санду, додон, коалиция, 8июня
EPA/STR

R.I.P. Коалиция надежды. Александра Батанова о том, чему нас научил союз ПСРМ-ACUM

В Молдове 14 ноября появилось новое правительство. Оно пришло на смену кабинету министров Майи Санду. С падением правительства Санду умерла и коалиция Партии социалистов и блока АСUM — первая в истории Молдовы коалиция диаметрально противоположных политических сил, сумевших найти общий язык ради большой цели. Корреспондент NM Александра Батанова написала своеобразный некролог ушедшей Коалиции. И тем переменам, которые она, пусть ненадолго, привнесла в молдавскую политику.

(8 июня 2019 — 12 ноября 2019)

Она родилась в темном зале молдавского парламента.  О ее рождении объявили во всеуслышание утром 8 июня, когда депутаты блока ACUM и Партии социалистов подписали соглашение о сотрудничестве, а затем назначили руководство парламента и сформировали правительство.

«Диктатор пал», «олигархический режим в оппозиции», — говорила нам Коалиция с экранов телевизоров. «Диктатор пал», — повторяли тысячи голосов в Молдове, в Италии, Канаде, Австралии, Америке и бог еще знает где.

Кто-то почувствовал острое желание вернуться домой, кто-то понял, что теперь сможет это сделать без риска сесть в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Показалось, что даже дышать теперь легче.

«Олигархический режим» не стал легко сдаваться и с экранов телевизоров пугал граждан Молдовы «русскими танками» и называл Коалицию «узурпатором» и «альянсом Козака». Но она держалась и со свойственным маленьким детям бесстрашием делала первые шаги. Да, не без помощи «взрослых» — посольств ЕС, США и России. Но все же.

Поборов внутренние противоречия, забыв о том, что в ней живут как минимум две личности с совершенно разными взглядами на этот мир, она собралась и пошла вперед к своей цели — изменять страну, в которой она собиралась расти. Изменять страну, которая заждалась перемен, и для которой эта Коалиция стала глотком свежего воздуха и символом того, что нет ничего невозможного, если есть политическая воля.

Многие еще до его рождения предрекали этому политическому младенцу скоропостижный конец. Утверждали, что личные амбиции и разница во взглядах не позволят ему выжить. Другие возлагали на Коалицию столь большие надежды, что разочаровавшись, в унисон с «бывшей властью» сами стали желать ей скорейшей кончины. Для некоторых кончина Коалиции стала настоящей трагедией, и они плакали, стоя 12 ноября у здания парламента.

Да, она умерла молодой. Но рано ли? Споткнулась ли она о должность генпрокурора, и действительно ли в этом была причина? И вообще, важны ли ответы на эти вопросы? Может, важнее задуматься о том, на что люди дали мандат этой коалиции?

Можно долго перечислять, что ПСРМ и ACUM смогли сделать за эти пять месяцев, а что нет. Можно обвинять каждого из них в развале коалиции и пытаться разобраться в их скрытых мотивах. Но тогда мы не увидим самого главного.

Возможно, сам факт рождения этой Коалиции означал намного больше, чем любые конкретные действия. Родившись 8 июня, эта Коалиция стала ярким примером того, как можно поступать правильно. Как, объединившись ради общей цели и забыв о том, какие мы разные, можно изменять действительность, в которой мы живем. Как можно поступать честно и гордиться этим.

Да, в итоге все вернулось к исходной точке. Но, может, это был как раз тот пример, который был всем нужен? Может, теперь, формируя новые коалиции, или подписывая секретные соглашения о распределении должностей, политики, которые, пусть и недолго, были частью чего-то правильного, вспомнят о том, что может быть по-другому. Что они умеют думать не только о министерских портфелях, власти и личных амбициях, но и о людях, которые их к этой власти привели, проголосовав на выборах.

Хотелось бы верить, что эта Коалиция, которую при жизни называли «Коалицией надежды», все же сумела чему-то научить молдавский политический класс.

И пусть память ее будет светла.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

NewsMaker

В Приднестровье продлили режим ЧП в экономике

В Приднестровье на 30 дней продлили режим чрезвычайного положения в экономике. Местный парламент на заседании 9 июля утвердил указ приднестровского лидера Вадима Красносельского.

«Причина — чрезвычайная ситуация экономического характера, обусловленная сокращением поставок природного газа, повлекшим за собой тяжелый общеэкономический кризис», — говорится в пресс-релизе местного парламента.

Напомним, Приднестровье 11 декабря 2024 года объявило режим чрезвычайного положения в экономике региона. С тех пор его неоднократно продлевали.

18 июня этого года приднестровский лидер Вадим Красносельский заявил о риске «финансового и социального коллапса» в регионе. Резкий экономический спад вызвал энергетический кризис, с которым регион столкнулся в начале 2025 года. Россия прекратила подачу газа в непризнанную республику. Из-за этого Левобережье больше месяца жило без газа, отопления, горячей воды и с веерными отключениями электричества.

Затем Кишинев и Тирасполь договорились о «венгерской схеме» поставки газа в Приднестровье. Эта схема, как заявляли Тирасполя, оплачивается за счет кредита России. Газ поставляет венгерская MET через Moldovagaz, деньги за него перечисляет дубайская компания (ее название неизвестно). Тогда сообщалось, что газ будет поступать в объеме до 3 млн кубометров в сутки. Этого объема Приднестровью якобы хватает только для обеспечения критической жизнедеятельности (отопление, электроэнергия, пищевое производство). Одним из условий поставки, которые выдвинул Кишинев, как раз и было неиспользование этого газа для промышленного производства. Но власти региона решили пораньше завершить отопительный сезон, а затем стало известно о возобновлении работы крупных промышленных предприятий, которые в основном и наполняют приднестровский бюджет.

В июне появилась информация, что у региона вновь проблемы с поставкой газа. Объем промышленного производства в Приднестровье за этот период снизился почти вполовину. При этом спад в электроэнергетике составил 51,5%, в черной металлургии — 68%. Не так сильно пострадала лишь пищевая промышленность, работающая на внутренний рынок непризнанной республики. Экспорт Приднестровья сократился на 31,5%, и это без учета экспорта электроэнергии Молдавской ГРЭС на Правый берег.

На этом кризис не закончился. В начале июня с метановых заправок пропал газ. Также местное правительство объявило, что выплаты зарплаты будет осуществляться по частям, но не реже одного раза в месяц. Также местный Верховный совет принял решение перенаправить текущие поступления из местного бюджета в центральный бюджет непризнанной республики.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: