших содержат свои семьи, но пока лечились не могли работать, и это отразилось на их семейном бюджете.

«Недопустимо, чтобы людей, которые обратились за помощью полицию, задержали, а потом избили», — подчеркнули в отчете.

Что нарушили полицейские

В Офисе народного адвоката отметили, что ни один из полицейских, бывших в инспекторате полиции, кроме тех, кто завел Гуцу с Ковальчуком в кабинет, не помешали избиению. По мнению правозащитников, остальных полицейских можно считать соучастниками пыток и привлечь к расследованию.

Также правозащитники отметили, что у них создалось впечатление, что «бездействие и толерантность к серьезным нарушениям 2-3 сотрудников полиции были известны всем сотрудникам Инспектората Сорок».

«Их молча приняли. Предполагаем, что полицейские из инспектората Сорок присутствовали/участвовали в других подобных действиях», — отметили в отчете.

Кроме того, авторы отчета выяснили, что записи в отчетах о задержании пытались подделать, чтобы скрыть, что Гуцу и Ковальчука не зарегистрировали в ночь избиения. В отчете не согласились с выводами внутреннего расследования МВД о том, что к Гуцу и Ковальчуку просто применили силу. Правозащитники считают, что их именно пытали.

В Офисе народного адвоката подчеркнули, что Гуцу и Ковальчук не оказывали сопротивления полиции, не должны были давать показания или объяснения — поэтому, по мнению правозащитников, их незаконно задержали.

По сведениям Офиса народного адвоката, в инспекторате полиции Гуцу и Ковальчука осмотрели дежурные врачи. Они измерили им давление, но не госпитализировали, чтобы провести более основательный осмотр. В Сорокской больнице сообщили, что никакие сообщения об избитых полицейскими им не поступали. Правозащитники считают, что это говорит о том, что полицейские не обеспечили пострадавшим необходимую помощь.

Как внутреннее расследование пыталось защитить полицейских

У авторов отчета возникли вопросы в связи с тем, что трое полицейских продолжали работать после инцидента вплоть до 2 марта 2022 года. Они отметили, что инцидент получил огласку 4 февраля, а решение об их отстранении от работы приняли 11 февраля. При этом внутреннее расследование Генинспектората полиции подтвердило, что трое полицейских «скомпрометировали престиж должности и очернили имидж полиции».

Однако в ГИП посчитали, что к задержанным просто «применили силу», а не пытали.

«Народный адвокат считает, что внутреннее расследование не было объективным. По его оценке, трое полицейских пытали жертв», — подчеркнули в отчете. Также там возмутились тем, что в ходе внутреннего расследования ничего не упомянули о соучастниках, которые не прервали пытки.

В Офисе народного адвоката считают, что внутреннее расследование нужно возобновить и проверить «действия и бездействия всех сотрудников полиции, которые участвовали в пытках, и тех, кто пытался замять дело». Также правозащитники призвали проверить, были ли другие случаи пыток в инспекторате Сорок.

Кроме того, в Офисе отметили, что пострадавшие не обратились повторно в Сорокскую полицию или прокуратуру, потому что боялись мести полицейских, которые их пытали. Поэтому пострадавшие подали жалобу в Генпрокуратуру, которая находится в Кишиневе. Народный адвокат настаивает, чтобы полицейские не оказывали давление на жертв с момента получения этого отчета, иначе это будут квалифицировать как вмешательство в работу Народного адвоката.

Что (не) сделала прокуратура

В отчете отметили, что 4 февраля прокуратура Сорок начала расследовать случившееся. Дело квалифицировали, как пытки, совершенные против двух или более лиц двумя или более лицами. Но подозреваемых не только не задержали, — им до сих пор не предъявили обвинения.

Народный адвокат также считает, что дело необходимо переквалифицировать. По его мнению, речь в нем идет о пытках, совершенных «публичным лицом […]или с ведома или молчаливого согласия указанных лиц». Кроме того, он считает, что в деле идет речь и о злоупотреблении служебным положением, превышении полномочий и незаконном лишении свободы.

В отчете отмечено, что расследование «идет сложно» и «затягивается». В связи с этим правозащитники рекомендовали Генпрокуратуре следить за ходом расследования, и уведомлять об этом общественность. Также Народный адвокат рекомендовал Генпрокуратуре проанализировать, можно ли переквалифицировать дело. Еще одна рекомендация — найти возможность защитить жертв от агрессоров.

Отметим, вечером 27 мая Генинспекторат полиции сообщил, что учтет рекомендации офиса Народного адвоката о случе в Сороках. Кроме того, глава полиции Виорел Чернэуцяну договорился провести с омбудсменом совместное рабочее заседание, чтобы обсудить инцидент.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

screenshot

«Вы — позор». Усатый ответил на критику правительства из-за концертов возле «Поезда боли»

Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый выступил с реакцией на критику правительства в связи с проведением концерта возле выставки «Поезд боли», посвященной сталинским депортациям. В соцсети Усатый заявил, что вагоны, являющиеся частью выставки, не пострадали, и никакого беспорядка на территории не было. Он также назвал центральные власти «позором».

«Вы — позор, господин Бэлуцел, Речан, пасисты, трансвеститы и так далее. Для меня вы все равны. Никакой дискриминации. (…) Вагон не накрыли, чтобы скрыть прошлое, не было провокаторов, которые могли устроить там беспорядок. Мы охраняли его сильнее, чем вы», — сказал Усатый.

Ни правительство, ни PAS пока не прокомментировали заявление Усатого.

Напомним, что 15 июля Ренато Усатый организовал второй концерт Фестиваля выпускников 2025 года на центральной площади Кишинева. На концерте выступили как артисты из Молдовы, так и из России: Леонид Агутин и Люся Чеботина. Изначально в концерте должна была принять участие группа «Руки Вверх», известная своими выступлениями на прокремлевских митингах и концертах на оккупированных территориях. Однако позже Усатый заявил, что группа не будет участвовать.

На первом концерте Выпускного фестиваля-2025, который состоялся 2 июля, также выступили российские артисты: Баста (Василий Вакуленко) и Макан (Андрей Косолапов). Баста находится под санкциями Украины за концерты, проводимые в оккупированном Крыму, а Макан недавно выступал в Луганской области Украины, незаконно аннексированной Россией.

«Оскорбление нашей коллективной памяти» — так пресс-секретарь правительства Даниел Водэ назвал концерт, организованный Усатым в центре Кишинева.. А все потому, что концерт прошел рядом с «Поездом боли» — выставкой, посвященной сталинским депортациям. Водэ также раскритиковал мэрию Кишинева за то, что она разрешила провести концерт рядом с выставкой. В ответ советник мэра столицы Наталья Иксарь обвинила Водэ в «манипуляции», отметив, что у мэрии нет полномочий разрешать или запрещать мероприятия, она лишь регистрирует их.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: