R.I.P. Коалиция надежды. Александра Батанова о том, чему нас научил союз ПСРМ-ACUM
4 мин.

R.I.P. Коалиция надежды. Александра Батанова о том, чему нас научил союз ПСРМ-ACUM

В Молдове 14 ноября появилось новое правительство. Оно пришло на смену кабинету министров Майи Санду. С падением правительства Санду умерла и коалиция Партии социалистов и блока АСUM — первая в истории Молдовы коалиция диаметрально противоположных политических сил, сумевших найти общий язык ради большой цели. Корреспондент NM Александра Батанова написала своеобразный некролог ушедшей Коалиции. И тем переменам, которые она, пусть ненадолго, привнесла в молдавскую политику.

(8 июня 2019 — 12 ноября 2019)

Она родилась в темном зале молдавского парламента.  О ее рождении объявили во всеуслышание утром 8 июня, когда депутаты блока ACUM и Партии социалистов подписали соглашение о сотрудничестве, а затем назначили руководство парламента и сформировали правительство.

«Диктатор пал», «олигархический режим в оппозиции», — говорила нам Коалиция с экранов телевизоров. «Диктатор пал», — повторяли тысячи голосов в Молдове, в Италии, Канаде, Австралии, Америке и бог еще знает где.

Кто-то почувствовал острое желание вернуться домой, кто-то понял, что теперь сможет это сделать без риска сесть в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Показалось, что даже дышать теперь легче.

«Олигархический режим» не стал легко сдаваться и с экранов телевизоров пугал граждан Молдовы «русскими танками» и называл Коалицию «узурпатором» и «альянсом Козака». Но она держалась и со свойственным маленьким детям бесстрашием делала первые шаги. Да, не без помощи «взрослых» — посольств ЕС, США и России. Но все же.

Поборов внутренние противоречия, забыв о том, что в ней живут как минимум две личности с совершенно разными взглядами на этот мир, она собралась и пошла вперед к своей цели — изменять страну, в которой она собиралась расти. Изменять страну, которая заждалась перемен, и для которой эта Коалиция стала глотком свежего воздуха и символом того, что нет ничего невозможного, если есть политическая воля.

Многие еще до его рождения предрекали этому политическому младенцу скоропостижный конец. Утверждали, что личные амбиции и разница во взглядах не позволят ему выжить. Другие возлагали на Коалицию столь большие надежды, что разочаровавшись, в унисон с «бывшей властью» сами стали желать ей скорейшей кончины. Для некоторых кончина Коалиции стала настоящей трагедией, и они плакали, стоя 12 ноября у здания парламента.

Да, она умерла молодой. Но рано ли? Споткнулась ли она о должность генпрокурора, и действительно ли в этом была причина? И вообще, важны ли ответы на эти вопросы? Может, важнее задуматься о том, на что люди дали мандат этой коалиции?

Можно долго перечислять, что ПСРМ и ACUM смогли сделать за эти пять месяцев, а что нет. Можно обвинять каждого из них в развале коалиции и пытаться разобраться в их скрытых мотивах. Но тогда мы не увидим самого главного.

Возможно, сам факт рождения этой Коалиции означал намного больше, чем любые конкретные действия. Родившись 8 июня, эта Коалиция стала ярким примером того, как можно поступать правильно. Как, объединившись ради общей цели и забыв о том, какие мы разные, можно изменять действительность, в которой мы живем. Как можно поступать честно и гордиться этим.

Да, в итоге все вернулось к исходной точке. Но, может, это был как раз тот пример, который был всем нужен? Может, теперь, формируя новые коалиции, или подписывая секретные соглашения о распределении должностей, политики, которые, пусть и недолго, были частью чего-то правильного, вспомнят о том, что может быть по-другому. Что они умеют думать не только о министерских портфелях, власти и личных амбициях, но и о людях, которые их к этой власти привели, проголосовав на выборах.

Хотелось бы верить, что эта Коалиция, которую при жизни называли «Коалицией надежды», все же сумела чему-то научить молдавский политический класс.

И пусть память ее будет светла.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: