Пытки в полиции Сорок? Что стало известно из отчета Народного адвоката
5 мин.

Пытки в полиции Сорок? Что стало известно из отчета Народного адвоката

Офис народного адвоката провел расследование по факту избиения двух мужчин полицейскими из инспектората Сорок. Правозащитники выяснили, что мужчин не просто избили, а пытали. Полицейские пытались скрыть этот факт, а мужчинам вовремя не оказали медицинскую помощь. Также в отчете раскритиковали прокуратуру за промедления в расследовании. Правозащитники считают, что дело можно квалифицировать по более весомой статье и расследовать не только пытки, но и незаконное лишение свободы.

Что случилось

Офис народного адвоката опубликовал 27 мая отчет по итогам расследования избиения Виктора Гуцу и Георгия Ковальчука. Инцидент произошел 31 января 2022 года. Тогда Гуцу и Ковальчук отправились на заправку за сигаретами. У них произошел конфликт с пятью другими посетителями. Гуцу и Ковальчук вызвали полицию. Однако, когда полицейские приехали, на заправке остались только Гуцу и Ковальчук. Трое полицейских начали их избивать.

Гуцу успел еще раз позвонить в службу 112, и сообщить об избиении. В отчете Народного адвоката отметили, что вызов зарегистрировали, но указали, что Гуцу требовал, чтобы инспекторат полиции отвез его домой. Эту информацию сообщили и начальству. Правозащитники считают, что полицейские поступили так, чтобы отвлечь внимание от того, что Гуцу и Ковальчука пытали.

После звонка в 112 Гуцу и Ковальчука силой усадили в полицейскую машину, и привезли в сорокский инспекторат полиции. Там их удерживали и избивали более трех часов. При этом полицейские не зарегистрировали их как задержанных.

В отчете также отметили, что, согласно медицинскому заключению, Гуцу и Ковальчук получили серьезные травмы, а у инцидента были долгосрочные последствия: сломанные ребра, невыносимые головные боли, тревога, страх, беспокойный сон, повреждение ног и черепа,, и т.д.). Также правозащитники подчеркнули, что оба пострадавших содержат свои семьи, но пока лечились не могли работать, и это отразилось на их семейном бюджете.

«Недопустимо, чтобы людей, которые обратились за помощью полицию, задержали, а потом избили», — подчеркнули в отчете.

Что нарушили полицейские

В Офисе народного адвоката отметили, что ни один из полицейских, бывших в инспекторате полиции, кроме тех, кто завел Гуцу с Ковальчуком в кабинет, не помешали избиению. По мнению правозащитников, остальных полицейских можно считать соучастниками пыток и привлечь к расследованию.

Также правозащитники отметили, что у них создалось впечатление, что «бездействие и толерантность к серьезным нарушениям 2-3 сотрудников полиции были известны всем сотрудникам Инспектората Сорок».

«Их молча приняли. Предполагаем, что полицейские из инспектората Сорок присутствовали/участвовали в других подобных действиях», — отметили в отчете.

Кроме того, авторы отчета выяснили, что записи в отчетах о задержании пытались подделать, чтобы скрыть, что Гуцу и Ковальчука не зарегистрировали в ночь избиения. В отчете не согласились с выводами внутреннего расследования МВД о том, что к Гуцу и Ковальчуку просто применили силу. Правозащитники считают, что их именно пытали.

В Офисе народного адвоката подчеркнули, что Гуцу и Ковальчук не оказывали сопротивления полиции, не должны были давать показания или объяснения — поэтому, по мнению правозащитников, их незаконно задержали.

По сведениям Офиса народного адвоката, в инспекторате полиции Гуцу и Ковальчука осмотрели дежурные врачи. Они измерили им давление, но не госпитализировали, чтобы провести более основательный осмотр. В Сорокской больнице сообщили, что никакие сообщения об избитых полицейскими им не поступали. Правозащитники считают, что это говорит о том, что полицейские не обеспечили пострадавшим необходимую помощь.

Как внутреннее расследование пыталось защитить полицейских

У авторов отчета возникли вопросы в связи с тем, что трое полицейских продолжали работать после инцидента вплоть до 2 марта 2022 года. Они отметили, что инцидент получил огласку 4 февраля, а решение об их отстранении от работы приняли 11 февраля. При этом внутреннее расследование Генинспектората полиции подтвердило, что трое полицейских «скомпрометировали престиж должности и очернили имидж полиции».

Однако в ГИП посчитали, что к задержанным просто «применили силу», а не пытали.

«Народный адвокат считает, что внутреннее расследование не было объективным. По его оценке, трое полицейских пытали жертв», — подчеркнули в отчете. Также там возмутились тем, что в ходе внутреннего расследования ничего не упомянули о соучастниках, которые не прервали пытки.

В Офисе народного адвоката считают, что внутреннее расследование нужно возобновить и проверить «действия и бездействия всех сотрудников полиции, которые участвовали в пытках, и тех, кто пытался замять дело». Также правозащитники призвали проверить, были ли другие случаи пыток в инспекторате Сорок.

Кроме того, в Офисе отметили, что пострадавшие не обратились повторно в Сорокскую полицию или прокуратуру, потому что боялись мести полицейских, которые их пытали. Поэтому пострадавшие подали жалобу в Генпрокуратуру, которая находится в Кишиневе. Народный адвокат настаивает, чтобы полицейские не оказывали давление на жертв с момента получения этого отчета, иначе это будут квалифицировать как вмешательство в работу Народного адвоката.

Что (не) сделала прокуратура

В отчете отметили, что 4 февраля прокуратура Сорок начала расследовать случившееся. Дело квалифицировали, как пытки, совершенные против двух или более лиц двумя или более лицами. Но подозреваемых не только не задержали, — им до сих пор не предъявили обвинения.

Народный адвокат также считает, что дело необходимо переквалифицировать. По его мнению, речь в нем идет о пытках, совершенных «публичным лицом […]или с ведома или молчаливого согласия указанных лиц». Кроме того, он считает, что в деле идет речь и о злоупотреблении служебным положением, превышении полномочий и незаконном лишении свободы.

В отчете отмечено, что расследование «идет сложно» и «затягивается». В связи с этим правозащитники рекомендовали Генпрокуратуре следить за ходом расследования, и уведомлять об этом общественность. Также Народный адвокат рекомендовал Генпрокуратуре проанализировать, можно ли переквалифицировать дело. Еще одна рекомендация — найти возможность защитить жертв от агрессоров.

Отметим, вечером 27 мая Генинспекторат полиции сообщил, что учтет рекомендации офиса Народного адвоката о случе в Сороках. Кроме того, глава полиции Виорел Чернэуцяну договорился провести с омбудсменом совместное рабочее заседание, чтобы обсудить инцидент.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: