Генпрокурор Александр Стояногло не пришел на заседание парламентской комиссии по «Ландромату». Председатель комиссии — депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Инга Григориу прождала его около получаса. После этого депутат зачитала вопросы, которые намерена была задать генпрокурору, и сообщила, что отправит их ему в письменном виде. В Генпрокуратуре NM cообщили, что ранее высказали свою позицию в пресс-релизе.
В парламенте 29 декабря прошло очередное заседание парламентской комиссии по «Ландромату». На заседание пригласили генпрокурора Александра Стояногло, однако, по словам председателя комиссии Инги Григориу, он не принял и не отклонил приглашение. Также Григориу рассказала, что комиссия так и не получила ответ от Союза приставов.
Во время заседания Григориу несколько раз заочно обращалась к генпрокурору и предлагала ему подключиться к онлайн-встрече. Она подчеркнула, что комиссия не намерена подменять следствие.
Она попросила депутата от Pro Moldova Владимира Чеботаря как экс-министра юстиции объяснить отсутствие на заседании генпрокурора. Чеботарь отметил, что в последнее время генпрокурор и другие прокуроры не отчитываются в парламенте, чтобы «не нарушать независимость прокуратуры». Он подчеркнул, что закон предусматривает, что генпрокурор должен представлять отчеты в парламент, но отметил, что действующее законодательство четко не регламентирует, как должны сотрудничать депутаты и прокуроры.
Также Григориу зачитала вопросы, которые хотела задать Стояногло. Кроме вопросов о том, как и когда власти Молдовы узнали о «Ландромате», Григориу поинтересовалась, почему Александр Стояногло вместе с Вячеславом Платоном, будучи депутатами парламента, проголосовали против ликвидации экономических судов. Следом за Григориу свои вопросы зачитал экономический эксперт Сергей Тофилат, который тоже входит в комиссию.
В пресс-службе Генпрокуратуры NM cообщили, что не будут комментировать ситуацию, и отметили, что высказали свою позицию в пресс-релизе, опубликованном 18 декабря.
Напомним, 18 декабря Григориу дала пресс-конференцию, на которой призвала общество оказать давление на правоохранительные органы, чтобы они завершили расследование. Григориу сообщила, что получила письмо преподавателей права, к которым обращался замгенпрокурора Руслан Попов. Он просил их объяснить, можно ли считать незаконным отмывание денег через молдавские суды и банки, «если с самого начала это не считали преступлением».
Вскоре Генпрокуратура опровергла информацию о том, что готовится закрыть дело о «Ландромате». В Генпрокуратуре посчитали выступление Григориу «прямым нападение на независимость прокуратуры» и «провоцированием истерики в обществе».
Также они пояснили, что обратились за помощью к преподавателям права, чтобы разработать теоретическую позицию и исключить возможность применения в расследовании двойных стандартов.
28 декабря в интервью изданию Коммерсантъ, Стояногло рассказал, что расследование «Ландромата» началось в 2013 году. Он отметил, что после его прихода в Генпрокуратуру выяснилось, что в накопленных материалах «нет никакой доказательной базы».
«Не далее как полгода назад я попросил коллег, чтобы мне представили полную картину материалов, которые у нас есть, чтобы мы спланировали определенные действия и могли определиться с квалификацией, направить виновных лиц в суд и так далее. Я был просто поражен, когда три месяца тому назад прокуроры, которые изучили это дело, а там где-то примерно 500 томов, докладывали мне, что по делу нет никаких доказательств», — рассказал Стояногло.