Из-за массовой трудовой миграции и снижения рождаемости доля трудоспособного населения в Молдове приближается к критической. И, если работодатели жалуются на дефицит квалифицированных кадров и завышенные требования соискателей, то те, кто ищет работу, говорят, что условия труда в родной стране нередко кабальные. NM решил выяснить, какой режим работы и условия труда предлагают молдавские компании, и сравнить их с принятыми в других странах.
Сколько и как работают в разных странах
Международная организация труда (МОТ) пришла к выводу, что «длинный или неограниченный рабочий день — признак низкого развития экономики страны».
По данным МОТ, в 2017 году самая длинная рабочая неделя была в Таиланде — 84 часа: там принята шестидневка, то есть получается 14 часов в день. Еще один рекордсмен — Коста-Рика, где в неделю в среднем работают 72 часа: с учетом пятидневки получается 14,5 часов в день.
Но это — показатели стран, где рабочее время хоть как-то регламентируются. Есть беднейшие страны Африки, например, Сьерра-Леоне, Конго, Бурунди, или Азии — Лаос, Тимор-Лесте, Непал, где рабочее время и сегодня никак не ограничено.
А в законодательстве Индии нет никаких упоминаний не только о рабочем времени или минимальной оплате труда, но и о минимальном отпуске работников.
В высокоразвитой Японии другая проблема: там рабочая неделя по закону составляет 44 часа, то есть рабочий день с учетом пятидневки — не больше 9 часов. Но на практике специфическая корпоративная и национальная культура приводит к тому, что рабочий день японца может длиться 14 часов и дольше. Результатом этого стала массовая «кароши» — смерть от инфаркта или инсульта от постоянного переутомления, недосыпания и стресса на работе. Каждый год «кароши» становится в Японии причиной смерти тысяч людей, в том числе представителей высших эшелонов власти.
В США длительность рабочего дня никак не ограничена, нет там и понятия МРОТ (минимальный размер оплаты труда). В странах Евросоюза законодательство об охране труда подводят под единый стандарт — не более 48 рабочих часов в неделю.
Шведский эксперимент
В 2015 году в Швеции решили провести социальный эксперимент — сократить официальный рабочий день с восьми до шести часов. Теоретические исследования показывали, что восемь часов с точки зрения продуктивности — это много, так как работники могут выполнить все свои функциональные обязанности и за шесть часов. А оставшиеся два часа можно освободить для отдыха и общения с семьей, что дает дополнительную мотивацию для работы.
Кроме того, как выяснили в Швеции, длинный рабочий день в конечном итоге не увеличивает производительность, так как на заключительные рабочие часы приходится не более 10% активности.
Эксперимент в Швеции показал: если укоротить рабочий день, работники меньше устают, реже просят отгулы и выходят на больничный, рабочая атмосфера в коллективе улучшается, и даже улучшается отношение работников к руководству. Несмотря на это, в Швеции отказались от шестичасового рабочего дня. Главная причина — это очень дорого обходится работодателям, особенно с учетом весьма высокой налоговой нагрузки.
Но некоторые частные компании в Швеции, а также в соседних Дании и Норвегии решили все-таки перейти на сокращенный рабочий день и сохраняют такой режим работы и сегодня.
Вопрос о длительности рабочего дня и недели нередко попадает в повестку крупнейших экономических форумов. Так, на Всемирном экономическом форуме в Давосе, который прошел в конце января 2019 года, эксперты также призывали компании пересмотреть свое отношение к рабочему графику. Психолог Wharton School из Пенсильвании Адам Грант уверял, что при сокращении рабочих часов сотрудники производят столько же, но при этом работают эффективней и качественней и чувствуют себя лучше.
Сколько и как работают в Молдове
В Молдове трудовое законодательство формально вполне укладывается в нормы, которые предлагает Международная организация труда: рабочая неделя не больше 40 часов, а длительность рабочего дня — не больше 10 часов.
Если же рабочий день длиннее, необходимо письменное согласие работника и особая ставка оплаты сверхурочных часов. Эти требования не распространяются на сверхурочную работу в сфере национальной обороны, инфраструктуры (дороги, связь, другие коммуникации), почтовой службы.
Впрочем, трудовое законодательство в Молдове сплошь и рядом нарушается, особенно в неформальном секторе, когда работника просто не оформляют официально на работу.
По данным последнего доклада Всемирного банка (ВБ) об изменениях на мировом рынке труда, до 50% трудоспособного населения Молдовы занято в неформальном секторе экономики. Больше всего неформальная занятость характерна для торговли и сферы услуг, особенно там, где нужен «ремесленный» труд средней квалификации, например, на сервисных и ремонтных работах. Посчитать уровень неформальной занятости в сельхозсекторе, особенно с учетом сезонных работ, весьма сложно.
По словам эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, сегодня только 10% работников в Молдове, исключая бюджетную сферу, оформлены на работу с соблюдением всех норм трудового законодательства, включая восьмичасовой рабочий день, «белую» зарплату в полном объеме, выплаты в соцфонд и т.д. Это приводит к постоянным нарушениям прав работников, в том числе, к вынужденным переработкам, неоплате сверхурочных.
Это подтверждают и данные Государственной трудовой инспекции: в прошлом году ведомство провело 2317 проверок, выявив 15179 нарушений условий труда. Самые распространенные — невыплата заработной платы, привлечение к труду без оформления на работу, а также дополнительные трудовые нагрузки и обязанности без их оформления и оплаты.
Кроме того, по данным того же доклада ВБ, в Молдове большая проблема с оценкой трудового стажа и опыта. Так, например, в развитых странах мира каждый год трудового стажа увеличивает зарплату работника в среднем на 4% (с учетом инфляции), в Швеции этот показатель составляет 5,5%, в Германии — 4,4%, а в Молдове — 1,8%.
Кроме прочего, в Молдове плохо развиты профессиональные союзы, которые призваны защищать работников и их права, но на деле занимаются этим весьма вяло. Всего в профсоюзах у нас состоят лишь 25% работников.
Что в результате
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), лидерами по продуктивности труда в 2017 году стали Люксембург ($67,41 в час), Норвегия ($51,69 в час по продуктивности) и Швейцария ($49,31 в час).
Молдова в этот рейтинг в 2017 году не попала вообще. А, значит, рейтинг производительности в республике — меньше $30 в час, что ниже показателей Коста-Рики и Мексики.
При подсчете продуктивности по методике ОЭСР выяснилось, что в 2017 году час труда по продуктивности стоил в Молдове $2,58.
При этом, Молдова — один из лидеров по продолжительности рабочего года. В среднем он длится 2011 часов. В России, например, он составляет 1974 часа, в Италии — 1730 часов, в Дании — 1430 часов.
Средний молдавский работник проводит на работе чуть меньше работника из Латинской Америки, и почти на треть больше, чем работник в ЕС. Но ценность его труда на 50% ниже латиноамериканской и на 300% меньше среднеевропейской.